Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в подготовительной группе. Басня Крылова "Ворона и лисица"

Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературе в подготовительной к школе группе по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Данный материал будет полезен педагогов дошкольных учреждений, работающим с детьми 6-7 лет.

Цель: продолжение знакомства детей с басней, как литературным жанром.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских
взаимоотношениях.
Образовательные:
- помочь детям узнать в прочитанном произведении И.А.Крылова «Ворона и лисица» знакомый литературный
жанр;
- учить детей определять, в чём заключается мораль;
- учить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и
синтаксических навыков;
- учить детей отвечать на вопросы по басне;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»;
- совершенствовать познавательную активность.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссворда, демонстрация мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»,
Словесные: слушание и обсуждение басни, беседа, творческие задания, словесная игра.
Практические: театр пантомимики, театральные методы выразительности (жестикуляция, мимика), разгадывание кроссворда.
Формы работы:
Игровая, вариативно – информационная (презентация)
Словарная работа: активизировать словарь - «мораль», «лесть», «комплимент».
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение и обсуждение басни «Кукушка и петух»; рассматривание иллюстраций к произведениям И.А.Крылова; беседы по басням; драматизации отрывков из басен; дидактическая игра «Объяснялки».
Подготовительная работа:
- презентация, видеоролик с героями басен И.А.Крылова;
- подготовка кроссворда;
- подбор видиоматериалов, аудиозаписи, произведений художественной литературы.
Оборудование и атрибуты:
- мультимедиа;
- аудиозапись басни «Ворона и лисица» в исполнении Игоря Ильинского;
- портрет И.А. Крылова;
- книги с баснями;
- мультфильм «Ворона и лисица». СССР, 1953.

Ход НОД:
I. Вводная часть:
На экране появляется изображение иллюстрации басни Ивана Андреевича Крылова «Кукушка и петух».

Воспитатель: узнайте, про кого я сейчас расскажу. Это поэт, баснописец…
Дети: Ивана Андреевича Крылова.
Воспитатель: правильно, а как называется произведение, иллюстрацию которого вы видите на экране?
Дети: басня «Кукушка и петух»
Воспитатель: посмотрите у нас сегодня выставка произведений Ивана Андреевича Крылова, здесь и его портрет и книги с его произведениями. Ивана Андреевича Крылова писал свои произведения в литературном жанре, который называется басня.

Дети рассматривают книги.






II. Основная часть:
Воспитатель: а теперь, усаживайтесь поудобнее. Сегодня я предлагаю вам прослушать аудиозапись ещё одной басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» в исполнении гениального артиста Игоря Ильинского.

Звучит аудиозапись басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» в исполнении Игоря Ильинского.

Воспитатель: скажите, что вы сейчас прослушали?
Дети: басню «Ворона и лисица»
Воспитатель: о ком эта басня?
Дети: о вороне и лисице. О том, как хитрая лисица льстила вороне, а ворона поверила в её лесть и потеряла добычу.
Воспитатель: подумайте и вспомните, на какие литературные жанры похожа басня?
Дети: басня похожа и на сказку, и на стихотворение.
Воспитатель: чем же отличается басня от сказки и стихотворения, что обязательно должно быть в басне?
Дети: в басне обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.

Воспитатель активизирует словарь детей: предлагает подобрать существительные и прилагательные к словам «лиса» и «ворона».

Воспитатель: как по-другому называют лису?
Дети: лисица, лисонька, лисичка, Патрикеевна, кума.
Воспитатель: лиса какая?
Дети: хитрая, рыжая, пушистая, большая.
Воспитатель: ворона какая?
Дети: умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная.
Воспитатель: я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить наших героев - Ворону и Лису.

Театр пантомимики. Дети по желанию выбирают себе роль, воспитатель зачитывает отрывки из басни «Ворона и лисица» (приложение 1), а дети стараются жестами и мимикой изобразить героев басни. Желательно, чтобы все дети были задействованы в этой постановке.

Воспитатель: по-моему, вы все замечательно показали и объясняли, как вы понимаете то или иное выражение и характер наших героев из басни «Ворона и лисица». А теперь проверим, как хорошо вы знаете содержание басни «Ворона и лисица» и попробуем разгадать кроссворд.

На экране появляется изображение сетки кроссворда.

воспитатель задаёт вопросы (приложение 2),

при правильном ответе на экране появляется надпись и звучит весёлая мелодия.

Воспитатель: молодцы, вы дали правильные ответы, и я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ворона и лисица».

Просмотр мультфильм «Ворона и лисица».

Воспитатель: вам понравился мультфильм по басне «Ворона и лисица»? А какой же урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль?
Дети: нужно умей отличать комплименты от лести. Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых повышается настроение. Они всегда сказаны от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые, приятные слова, а думает по- другому.
Воспитатель: можно сказать, что у него «у него камень за пазухой» (то есть, он думает плохо, говорит неискренне). Давайте же скажем комплименты друг другу.

III. Заключительная часть.
Словесная игра «Говорим комплименты».
Звучит мелодичная музыка. Дети говорят друг другу комплименты.

Воспитатель: говорите друг другу комплименты, добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
*****
Приложение 1.
Текст басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.


* Вещунья - предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.


Приложение 2.
Вопросы к кроссворду по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)

Вопросы по вертикали:
2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)




P.S. Уважаемые взрослые, читайте и рассказывайте детям басни Ивана Андреевича Крылова. И хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, автор учит нас понимать, что речь идёт о людях, помогает нам оценить их поступки, учит быть добрыми, честными и справедливыми.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Цветочное панно в технике квиллинг. Мастер-класс с пошаговыми фото | Комплексно – тематическое планирование в логопедической (подготовительной к школе) группе
Опубликовано: 728 дней назад (14 декабря 2014)
Просмотров: 6653
+35
Голосов: 35
Елена Зеленская # 14 декабря 2014 в 18:30 +4
Здравствуйте Светлана Николаевна. Очень интересная презентация.Красочные и добрые иллюстрации. Я думаю данный материал будет полезен педагогам не только дошкольных учреждений, но и начальных классов. Я тоже в своей работе часто использую презентации. Голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 декабря 2014 в 18:51 +4
Светлана Николаевна, заглянула к Вам в блог познакомиться с конспектом НОД по ознакомлению с басней И.А. Крылова "Ворона и лисица". Грамотно составленное занятие, хорошо прописаны задачи, методы и приёмы. Понравилось, что в начале занятия знакомите с книгами Крылова, детки их могут посмотреть, «потрогать». Использование аудиозаписи даёт возможность послушать басню в исполнении артиста, приобщает детей к сценической речи. Материал отрабатывается с помощью пантомимы и отгадывания кроссворда. А в завершении и мультик можно посмотреть! Интересно и подведение итогов занятия: учим ребят говорить комплименты, а не льстить. Статья хорошо отформатирована и представлена. Голосую с удовольствием,+1!
Ирина Анатольевна Князева # 14 декабря 2014 в 21:11 +3
Светлана Анатольевна! Прекрасно организованное мероприятие. Занятие, связанное с каким-либо образом или сюжетом, увлекает детей. Вы интересно продумали игры и вопросы. Примите и мой голос! Вам желаю Удачи!
Александр Семенович Жбанов # 14 декабря 2014 в 21:23 +4
Замечательный конспект, а иллюстрациям цены нет! Не в 5-м ли классе нас знакомили с баснями, моралью... А теперь дошкольники прекрасно знают Чехова! Вот времена! Очень интересное занятие, с удовольствием прочитал конспект к нему. Спасибо, Светлана Анатольевна!+1
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 14 декабря 2014 в 21:37 +2
Знакомство с литературным произведением происходит в спокойной, знакомой для детей обстановке.Хорошая подборка книг, иллюстраций. Поражает разнообразие форм и методов.Подходит, как для знакомства, так и на закрепление материала.Спасибо за приглашение.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 14 декабря 2014 в 21:48 +2
Светлана Николаевна, солидарна с Александром Семёновичем, разработка выполнена достойно! Сама публикация, благодаря качественным изображениям смотрится здорово! Изучение басен имеет огромное воспитательное значение, так как они содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Знакомилась и представляла какого было на занятии детям, столько вы продумали интересных моментов, которые направлены на формирование у дошкольников умения полноценно воспринимать басню.
Светлана Николаевна, погостила с удовольствием, единственное, обратила внимание на формулировку цели, но это такая мелочь по сравнению с той работой, которую вы проделали и с нами поделились. Голосую только ЗА!
УДАЧИ ВАМ!
С уважением, Т.Н.
Светлана Николаевна Ефименко # 14 декабря 2014 в 22:05 +6
Спасибо, Татьяна Николаевна, как говориться "И на старуху бывает проруха" scratch
Людмила Васильевна Мигунова # 14 декабря 2014 в 21:59 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Очень интересное, современное занятие, с использованием информационных технологий. Вы шагаете в ногу со временем. Очень хорошо просматривается работа над речью, замечательный приём с кроссвордом. С удовольствием голосую
Татьяна Галютина # 14 декабря 2014 в 22:41 +1
Светлана Николаевна,спасибо за приглашение!Чудесная разработка,насыщенная!Я уверена,что детям было очень интересно.А когда есть интерес,то и запоминается лучше.+1!
Ольга Третьякова # 15 декабря 2014 в 19:56 +1
Спасибо за приглашение)) Ваш конспект достоин внимания))) Все конкретно, понятно, доступно и интересно))) Не все отдают должное басням, а надо бы... в них такие замечательные морали)))
Светлана Анатольевна Скачедуб # 15 декабря 2014 в 19:58 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Ваша разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе- "высший пилотаж". Все грамотно продумано и выстроено в согласии ФГОСТа: вы четко прописали цель , задачи, основную область и интеграционные области, использовали мультимедийные технологии , прослеживается огромная предварительная работа по ознакомлению детей с литературным жанром - басней. На вашем занятии , дети- активные участники процесса, это огромный плюс в нашей работе. Безусловно басня - учит нас моральным ценностям, видеть пороки и высмеивать их. Творческих успехов . С уважением Светлана. Голосую.
Елена Юрьевна Письменная # 15 декабря 2014 в 20:14 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Познакомиться с конспектом НОД по ознакомлению с басней И.А. Крылова "Ворона и лисица". Какое замечательное познавательное занятие у Вас получилось. Конспект подробный, все четко, по порядку, в доступной форме дети знакомятся с басней. Вы удачно подобрали книги, иллюстрации для демонстрации и объяснения детям.Конечно же отдаю Вам свой голос! Желаю Вам творческих успехов и вдохновения!!!
Вера Викторовна Янченко # 15 декабря 2014 в 23:31 +3
Светлана Николаевна, спасибо большое за предоставленную возможность еще раз окунуться в прекрасный мир басни, вспомнить замечательного русского писателя И. А. Крылова, очень удачно выбрана тема, познавательно, примеры соотношения образов, да и мораль, немаловажная деталь в развитии детей, даже столь юного возраста! Оформлена публикация качественно, хороший фотоматериал, замечательные иллюстрации! Голосую +1! Удачи Вам!
Ирина Николаевна Большакова # 16 декабря 2014 в 18:57 +1
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с конспектом занятия, думаю деткам было очень интересно познакомиться с басней И.А.Крылова.Занятие познавательное и интересное получилось. Мой голос вам!
Минзия Кагировна Шириязданова # 19 декабря 2014 в 19:37 +1
Светлана Николаевна, Спасибо за приглашение. Вы проделали большую подготовительную работу для НОД. Хорошее познавательное занятие, дети были активными участниками. Дальнейших успехов!
Татьяна Волкова # 20 декабря 2014 в 22:12 +2
Доброго времени суток, Светлана Николаевна, спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с вашим конспектом, молодцы, построение басни всегда трудно для восприятия, потому что каждое слово в ней имеет определенное значение и в ней очень много слов, которые не употребляются в современном русском языке и слова эти практически в каждой строчке басни. Вы отлично продумали ход занятия, и что очень понравилось, познакомили детей, хотя бы с помощью аудио, с такими великим артистом, как Игорь Ильинский, думаю, что даже родители детей уже не знают, кто это. Великолепно, что вы представили для примера несколько изданий басен Крылова, подготовили отличные иллюстрации, задействовали все психические процессы детей во время занятия. Голос.
Елена Николаевна Черепанова # 21 декабря 2014 в 11:08 +2
Светлана Николаевна, Ваш конспект - образец, по которому можно учиться, чтобы подготовиться и провести грамотное занятие. Идет повторение пройденного и связь с новым материалом. Прекрасная презентация, все наглядно, ярко, интересно. Вопросы не просто так подготовлены, а в виде кроссворда, что привлекает и мотивирует детей. Прекрасно разобрана басня, сделаны ценные выводы. Дети включены в разные виды деятельности. Цель занятия достигнута, задачи выполнены. Занятие заслуживает самой высокой оценки. Мой голос!
Наталья Яковлевна Кресс # 21 декабря 2014 в 14:01 +1
Конспект полный, четко сформулирована цель и задачи, хорошее содержание. Знакомство с баснями полезно для дошкольников. Они учат отличать хорошее от плохого.
Вера Николаевна Стецюк # 21 декабря 2014 в 15:01 +2
Светлана Николаевна,спасибо за приглашение! Всякая басня говорит всегда больше, чем заключено в ее морали. Басни Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми; призваны научить нас познать самих себя, они способствуют тому, чтобы мы смогли увидеть, в первую очередь, свои недостатки. Басни Ивана Андреевича помогают нам постичь вечные, прописные истины, о которых мы забываем порой в суете жизни. А ребята сразу учатся быть добрыми с помощью словесной игры «Говорим комплименты».
Грамотно и подробно прописаны цель, задачи, методы и приёмы, формы работы, предварительная работа. Проделана большая подготовительная работа. Наверное, в спешке Вы забыли вставить предлог(про Ивана Андреевича Крылова), поставить правильное окончание (Иван Андреевич Крылов писал свои произведения). Проделана огромная работа! Всегда за!
Светлана Николаевна Ефименко # 21 декабря 2014 в 15:40 +6
Здравствуйте, Вера Николаевна. Спасибо, что откликнулись и написали такой подробный комментарий и отдельное спасибо за замечания по орфографии. Поверьте, что никакой спешки не было, данный конспект разрабатывался и проверялся не один день, но, как говориться, у меня, видно, "глаз замылился".
С уважением к Вам, Светлана Николаевна.
Светлана Евгеньевна Чернова # 21 декабря 2014 в 16:55 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Очень интересное занятие, с использованием ИКТ. Вы дошкольников знакомите с баснями, а у нас в 4 классе дети знакомятся с баснями, моралью. Басни И.А. Крылова учат быть добрыми, умными, честными. Хотя в баснях действуют птицы, животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о людях.У вас прекрасная презентация, все наглядно, ярко, интересно. Вопросы не просто так подготовлены, а в виде кроссворда, что привлекает и мотивирует детей.Вами проделана огромная работа. Голосую +1.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 21 декабря 2014 в 18:20 +2
Светлана Николаевна, не смогла пройти мимо Вашего увлекательного конспекта НОД по ознакомлению с басней И.А. Крылова "Ворона и лисица". Тем более, что в прошлом году исполнялось 245 лет со дня рождения столь знаменитого баснописца! Занятие составлено по всем методическим канонам: цель достигнута, задачи решены, использованы интересные методы и приёмы. Прекрасная подборка книг И.А.Крылова, сценическая аудиозапись, пантомимы и кроссворд - сочетание таких изюминок делает занятие насыщенным и интересным! Подведение итогов занятия оставляет незабываемый след в жизни ребёнка: Вы учите ребят говорить настоящие комплименты!
Рисунок из миниатюрной рукописной книги Сайнаковой Анастасии, 15 лет к басне "Мирская сходка"

С наступающим Новым годом! Творческих идей и находок!!! Голос!
Юлия Викторовна Бутова # 22 декабря 2014 в 23:06 +2
Отличная разработка! Вы так интересно знакомите детей с баснями, что не сомневаемся за исполнение цели, поставленной перед НОД.
Мероприятия такого рода воспитывают любовь к литературе, доброжелательность, учат детей определять, в чём заключается мораль, самостоятельно высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, совершенствуются познавательная активность и мыслительные способности детей. К тому же развиваются умения наблюдать, выделять, сравнивать. Дети становятся более коммуникабельны и учатся взаимодействовать друг с другом в процессе познавательной деятельности.
Примите голос!
Ирина Владимировна Ельцина # 23 декабря 2014 в 21:39 +1
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Замечательная разработка! Детей дошкольного возраста очень трудно знакомить с таким жанром, как басня, но с вашей презентацией и структурой проведенной образовательной деятельности - это будет легко. Спасибо за профессионализм составленной деятельности и приглашение. Голос!
Ирина Викторовна Родионова # 25 января 2015 в 21:20 +2
Свеглана Николаевна! Замечательный конспект! С удовольствием ознакомилась.Все четко и грамотно прописано и продумано: Цели, задачи, игры, вопросы. Интересный кроссворд. Игра "Комплименты" на развитие общения- в вашем конспекте как оригинальная находка, придает особую изюминку, т.к. соответствует тематике занятия. Подборка красочно оформленных книг расширяет восприятие детьми материала. Желаю творческих успехов!
Анна Сугак # 19 февраля 2015 в 11:01 +2
Здравствуйте! заинтересовал Ван блог и захотелось познакомиться с конспектом НОД по ознакомлению с басней И.А. Крылова "Ворона и лисица". Конспект очень хорош и содержателен, хорошо прописаны задачи, методы и приёмы. Очень понравилось, знакомство с книгами Крылова, в начале занятия детки их могут посмотреть, «потрогать». Аудиозаписи дают возможность прослушать басню, приобщают детей к сценической речи. И еще один положительный момент что с помощью пантомимы отгадывается кроссворд. Интересное подведение итогов занятия. Спасибо!
Светлана Николаевна Ефименко # 23 апреля 2015 в 23:38 +5
Уважаемые коллеги, благодарю вас за внимание к моей разработке, за положительные и конструктивные комментарии.
Елена Владимировна Овчинникова # 25 апреля 2015 в 23:44 +1
Светлана Николаевна, интересные Вы занятия проводите с дошкольниками!!! Такая серьезная подготовка к занятию, столько используете форм и методов. Кроссворды очень любят детишки. И хотя Ваш материал рассчитан на 6-7-летний возраст. Но он мне пригодится для 5-классников, т.к. мы эту басню по программе изучаем в 5 классе. Беру себе в закладки, отдельное спасибо за кроссворд!!!
Светлана Николаевна Ефименко # 25 апреля 2015 в 23:53 +5
Здравствуйте, Елена Владимировна. Спасибо за добрые слова в адрес моей разработки. И отдельное спасибо, что собираетесь применять её в своей практике.
Людмила Ивановна Федорова # 23 июня 2015 в 09:41 +1
Заглянула в блог познакомиться с конспектом и получила очень много полезного для своих уроков по Крылову.Конспект содержательный, изложен методически правильно, заслуживает высокой оценки. Сколько ценного и полезного в одном конспекте! Спасибо и примите мой голос.
Светлана Николаевна Ефименко # 23 июня 2015 в 20:53 +5
Здравствуйте, Людмила Ивановна. Благодарю Вас за столь высокую оценку и приятно, что материал пригодиться Вам в педагогической работе.