Конкурсы для педагогов и детей

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду

Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново

Описание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: "Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.


Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
• «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
• «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
• «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;
• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;
образовательные:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год.
1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному разви Самообразование педагога ДОУ Самообразование воспитателя по теме: Детское экспериментирование Перспективный план по самообразованию воспитателя детского сада

Похожие статьи:

Профессиональное развитие педагогов ДОУ в условиях малого города

Поздравительная открытка - панно «День Победы!» для детей 6-7 лет. Мастер-класс с пошаговым фото | Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда? " по ПДД
Опубликовано: 564 дня назад (23 мая 2015)
Просмотров: 27883
+12
Голосов: 12
Игорь Владимирович Грушевский # 3 июня 2015 в 20:04 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Интересная публикация! Голос!
Елена Анатольевна Реброва # 9 июня 2015 в 11:12 +2
Уважаемая Светлана Николаевна! Ваша публикация отчета по самообразованию - фундаментальная работа, которая послужит образцом по составлению такого рода документов педагогическим работникам. Отчет, составленный вами структурирован, грамотно сформулированы цели и задачи, а выводы подчеркивают повышение вашей компетенции. Анализ своей деятельности вы подкрепили сравнительной оценкой осознания детьми нравственных норм в прошедшем учебном году. Фотоматериал показывает, с каким удовлетворением приходят к вам ваши воспитанники. Молодец. Спасибо, что есть такие увлеченные своим делом педагоги. 1+
Марина Сергеевна Баранчукова # 2 августа 2015 в 20:14 +2
Добрый день, Светлана Николаевна! Работа по самообразованию, одна из самых трудных! У Вас это получилось блестяще! Примите мой голос!Приглашаю в гости!
Ираида Ивановна Ларионова # 5 августа 2015 в 07:49 +2
Прочитав ваш отчет, я поняла, какую огромную работу вы проделали. И я согласна, что работа по самообразованию одна из трудных.В наше время детям действительно трудно общаться друг с другом.Но. если правильно подойти к этой проблеме, то можно найти пути решения, что вы и сделали! Вы молодец, что взяли эту тему! Так держать! Голос!
Ольга Николаевна Аристова # 10 ноября 2015 в 21:11 +2
Добрый вечер!!С большим интересом читала Ваш отчет по самообразованию.Спасибо за работу.Мы у себя в саду каждый год пишем такой отчет.И что бы его написать нужно все спланировать и осуществить. а это огромная работа . с которой Вы справились. Творческих успехов!
Светлана Николаевна Ефименко # 7 февраля 2016 в 22:53 +3
Здравствуйте, Ольга Николаевна. Вы правы, написание отчёта по самообразованию требует и времени, и сосредоточенности.
Ирина Ивановна Гончарова # 15 февраля 2016 в 15:35 +1
Важная работа. Интересный материал. Примите голос.