Конкурсы для педагогов и детей

Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы

Опыт работы по проектной деятельности в начальных классах

Автор:Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.

"Человек рожден для мысли и действия"
Марк Тулий Цицерон

Уважаемые коллеги! В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью.
Работая по учебно-методическому комплексу «Планета знаний», в каждом учебном предмете, начиная с первого по третий класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого 3 года веду внеурочную деятельность - «Проектная и исследовательская деятельность». Таким образом, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью три учебных года.
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей.
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.
В 2012-2013 учебном году, участвуя в одном из Всероссийских конкурсов детских исследовательских работ (проектов) мы стали дипломантами конкурса.
Ежегодно, начиная с первого класса, принимаем участие в городском конкурсе исследовательских работ. В этом году стали победителями, заняв первое место с коллективной исследовательской работой.


В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
В этом году в рамках Недели русского языка мы стали победителями в номинации «Лучший школьный проект».
Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.

В этом учебном году на Дне открытых дверей школы (18 апреля 2015 г.) провела открытое занятие по внеурочной деятельности «Изучаем Родной край», где красной нитью была тема: «Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения». В помощь над работой исследовательской и проектной деятельностью, готовлю и распространяю памятки для учащихся и для их родителей. Некоторые родители заинтересованы и являются активными помощниками, чему я, безусловно, очень рада.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!





На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют.
Своим опытом с огромным удовольствием делюсь с коллегами, в том числе на страничках своего блога во Всероссийском образовательном портале «Учебно-методический кабинет» http://ped-kopilka.ru/.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».
Желаю Вам творческих идей!
Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока английского языка в 6 классе Социальный проект в школе Проектная деятельность в 4 классе Проект для школьников по домоводству

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Участник №152 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Классный час на тему: ЗОЖ для учащихся 1-2 класса. Сценарий | Конспект классного часа для учащихся начальной школы ко Дню Победы в Великой Отечественной войне
Опубликовано: 527 дней назад (24 июня 2015)
Просмотров: 4875
+7
Голосов: 7
Гульмира Таласовна Смаилова # 27 июня 2015 в 18:35 +2
Очень интересно. Желаю творческих успехов.
Светлана Николаевна Матвеева # 27 июня 2015 в 22:06 +1
Огромное Вам спасибо, Гульмира Таласовна!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июня 2015 в 07:08 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за представленный опыт. Рада за Вас и детей. Желаю Творческих успехов.
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 18:45 +1
Огромное спасибо!
Любовь Анатольевна Судьбина # 7 июля 2015 в 02:30 +2
Светлана Николаевна, просто глаз радуется, глядя на Ваших участников проектов! Интерес , любопытство, жажда знаний, радость успеха - все можно прочитать по их лицам! А начинающим коллегам, думается, хотелось бы узнать - как, что?... ( на мой взгляд, не хватает "озвучивания" представленных Вами фотографий - темы работ или результат исследования... прочитать ту самую памятку для учащихся и родителей...)
Успехов Вам и Вашим юным исследователям!+1
С уважением, Л.А.