Конкурсы для педагогов и детей

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Сурикаты

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о сурикатах»

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов об одном интересном виде животных - сурикатах. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с сурикатами.
Задачи:
- уточнить знания детей о сурикатах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня речь пойдёт об одном очень милом зверьке. Посмотрите на фотографию. Как Вы думаете, кто это? Не правда ли, что то он сразу вызывает симпатию к себе, стоит лишь только взглянуть на него одним глазом?
(На доске появляется фотография зверька).

Учитель:
Дружелюбный сурикат
В норке жить один не рад.
Семьями зверьки живут,
Вместе домик стерегут.
Сурикаты днём не спят -
Любят выстроиться в ряд,
В полный рост на лапки встать,
Дружно солнышко встречать.
(На доске появляется фотография группы сурикатов).

Учитель:
До чего же хороши
Сурикаты - малыши!
Беззащитные малютки
Друг без друга - ни минутки!
(На доске появляется фото детёнышей сурикатов).

Учитель: Давайте обратимся к географической карте.
(На доске висит карта).

Учитель: Кто из Вас может показать, где находится Африка?
(Ребёнок показывает и прикрепляет на это место заранее приготовленный флажок).
Учитель: Сурикаты обитают в пустынях, полупустынях и сухих степях по всему югу Африки.

Учитель: А теперь найдите, где мы с Вами находимся на карте.
(На это место тоже прикрепляется заранее приготовленный флажок).
Учитель: Посмотрите, ребята, как далеко от нас родина этих очаровательных зверьков. Может быть, поэтому об их существовании мы узнали не так давно. Сурикаты входят в семейство Мангустовых. Кто из Вас может вспомнить название одной из сказок Редьярда Киплинга? Эта сказка о небольшом хищном животном с вытянутым гибким телом и короткими ногами, которое водится в тропических странах.
(Ответы детей).

Учитель: Верно, ребята, это мангуст Рикки-Тики-Тави. Он является родственником сурикатов. Другими словами мангусты - это хищники, похожие на хорьков, куниц, кошек.
(На доске появляются фотографии хорька, куницы, кошки).



Учитель: Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются эти животные?
(Ответы детей).
Учитель: От мангустов сурикат отличается головой с удлинённым носом, высокими ногами с четырьмя пальцами, достаточно длинным хвостом и отсутствием первого зуба. Самое характерное отличие это когти на передних ногах, они такие длинные и крепкие, как ни у кого из мангустовых, с их помощью сурикаты роют глубокие норы, уходящие под землю на многие десятки метров, а так же добывают пищу, выкапывая из грунта насекомых.
Учитель: Как выглядит сурикат? Чем любит заниматься? Какой его основной рацион? Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Длина тела суриката достигает приблизительно 60 сантиметров, из которых около 25 сантиметров приходится на хвост, вес взрослого животного до 1200 граммов. Живут сурикаты более 10 лет. Шерсть грубая, но редкая, серого цвета с желтым, рыжим или бурым оттенком; на спине просматриваются прерывистые чёрные поперечные полосы. На ногах и животе мех более светлый; горло, подбородок, щёки и губы белёсые; вокруг глаз чёрные очки, уши и кончик хвоста чёрные. Глаза коричневые, реже серебристо серые, большие, круглые. При передвижении сурикат опирается на землю всей ступней, при этом ноги остаются прямыми. Любимое занятие суриката стоять на задних лапах, опираясь на хвост, он становится похожим на «столбик». Предпочитают скорпионов, мелких ящериц, гигантских сороконожек, едят всё, что удастся поймать, а также нежные части растений и их луковицы. Сурикаты скорее всеядные, а не хищные животные.

Учитель: Предлагаю Вам выполнить следующее задание - гравюра "Сурикаты". Работать будем в группах. Перед вами на столе набор, в который входят: картинка и скребок. Используя скребок, Вам следует аккуратно процарапывать все контуры рисунка, нанесенные серым цветом на поверхности чёрного листа. Желаю Вам успешного выполнения задания!
(Групповая работа над выполнением гравюр «Сурикаты»).

Учитель: Существуют и необычные факты о сурикатах:
1. Древние африканцы считают сурикатов ангелами Солнца, которые помогают сражаться человеку со злыми духами и защищают его и домашних животных от лунных оборотней и дьяволов.
2. Сурикаты очень любопытны, они с огромным удовольствием общаются с людьми. У некоторых африканских племён сурикаты были как домашние животные.
3. Каждое утро после солнечных ванн семья сурикатов обменивается друг с другом ласками, что очень напоминает поздравление с началом нового дня.

4. У сурикатов есть своя система общения, их речь включает десяток различных звуков. Но, что самое интересное, и это является научно доказанным фактом, у сурикатов действует система образования. Иными словами у них есть свои детские сады и школы.
5. Сурикаты очень выносливы, они могут несколько месяцев обходиться без воды.
Учитель: Следующее задание – раскрасить суриката. Работать будем каждый индивидуально.
(Дети раскрашивают листы с изображением сурикатов).

Учитель: Перед Вами названия документальных фильмов, которые Вы можете посмотреть, все они о сурикатах:
1. Поместье сурикатов.
2. Сурикаты.
3. Сурикаты: один за всех и все за одного.
4. Клан сурикатов.
5. Элла. Рассказ сурикаты.
Учитель: Я предлагаю Вас посмотреть один из них. Это удивительный фильм, в котором реально передана изумительная красота царственной природы знойной пустыни. Фильм воспитывает бережному отношению к природе и теплым взаимоотношениям в семье. Чудесная музыка – отличный фон, который способствует полной релаксации и слиянию с флорой и фауной. Приятного Вам просмотра!
(Далее следует просмотр фильма «Сурикаты»).

Учитель: Недавно я была в одном зоопарке нашего района. Рекомендую всем, кто ещё не видел сурикатов, посетить его.

Учитель: Забыв о времени, можно долго наблюдать за жизнью группы. Эти симпатичные зверьки редко сидят на месте, а отдыхая, принимают удивительные позы, они играют, чистят шёрстку друг другу, роют песок.

Учитель: Зверьки общаются между собой, издавая разные громкие звуки. Сурикаты внимательным взглядом смотрят на Вас и ждут угощения. Они ловят и поедают всё молниеносно, споря и ссорясь, друг с другом. Из овощей предпочитают капусту, а из фруктов - бананы. Насытившись, сбиваются в кучку и, забыв недавние ссоры, чистят друг друга.

Благодарю за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о сурикатах»

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму Иллюстрированный журнал о кошках для детей Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Морские свинки Беседа в начальной школе: Животный мир Австралии

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Животные вокруг нас

Викторина по экологии с ответами для начальной школы

Участник №205 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Открытое внеклассное патриотическое мероприятие для 3 класса ко Дню Победы с презентацией | Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму
Опубликовано: 525 дней назад (29 июня 2015)
Просмотров: 1409
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 29 июня 2015 в 09:08 +3
Светлана Николаевна, замечательный материал!
С большим интересом погостила и виртуально отправилась на африканский континент к забавным зверькам. Мой кот очень любит становиться на задние лапы, а ещё хлопает лапками.

Голосую за интересный и познавательный материал.
С уважением,Т.Н.
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 09:36 +3
Огромное Вам спасибо, Татьяна Николаевна! Котик у вас ооочень миленький!!!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июня 2015 в 10:04 +3
Светлана Николаевна! Интересный материал, познавательный. Хорошо идёт сравнение животных. Хотелось бы посмотреть рисунки детей или фотографии, где идёт работа.Спасибо.Голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 29 июня 2015 в 11:59 +3
Светлана Николаевна, здравствуйте! Привлекло название Вашего материала, заглянула и прочитала на одном дыхании. Очень интересный материал. Вся информация выложена последовательно, закрепляется прекрасными фотографиями, а выполнение творческих работ поможет ребятам лучше запомнить об этом удивительном зверьке. Спасибо! С большим удовольствием голосую.
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 12:41 +3
Огромное спасибо, коллеги!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 13:32 +4
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Мне очень понравился предложенный Вами материал. С интересом познакомилась поближе с очаровательными сурикатами. Беседа грамотно и логично построена, детям предлагаются творческие задания, прекрасные фотографии. Цель и задачи беседы выполнены в полном объеме. Спасибо за интересный, познавательный материал. Дальнейших творческих успехов! Примите голос
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 13:44 +3
Огромное спасибо Вам,Ольга Васильевна!
Елена Горбунова # 29 июня 2015 в 18:08 +2
Светлана Николаевна, здравствуйте! Такое впечатление, как-будто включила телевизор и попала в телепередачу "В мире животных" или "Ребятам о зверятах". Замечательная, с интересными яркими фотографиями информация, много узнала о семействе Мангустовых. Материал Вами собран объемный, формы работы с детьми на уроке разнообразные. Голосую с удовольствием +4. Желаю дальнейших творческих идей и успеха!
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 18:41 +1
Огромное спасибо!
Вера Валерьевна Ляпина # 29 июня 2015 в 21:21 +2
Отличный сценарий беседы об очень интересном зверьке. Познавательный материал оформлен добротными фотографиями. Разнообразные виды работ на уроке делают его увлекательным. Скучать некогда! Молодец! ГОЛОС!
Светлана Николаевна Матвеева # 29 июня 2015 в 21:23 +1
Огромное спасибо!