Конкурсы для педагогов и детей

Как нарисовать ручную прялку пошагово для детей

Мастер-класс по рисованию русской ручной прялки с пошаговыми фото для детей от 9 лет

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №9 города Ульяновска.
Описание: Данный мастер-класс предназначен для детей от 9 лет и старше, а также для педагогов, родителей и всех творческих людей.
Назначение: украшение для интерьера, подарок своими руками.
Цель: рисование русской ручной прялки.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения прялок;
- учить детей рисовать набросок и красками;
- учить поэтапно выполнять работу;
- развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер;
- развивать творческое мышление, воображение и инициативу;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- воспитывать интерес к художественному творчеству.

Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это?
(Прялка).

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основные элементы прялки: лопасть, ножка, городки, серьги, донце.
Ещё в далёкой древности были прялки, предназначались они исключительно для женщин. В Древней Руси прялка называлась - «пряслице».
Сначала пряжу скручивали вручную, и только потом появилось веретено и прялка.

Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме.
В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, который состоял из двух вытяжных валиков, а в 1741 году создал механизированную прядильную машину. Его машина была слишком дорогая и громоздкая.
«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»


Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, как прялка. От силы народной фантазии и искусства аж дух захватывает!

В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

А. С. Пушкин

Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених - невесте, муж - жене.

Уж, ты прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Я ткачам те нитки шелковые отдам,
Нитки шелковые отдам, да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Следует отметить, что многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок.

Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые в основном были в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.


"На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.

Сегодня научимся рисовать прялку.

Материалы:
- лист бумаги формата А 4,
- карандаш,
- резинка,
- ножницы,
- акварельные краски,
- гуашь,
- кисти,
- немного манки.
Этапы работы:
Берём лист бумаги формата А 4.

В центре листа рисуем лопасть прялки, она будет у нас прямоугольной формы, внизу немного закруглённой.

Далее рисуем ножку, она будет у нас прямоугольной формы, а соединение с лопастью будет круглой формы.

Затем рисуем городки, пять кругов сверху прялки, а также украшаем лопасть двумя кругами разного диаметра, над нижним кругом – три маленьких кружка.

В верхнем круге лопасти прялки рисуем цветок из сердцевины и четырёх овальных лепестков.

А нижний круг лопасти, начиная от центра, делим волнистыми линиями на равные части.

Далее начинаем работать в цвете. Фон лопасти и ножку прялки закрашиваем жёлтым цветом.

На городки аккуратно наносим краску зелёного цвета.

Далее раскрашиваем оранжевым цветом фон верхнего круга лопасти.

Наносим розовую краску на три верхних круга над нижним кругом лопасти. А также красным цветом закрашиваем внешний круг на ножке прялки.

Полезный совет или подсказка: При работе в цвете лучше не торопиться, ждать, когда высохнет краска. Убедившись, работать дальше. Оранжевым цветом закрашиваем внутренний круг на ножке прялки.

И наконец, цветок в верхнем круге лопасти раскрашиваем жёлтой краской.

Полезный совет или подсказка: Лучше выполнять работу гуашью, так как акварель легко расплывается. Если же работу выполнять акварельными красками, то следует меньше брать воды, больше краски.
Вот какие прялки у нас получились!



Наши прялки, также как и пришедшие из далёкого прошлого, имеют свои особенности, ни одна из них не повторяет другую. Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
А завершить мастер-класс хотелось бы стихотворением Я. Смелякова.
Раскрашена розовым прялка,
Дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.
Бегут, утончаясь от бега,
В руке осторожно гудя,
За белою ниткою снега
Весенняя нитка дождя.
С неженскою гордой любовью
Она не устала сучить
И нитку, намокшую кровью,
И красного знамени нить.
Декабрь сменяется маем,
Цветы окружают жильё,
Идут наши дни, не смолкая,
Сквозь тёмные пальцы её.
Суровы глаза голубые,
Сияние молний в избе.
И ветры огромной России
Скорбят и ликуют в трубе.

Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж» Мастер-класс по хохломской росписи Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе Увлекательные уроки рисования в начальной школе

Похожие статьи:

Рисование птиц в начальной школе

Мозаичное рисование. Мастер-класс

Тингатинга. Мастер-класс

Техника Граттаж. Мастер-класс

Техника набрызга в рисовании

Участник №35 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Лето 2015
Цветочный коврик. Мастер-класс по рисованию с пошаговыми фото для детей начальной школы | Рисование фруктов с пошаговыми фото для детей начальной школы. Мастер-класс
Опубликовано: 472 дня назад (23 августа 2015)
Просмотров: 14589
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!