Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию. Знакомство с бурундуком

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Знакомство с бурундуком» по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 14 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание работы: данный конспект НОД будет полезен воспитателям и предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.
Задачи:
- Расширять представление детей о диких животных. Познакомить с обитателем леса - бурундуком, с его средой обитания, повадками, поведением.
- Развивать умения детей определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Воспитывать познавательный интерес к животным через природоведческую литературу.
Планируемые результаты:
- активизирована познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- сформирована познавательная активность через осознание причинно-следственных механизмов;
- сформировано понимание связей и отношений, существующих в природе.
Материал: загадка С. Цапаевой про бурундука, карточки-символы, трафареты бурундука на подгруппу детей, экологическое панно «Лес», познавательные энциклопедии, текст сказки «Медведь и бурундук», мультимедийное оборудование, презентация на тему «Почему у бурундука на спине полоски».
Словарная работа: защитная окраска, земляная белка, желто-бурая окраска меха, черно-белые полоски, повадки, среда обитания.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята, вы знаете, я хочу вам загадать загадку. Послушайте ее.
С. Цапаева
Чем-то схож я с белкой, дети.
Также я на ветку с ветки
Ловко прыгаю, играя.
Шубка есть, да не такая.
Спинка в черную полоску
Придает мне только лоску.
Хвост поменьше, лапки, ушки.
Обитаю на опушке.
Только та в дупле на елке,
Я же сплю в подземной норке.
И в нее я без помехи
Семена несу, орехи.
Ягод полон уж сундук.
Знаешь кто я? (Бурундук)
Педагог. Да, конечно, ребята, эта загадка про бурундука. (На экране появляется иллюстрация бурундука).
Дети рассматривают его.
2. Беседа о бурундуке, поисково-исследовательская деятельность
Педагог. Ребята, скажите, чем похож бурундук на белку, и чем он отличается от нее.
(Педагог обобщает ответы детей). Бурундук очень похож телосложением на белку. Тоже вытянутая мордочка, небольшие уши. Он также делает запасы на зиму как и белка. Еще бурундука называют родным братом белки! Только белка живет на деревьях, в дуплах, а бурундук роет свои норы в земле. За это его еще зовут земляной белкой. Окрас бурундука отличается от белки цветом шкурки (белка бывает рыжая и серая, а у бурундука желто-бурый окрас и черно-белые полоски на спине).
- Ребята, а как вы думаете, почему бурундук полосатый?
- А вы знаете, что у бурундука пять полосок на спине.
- А почему?
(Предположения детей).
Педагог. Ребята, а давайте проверим ваши предположения. Давайте вспомним, как мы можем узнать нужную нам информацию.
(Дети вспоминают способы получения информации: спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент).
Педагог. Да, для этого можно использовать карточки с изображением «методов исследования».
(Педагог вывешивает карточки-символы на доске, и дети определяют варианты поисковой деятельности. Например, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент).


После того, как дети с педагогом определились в способах деятельности, он предлагает разделиться на 3 команды и стать маленькими исследователями.
Одна группа детей будет проводить эксперимент, вторая – спросит у другого человека (взрослого), а третья группа – посмотрит в энциклопедии.
Первая группа детей работает с помощником воспитателя, который читает им нивхскую сказку «Медведь и бурундук» (См. приложение). Можно включить аудиозапись сказки.
Вторая группа проводит эксперимент. Педагог предлагает трафареты бурундука, которые необходимо обвести и закрасить. Дети должны закрасить бурундука без полосок и с полосками. Далее необходимо разместить этих животных на экологическое панно «Лес» и сделать сравнительный анализ, какая окраска поможет защититься бурундуку в лесу от хищников.
Третья группа детей смотрит детскую энциклопедию, в которой рассказывается о среде обитания, о повадках, образе жизни и роли полосатой окраски для защиты от хищников.
После работы по подгруппам дети собираются все вместе и выслушивают ответы своих товарищей.
После обсуждения полученной информации детям предлагается посмотреть презентацию на тему «Почему у бурундука полоски на спине».
Рефлексия.
Педагог. Ребята, что мы нового и интересного узнали сегодня?
- Какие трудности вы испытали в ходе выполнения поисковой деятельности?
Педагог обобщает полученную в ходе поисковой деятельности информацию.
- Спасибо за вашу работу.
В свободное время педагог предлагает для бурундука сделать лесную полянку и построить домик. Воспитатель показывает способы изготовления домика, деревьев, травы из бумаги и природного материала, обращая внимание на аккуратность и качество выполнения работы.
Приложение
Нивхская сказка «Медведь и бурундук».
Давным-давно шкура у бурундука была красная, и прыгал он по деревьям, и не спускался на землю. Но однажды пошел он погулять по тайге и встретил медведя.
- Какой ты большой и сильный!— сказал бурундук. — Ты, наверное,
ни одного зверя в тайге не боишься?
- Ни одного зверя не боюсь, - сказал медведь. - Только боюсь я железных стрел, которыми человек стреляет. А если у него стрелы с деревянным наконечником, то и стрел не страшно.
Бурундук говорит:
- А я и железных стрел не боюсь. Я маленький, и стрелы в меня не попадают.
Подумал медведь и говорит:
- Когда человек натравит на меня собаку, мне страшно. А вот когда много собак на меня бегут, тогда не спасешься.
- Эх ты, сказал бурундук, - стаи собак испугался! А я думал, что тебе в тайге не один зверь не страшен.
Рассердился медведь, что бурундук перечит ему, зарычал да как цапнет его когтистой лапой. Да так, что остались пять черных полосок а спине у бурундука.
С тех пор у всех бурундуков на спине пять черных полосок - след медвежьей лапы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии для старших дошкольников Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на матер Детский исследовательский проект в старшей группе на тему: Сахар Конспект ООД для детей старшей группы «О чём говорит нам вода»
Участник №201 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект НОД к 23 февраля в средней группе. Военные профессии | Развлечение в старшей группе к 8 марта. Сценарий "Посиделки"
Опубликовано: 654 дня назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 1677
+2
Голосов: 2
Ольга Геннадьевна Лебедева # 23 февраля 2015 в 15:08 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Очень заинтересовалась я Вашим материалом по познавательному развитию. И осталась довольна, даже возьму на заметку идею использования карточек с изображением «методов исследования».
Цели и задачи мероприятия достигнуты Вами в полной мере. Загадка, грамотно составленные вопросы будоражили детскую познавательную активность, заставляли их задумываться, искать пути решения. Спасибо за идею!
Только есть одна небольшая опечатка, пока есть возможность её надо исправить. "Детям должны закрасить бурундука без полосок и с полосками."
Ещё раз спасибо за материал!
Светлана Михайловна Усанькова # 23 февраля 2015 в 15:15 0
Ольга Геннадьевна, огромное спасибо за ваш отзыв!
Ираида Витальевна Старцева # 23 февраля 2015 в 18:29 +1
Добрый вечер Светлана Михайловна. Познакомилась с вашим конспектом. Очень интересный материал Вы представили. Хороший пример работы по подгруппам. Дети учиться узнавать новое и делиться с другими. Такой приём учит детей работать вместе. Интересные загадки и сказка. Хорошие символы карточки. Грамотно составлены вопросы. Они побуждают детей думать, размышлять, делать выводы. Голос.
Светлана Михайловна Усанькова # 23 февраля 2015 в 19:39 0
Ираида Витальевна! Спасибо за Ваш отзыв, за то что потратили время на мою работу. Очень приятно.
Наталия Николаевна Грудцинова # 25 февраля 2015 в 19:55 +1
Здравствуйте! понравилась Ваша идея работы по карточкам-символам (применю в своей работе). Успехов Вам! так держать!
Светлана Михайловна Усанькова # 25 февраля 2015 в 21:48 0
Наталия Николаевна! Спасибо за Ваш отзыв.