Конкурсы для педагогов и детей

Вводное занятие по введению подростков в волонтерскую деятельность

Тема: «Откройте сердце доброте» (вводное занятие в волонтерскую деятельность)
Возраст обучающихся: 14-18 лет

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Конспекты учебного занятия по теме «Откройте сердце доброте»
3. Список литературы
4. Приложения

Пояснительная записка
Занятие по теме «Откройте сердце доброте» является вводным в дополнительной общеобразовательной программе «Шаги навстречу».
Вводное занятие (45 минут) составлено в соответствии с учебным планом программы «Шаги навстречу». Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
В вводном занятии выделяются 3 основных этапа: вводный, который включает знакомство с детьми, с темой и целями занятия и программы в целом; основной, который включает знакомство с понятием «добровольческая деятельность», «доброволец». Итоговый этап включает подведение итогов работы, рефлексию, отражающую отношение обучающихся к проведенному занятию.
Занятие дает первоначальное представление о добровольчестве, знакомит с основными разделами программы «Шаги навстречу». В итоге занятия участники смогут определиться с выбранным видом деятельности, понять свое отношение к нему.
При проведении занятия используются следующие методы: игра, практическое задание, творческая работа, психологическое упражнение.
Алгоритм проведения занятия «Откройте сердце доброте»: выделение проблемы, сплочение группы для решения проблемы, практическая работа, представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задания, важно, чтобы были задействованы все участники. Это позволяет использовать уникальные способности каждого подростка, даёт им возможность самореализоваться.
Рефлексия реализуется посредством проведения психологического упражнения «Ассоциация со встречей», где подросток проецирует эмоции, полученные на занятии на определенный предмет.
В ходе занятия используется мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Занятие построено в форме, которая предполагает сотрудничество, активизирует обучающихся, мотивирует на занятие в объединении.

Тема: «Откройте сердце доброте».
Тип учебного занятия: Вводное занятие.
Цель учебного занятия - заинтересовать детей перспективой участия в образовательной программе волонтерского объединения «Шаги навстречу».
Задачи:
1. Прививать интерес, уважительное отношение к добровольческой деятельности.
2. Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия ребят в объединении.
3. Раскрыть понятие «добровольчество».
Прогнозируемый результат: появление интереса у подростков к занятиям в объединении, эмоционально-положительный настрой, знакомство с понятием «добровольчество».
Условия проведения, оборудование:
• мультимедийный проектор;
• экран;
• ноутбук;
• бейджи;
• фломастеры;
• пазлы, скотч, ножницы;
• коробочка с сердечками;
• презентация к занятию, ролики.
Принципы подачи учебного материала:
• положительный эмоциональный фон занятия;
• опора на эмоции и чувства обучающихся;
• наглядность;
• доступность;
• коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• практический (тренинг, самостоятельная работа);
• наглядный (показ роликов, презентации);
• игровой (игры на знакомство, рефлексия).

Подготовительный этап: перед вводным занятием устанавливается необходимое мультимедийное оборудование, расставляются стулья по кругу, каждый участник получает бейдж и фломастер.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент (приветствие, подготовка к учебному занятию).
- Добрый день! Я рада приветствовать всех, находящихся в этом зале!
Здравствуйте, ребята! Я прошу вас присесть на стулья.
Меня зовут Светлана Николаевна. Я – руководитель волонтерского объединения «Шаги навстречу», работаю в центре внешкольной работы «Перспектива» г. Шахунья на севере нашей области. В нашем центре занимаются такие же, как и вы, ребята. Или не такие?..
2. Основная часть (знакомство с группой, создание положительного эмоционального настроя, постановка проблемы, работа по её решению).
Я очень хочу познакомиться с вами. Прошу вас выставить свою правую ладонь вперед. ( Иду по кругу, рассказывая стихотворение и прикасаюсь к ладоням детей).
Живу, как умею.
Живу, как могу,
Путем, мне начертанным,
Прямо иду.
Не прячусь от трудностей,
Верю в добро
И очень хочу,
Чтоб всем людям везло.
Люблю добродушных,
А подлых боюсь,
Людей «толстокожих»
Всегда сторонюсь.
Неравнодушных людей я люблю
И сердцем тянусь к их теплу и огню.
Открыта душой я земной красоте,
Все добрые люди,
Братья вы мне!
Ребята, напишите, пожалуйста, свои имена на бейджах и оденьте их на шею. Это нам понадобиться для создания нового музыкального хита, который будет называться «Приятно познакомиться!». Все вместе начинают отбивать равномерный ритм - два хлопка, 2 щелчка пальцами рук и т. д. При первом щелчке пальцами ведущий произносит 2 раза свое имя, затем два хлопка, после этого при первом щелчке пальцами произносит свое имя, а при втором щелчке пальцами – имя участника, сидящего справа от него. Тот игрок, чье имя назвали, повторяет то же самое. Например: «Оля, Оля» - два хлопка, «Оля, Игорь» - два хлопка, «Игорь, Игорь», два хлопка, «Игорь, Света» и т. д. (провожу игру «Кепка»)
- Спасибо, надеюсь, теперь мы будем добрыми друзьями.
Ребята, а как называют доброго человека? Какими словами? (дети отвечают: ласковый, нежный…). Молодцы! А еще такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете? (дети отвечают) Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви…
В каждом из нас есть что-то, что мы умеем лучше других и можем поделиться этим с другими. Кто-то хорошо поет, рисует, кто-то знает русский язык, кто-то умеет слушать и сопереживать, кто-то очень сильный… Сейчас подумайте, что особенного есть в каждом из вас, и чем вы можете поделиться с другими. Прикоснитесь к сердцу на экране и скажите, чем бы вы могли поделиться с другими, кому бы вы хотели помочь (Ответы ребят - на экране сердце растет).
Посмотрите на экран. Наше сердце стало таким большим! Что вы чувствуете? Приятно ли вам на душе, стали ли вы чуть-чуть счастливее?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Такие люди были всегда. А как их называют? (добровольцы).
Добровольческая деятельность - общественно полезная деятельность, осуществляемая людьми безвозмездно индивидуально или коллективно на основе их свободного или осознанного выбора.
Часто приходится слышать: «Добровольчество - это где-то не у нас», «Ещё несколько лет назад добровольчества в России не было», «Это вообще в нашей стране невозможно». Это совсем не так. Для того, чтобы помочь в уходе за больным ребёнком, купить продукты старикам, убрать мусор в своём дворе не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, призов и бонусов. Нужно лишь внимание к тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь это то, что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или признания, не прося ничего взамен.
Благотворительных фондов очень много, но общероссийская общественная организация Российский Красный Крест является старейшей благотворительной организацией России. Российский Красный Крест оказывает помощь людям, находящимся в тяжёлой нужде, жертвам опасных заболеваний, стихийных бедствий, аварий и катастроф, вооружённых конфликтов. Организация работает также и для того, чтобы способствовать уважению к человеческой личности, чтобы внушать людям надежду.
Многие известные личности занимаются благотворительностью
Так, символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932–1999). Она была председателем международной ассоциации "Гематологи мира - детям", лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с заболеваниями крови.
Очень известен был своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович - президент Благотворительного фонда, который оказывал помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
Но обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям?
(ответы детей).
А волонтеры в Сочи? Выступить волонтёром на Играх в Сочи-2014 имели право все, кому на момент начала Игр было от 18 до 80 лет. И они отлично справились со своей задачей!
Но! Есть очень серьезные проблемы в обществе, которые мы с вами не можем решить. Посмотрите, пожалуйста, на экран…(демонстрация роликов).
Очень много людей, которые окружают нас каждый день, нуждаются в любви, добре, помощи. Вы согласны? Как вы думаете, что мы можем сделать для этих людей? (ответы).
Если мы с вами будем вместе, то мы: (на фоне слайдов из опыта работы предыдущих групп объединения).
• Не сможем предотвратить все ДТП, но мы можем научить детей правилам дорожного движения!
• Не сможем прекратить войну на Украине, но мы можем организовать сбор гуманитарной помощи!
• Не сможем построить приют для бездомных животных, но мы можем донести до людей, что они в ответе за тех, кого приручили!
• Не сможем искоренить наркоманию, но в наших силах объяснить вашим сверстникам, что жизнь прекрасна и без употребления ПАВ!
• Не сможем продлить жизнь ветерану, но мы можем скрасить его досуг, помочь ему по хозяйству, чтобы ему легче жилось!
• Не сможем сделать так, чтобы не стало брошенных детей, но мы можем подарить им кусочек своего сердца, принести праздник в их жизнь!
На наших занятиях мы будем учиться вместе разрабатывать и реализовывать социальные акции и проекты, готовить праздничные программы для детей и взрослых, организовывать трудовые десанты в помощь пожилым людям, ветеранам ВОВ и многое другое (фото с акций на слайдах).
Давайте попробуем прямо сейчас решить несколько проблем. Это будет не трудно. Я предлагая вам детскую игру «Пазлы». На элементах даны проблемы и варианты их решения. Вы должны выбрать все проблемы и подобрать к ним возможные пути решения (ребята собирают пазлы на полу).
Вы - молодцы! Нашли решения всех проблем из предложенных вариантов. А какие решения вы бы еще могли предложить? (ответы детей).
Спасибо! Давайте закрепим то, что у нас получилось (скрепляем скотчем элементы пазлов).
Посмотрите что у нас получилось! (Переворачиваем пазлы и видим надпись «Я – доброволец!»). И это правда! Вы готовы стать настоящими добровольцами! Вы со мной согласны? (Ответы детей).
Отлично! Уже сегодня вы сделали первый шаг навстречу ДОБРУ. Вы готовы помогать всем тем, кто в этом нуждается!

3. Заключительная часть (осмысление содержания занятия, подведение итогов, рефлексия).
- Сегодня на занятии мы узнали друг друга, познакомились с понятием «добровольчество», попробовали найти решения некоторых проблем, которые нас окружают.
Я хочу поблагодарить вас за продуктивную работу. Мне было очень интересно с вами на занятии, и я хочу подарить вам частичку своего сердца! (дарю сердечки).
Но мне бы тоже хотелось узнать, как вы себя чувствовали на занятии, понравилось ли оно вам, хотите ли прийти ко мне снова? (проводится психологическое упражнение «Ассоциация со встречей»).
Если представить, что наше занятие – это какой либо предмет, который нас окружает, то что это, по-вашему? Почему?
Например, для меня сегодняшнее занятие – это солнце, потому что вы все такие яркие, позитивные, поделились своим теплом друг с другом и со мной. А для вас? (дети отвечают).
Спасибо за вашу позитивную оценку нашего занятия. Всего вам доброго!
Приложение 1
Игра «Пазлы»
Проблема Решение 1 Решение 2
Одинокие пожилые люди Трудовой десант «Благодарность поколений» Акция по реставрации старых фотографий «Бессмертный полк»
Загрязненная детская площадка Экологический проект «Мы за чистый город!» Трудовой десант «Пусть играют дети в чистоте!»
Дети, оставшиеся без попечения родителей Акция по сбору игрушек, новогодних подарков Организация праздничного концерта к Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце»
Рост употребления психоактивных веществ в молодежной среде Профилактическая акция «Сделай выбор в пользу жизни!» Конкурс социальной рекламы «100 причин против»
Изолированность
детей-инвалидов Организация онлайн – чатов, форумов «Ты - не один» для общения, игр. Неделя толерантности
«Другой, другие, о других»
Большое количество бездомных животных Агитбригада
«Дай лапу, друг!» Распространение листовок на улицах города «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Рост количества ДТП с участием детей на дорогах города Конкурсная игровая программа для младших школьников «Безопасное колесо» Акция
«Не спешите водители, вы ведь тоже родители»

Список литературы
1. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.
2. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
3. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
4. Предметные недели в школе: биология, экология, ЗОЖ. Составители: В.В. Балабанова, Т.А. Маживцева. Волгоград: Изд-во: учитель, 2001.
5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
7. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий устного журнала для 7-9 классов Устный журнал в 9 классе. Конспект Как потратить время с пользой? Тимуровцы сегодняшнего дня

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Олимпиада для школьников на тему: Толерантность
Опубликовано: 296 дней назад (10 февраля 2016)
Просмотров: 718
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ольга Николаевна Тимофеева # 10 февраля 2016 в 13:47 +1
Волонтерство в нашей стране стало приобретать все большие масштабы. Но далеко не все дети, да и взрослые могут объяснить значение этого слова и то, чем эти люди занимаются, сколько доброты они несут людям своими делами. Ваше занятие легко и доступно объясняет не только значение этого слова, но и вносит много позитива в отношения людей. Очень интересно, спасибо!
Светлана Николаевна Харченко # 11 февраля 2016 в 08:58 0
Спасибо)))
Елена Борисовна Жданова # 11 февраля 2016 в 18:01 +1
Помогать безвозмездно другим людям - это хорошее качество, которое необходимо формировать с детских лет, и тогда из волонтеров вырастут в будущем настоящие благотворители. Ваша разработка актуальна, интересна, доступна. Спасибо за работу!
St Evdokimova # 12 февраля 2016 в 10:07 +1
Мне очень понравилось ваше занятие. На следующий год, когда буду набирать ребят в актив, обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Спасибо!
Светлана Викторовна Спирина # 12 февраля 2016 в 13:27 +1
Милосердие, доброта, взаимопомощь для ваших детей будут не просто понятиями в книге, но и реальными чертами характера, которые вы в них формируете. Актуальное, современное занятие для подростков.Настоящее дело, заставляющее таких ребят думать и сопереживать нуждающимся.
Михалина Юрьевна Струнина # 14 февраля 2016 в 07:59 +1
Помогать просто так другим людям - это хорошо,и детям с раннего возраста нужно это прививать.
Татьяна Витальевна Смирнова # 24 февраля 2016 в 12:28 +1
Интересное по содержанию и доступное для всех занятие. Очень актуально и важно для современных подростков развитие и формирование таких качеств, как милосердие, безвозмездное оказание помощи, сопереживание тем. кто оказался в сложной жизненной ситуации.Удачи вам и вашим ребятам!
Елена Игоревна Алексеевич # 8 мая 2016 в 17:37 0
Очень понравилась занятие! Тема добровольчества сегодня очень актуальна, и хорошо, что автор объясняет, что волонтерство имеет массу направлений и не должно быть разовым мероприятием. Хорошо выстроенное занятие: вводная часть, основная, рефлексия - особенно будет полезно для для начинающих педагогов.
Лариса Владимировна Валитова # 14 мая 2016 в 10:37 0
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Тема замечательная. Сама не знала, как все это серьезно. Голос.