Конкурсы для педагогов и детей

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Дрессировщики

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о дрессировщиках».

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о дрессировщиках. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией дрессировщик.
Задачи:
- уточнить знания детей о дрессировщиках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.
Предварительная работа: разучивание текстов песен.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадки, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
1.У поэта брат - Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Стёпа - юный ... (дрессировщик).
2.Палочкой помашет -
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо -
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик).
(На доске появляется фотография дрессировщика).

Учитель: Дрессировщик – это артист, занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой. Дрессировщик в цирке - это цирковой артист, который занимается дрессировкой животных, приручает их и обучает различным трюкам, которые можно использовать в увлекательных цирковых номерах. Под дрессировкой понимают постепенное обучение дикого животного различным трюкам, которые демонстрируются публике во время циркового представления. Дрессировщиков крупных хищников обычно называют укротителями.

Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые укротители? И ещё много интересного о дрессировщиках узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Следует отметить, что дрессура известна с Древнего Рима, затем в Древней Руси скоморохи на ярмарках выступали с дрессированными медведями, а с XIII века в Европе занялись дрессировкой лошадей и других животных.

Дрессированная лошадь
Дрессированный медведь
Учитель: Многое сделали для развития этого жанра братья Дуровы, а также русские дрессировщики - Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, династии Запашных, Тихоновых, Филатовых и Багдасаровых. Однако же, первым в мире дрессировщиком хищников, как профессиональный артист, был американец - Исаак Ван Амбург.
(На доске появляется фотография первого дрессировщика).

Учитель: Исаак Ван Амбург (1811 - 1865 г. г.) - американский дрессировщик первым разработал теорию обучения дрессировке диких животных, которая действует до сих пор. В девятнадцать лет Исаак уехал из дома и устроился уборщиком клеток в маленьком путешествующем зверинце. Вскоре он проявил способности к обучению диких зверей. Уже в июне 1830 года Исаак с новым сценическим именем - древнеримского гладиатора Циркуса Максимуса выступал в сценическом костюме - римской тоге. Всю зиму он дрессировал диких животных, а в 1831 году зверинец переехал в Нью-Йорк. В 1833 году, в возрасте двадцати двух лет, Амбург впервые публично зашёл в клетку с «дикими кошками» в Зоологическом институте. В клетке были лев, львица, леопард, самка леопарда, черногривый лев и пантера. Он удивил всю Америку. Лев остановился и стоял, как завороженный, тигр присел, пантера с рычанием вскочила, но тут же легла обратно, а леопард отошёл от своего хозяина. Зрители были поражены. Затем Амбург приказал одному из животных, лежащему в углу клетки, подойти к нему. Так дрессировщик мгновенно сделался героем, в 1834 году уже совершил турне по городам Америки, а затем и по всей стране. Ван Амбург считается первым дрессировщиком, который положил голову в пасть льва в 1838 году. Американский укротитель, получивший титул «Король львов», имел не только международный статус знаменитости, но и поклонницу в лице английской королевы Виктории. Её Величество очень любила цирк, ей безумно нравились представления Амбурга, она даже заказала картину художнику Эдвину Лэндсиру, где дрессировщик был изображен в клетке со своими «кошками».
(На доске появляется фотография картины).

Учитель: В 1861 году Амбург совершил огромное турне по городам Америки. Дрессировщик был популярным, успешным, очень богатым, хоть и подвергался критике за жестокое обращение с животными. В возрасте пятидесяти четырех лет Амбург умер, не от своих хищников, а от сердечного приступа. В 1868 году в пожаре погибли его животные и были уничтожены другие цирковые артефакты. Бывший агент дрессировщика Фрост в 1889 году передал имя Амбурга в аренду цирковой династии братьев Ринглинг, которые использовали его до 1922 года. Эти семь братьев и сестёр превратили свою небольшую группу гастролирующих исполнителей в один из крупнейших цирков Америки в конце XIX - начале XX веков.

Учитель: Дрессировка животных (от франц. Dresser - выправлять, обучать) - это комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировщики работают и с опасными животными, например с тиграми и львами, и с довольно безобидными, например хомяками, собаками, кошками, кроликами и другими представителями животного мира.
(На доске появляются фотографии дрессировщиков и дрессированных зверей).
Дрессированный слон
Дрессированный медведь
Дрессированный пони
Дрессированный кенгуру
Дрессированная акула
Дрессированная хрюшка
Учитель: Представьте, на арене морской лев подбрасывает носом и ловит мячики и колпачки. Как его этому научили? На свободе, в океане морской лев охотится за живой рыбой. Поймав рыбку, он подбрасывает её, и она падает головой вниз. Острый спинной плавник рыбы складывается, и добыча проскальзывает прямо в горло морского льва. Эту повадку животного использует дрессировщик, постепенно заменяя рыбок мячами и колпачками.
(На доске появляется фотография дрессированного морского льва).

Учитель: Или на арене за крепкой железной решёткой на высоких табуретах рычат и скалят клыки могучие львы, злобные тигры, коварные пантеры. А дрессировщик спокойно расхаживает по клетке и заставляет хищников проделывать разные трюки. Как же он не боится, что они набросятся на него? Дрессировщик очень хорошо знает характер каждого из своих питомцев. И ещё он знает, что всякий зверь прыгает, отталкиваясь от земли задними лапами. Но у табуретов сделаны такие маленькие сиденья, что от них нельзя оттолкнуться. Пока звери на них сидят, дрессировщик спокоен. А с того, кто на песке арены, он не сводит глаз. Дрессированный зверь боится пристального взгляда укротителя, а за послушание ждёт награду - кусок мяса.
(На доске появляется фотография дрессированных хищников).

Учитель: Недопустимо, чтобы дрессировщик проявил слабость характера. Работая с крупными и опасными хищниками, которые чувствительны к страху и слабости человека, только физически сильный и психологически устойчивый дрессировщик сможет управлять ими. При этом важно, чтобы дрессировщик любил свою работу и хорошо относится к животным. Приёмам дрессуры научиться, конечно же, можно, но вот чтобы работать дрессировщиком нужно любить животных, чувствовать их и не бояться. Хороший дрессировщик найдет подход к любому животному: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого. Основная задача заставить животное подчиняться воле человека.

Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить дрессировщика. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).

Учитель: Ребята, как Вы думаете, какими качествами должны обладать дрессировщики?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно. Вот личные качества, которыми должен обладать дрессировщик: терпение, любовь к животным, уверенность в себе, здоровье, физическая сила, смелость и наблюдательность. Кроме того, дрессировщику нужны ветеринарные знания: он следит за здоровьем животных и при необходимости должен оказать своим подопечным первую помощь.

Учитель: Профессию дрессировщика выбирают люди, которые сильны духом, не боятся опасных животных, смелые, выносливые и целеустремленные. Часто спортсмены, которые обладают подходящей физической подготовкой и любят животных, становятся хорошими дрессировщиками. Профессия дрессировщика с одной стороны - интересная и привлекательная, а с другой - опасная для здоровья специалиста. Артисты цирка утверждают: это не они выбирают профессию, а профессия их. Случайных людей на арене не бывает: абсолютное большинство ныне работающих дрессировщиков вышло из цирковых семей. Ребята, какие цирковые династии Вы знаете?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Предлагаю посмотреть презентацию о них.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Весь мир знает цирковую династию Дуровых, основанную Владимиром Леонидовичем Дуровым.
(На доске появляется фотография В. Л. Дурова).

Учитель: Владимир Леонидович Дуров (1863 – 1934 г. г.) - знаменитый дрессировщик и цирковой артист. Дрессировку животных он строил на кормлении, то есть вырабатывании условных рефлексов: животное, которое перед выступлением долго не кормили, получало еду за сделанный трюк.

Учитель: Знаменитый дрессировщик в 1912 году основал в Москве театр. В нём можно было увидеть, как дрессируют медведей, обезьян, барсуков, лис и других животных. С 1919 по 1982 годы театр назывался «Уголок Дурова».

В настоящее время - это Театр зверей имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова». Актёрами в нём выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. В театре работают Большая и Малая сцены, аттракцион «Мышиная железная дорога» и музей.
(На доске появляется фотография театра).

Учитель: Ещё одна из самых старых цирковых династий – Филатовы. Основоположником этого рода считается Иван Лазаревич Филатов, родившийся в 1873 году, дрессировщик хищных животных и основоположник системы зооцирков.
(На доске появляется фотография И. Л. Филатова).

Учитель: Династия дрессировщиков Запашных. Настоящим основателем династии Запашных стал клоун Мильтон (настоящее имя Карл Томсон), гастролировавший в России в конце XIX века. Однако свою фамилию цирковые артисты унаследовали от Михаила Запашного - мужа дочери клоуна Мильтона Лидии. Он родился в 1900 году, к цирку отношения не имел, работал портовым грузчиком в Ейске, а в цирк его пригласил легендарный борец Иван Поддубный.
(На доске появляется фотография династии Запашных).

Учитель: В настоящее время самыми известными продолжателями рода являются дрессировщики Аскольд и Эдгард Запашные. К карьере цирковых артистов они готовились с раненного детства. Впервые мальчики вошли в клетку к хищникам в семилетнем возрасте.
(На доске появляется фотография Аскольда и Эдгарда Запашных).

Учитель: Говоря об известных династиях дрессировщиков, хочется отметить и первую женщину - дрессировщицу.
Ирина Николаевна Бугримова (1910 – 2001 г. г.) - дрессировщица львов
Учитель: Её отец был профессором ветеринарии, лечил животных на ипподроме и в цирке. Ирина уже с 12 лет часто ассистировала ему при операциях. В 1937 г. Бугримова совместила трюки и дрессированных леопардов. Такого в цирке ещё не было. С искусством знаменитой укротительницы были знакомы зрители всего мира. В каждом своем выступлении Бугримова старалась показать маленький спектакль, а не только набор трюков. Её львы выполняли невероятные по тому времени номера: ходили по канату, вместе с укротительницей качались на качелях под куполом цирка. Большой успех у зрителей имели такие номера, как "Лев в воздухе", "Лев на мотоцикле", "Кресло смерти", "Лев на проволоке", "Прыжки через огненное кольцо", "Ковер" и многие другие.

Учитель: За свою цирковую жизнь Бугримова выдрессировала около 80 львов. Своих первых львят Ирина Николаевна назвала Кай, Юлий и Цезарь. Цезарь стал её любимчиком. Они проработали вместе 23 года. Будучи уже достаточно зрелым, лев помогал воспитывать «молодежь». Практически до последних дней жизни он исполнял все основные трюки.
(На доске появляется фотография дрессировщицы).


Учитель: Ещё одна женщина укротительница - Маргарита Назарова.

Учитель: Известная актриса цирка и кино, а также талантливая дрессировщица тигров. Выросла в Царском селе, во время Великой Отечественной войны попала в плен. Несколько лет Маргарита жила в Германии. Вскоре Ирине удалось вернуться на родину. Сразу после возвращения Назарова устроилась в рижский цирк. С 1946 года Маргарита выступала на эстраде, затем стала артисткой с акробатическими номерами. В 1954 году Ирина пришла к дрессировке хищных животных. Именно Назарова стала звездой фильма «Укротительница тигров», где сыграла главную роль, а затем и знаменитого фильма «Полосатый рейс», принесшего ей всесоюзную славу.
(На доске появляется фотографии М. Назаровой).

Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Представлено огромное разнообразие дрессированных животных.
(На доске появляется фотографии из цирка).
Дрессированные голуби
Дрессированный дикобраз
Дрессированный енот
Дрессированная змея
Дрессированная коза
Дрессированный медведь
Дрессированная обезьяна
Дрессированные пони и обезьяны
Дрессированная собака
Дрессированные хорьки
В завершении звучит песня.
«Мой мир - манеж»
(Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона).
Цирк - это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск - зачем - не требует ответа.
Опасность, боль здесь - это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!

Мой мир - манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже - нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца.
И в каждом сила, и любовь, и счастье,
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!

И счастлив я, что цирк - мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!

Далее учитель знакомит детей с выставкой книг.


Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о дрессировщиках»

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. О клоунах Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Факир Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Эквилибристы Внеклассное занятие для учащихся начальной школы на тему: Эквилибристы
Участник №200 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Факир | Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Фокусники
Опубликовано: 514 дня назад (7 июля 2015)
Просмотров: 2183
+8
Голосов: 10
Татьяна Александровна Толстикова # 8 июля 2015 в 10:42 +4
Светлана Николаевна, добрый день! Спасибо за приглашение на цирковое представление. С большим интересом познакомилась со всеми Вашими материалами, посвящённые цирку и с удовольствием оставила свои голоса. За своё детство я всего один раз смогла побывать в цирке, и поэтому в отпусках всегда ходила со своими детьми и внучкой на все представления, получая удовольствие не меньше их. А Ваши публикации очень помогут многим педагогам для знакомства детишек с волшебным миром цирка. Вы собрали очень интересную и полезную информацию, которую украшают яркие фотографии. Спасибо большое за Ваш труд. Успехов Вам!
Светлана Николаевна Матвеева # 8 июля 2015 в 11:38 +1
Огромное спасибо, Татьяна Александровна!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 8 июля 2015 в 12:11 +3
Давненько не была в цирке!
Спасибо вам, Светлана Николаевна за приглашение на цирковое представление! С большим удовольствием и интересом погостила, получила море позитива и как ребёнок в восторге. Публикация то, что так нужно учащимся, интересно, увлекательно, познавательно. Желаю вам успехов! Примите и мой голос!
С уважением, Т.Н.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 9 июля 2015 в 10:01 +2
Светлана Николаевна, доброе утро! Захватывающие повествование об отважных дрессировщиках цирка! Соглашусь с Татьяной Николаевной, что Вы нам дали возможность побывать в цирке виртуально, за что большое спасибо! Такой богатый материал о дрессировщиках не только учащимся, но и нам взрослым)) Ведь в каждом из нас живет ребенок. Примите голос. Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина
Елена Николаевна Нечаева # 9 июля 2015 в 10:39 +2
Светлана Николаевна, познакомилась с вашим материалом о цирке. Дети и даже взрослые очень любят цирк. Беседа очень содержательная с хорошим фото сопровождением.Голос вам.
Светлана Николаевна Матвеева # 9 июля 2015 в 11:21 +1
Огромное спасибо, коллеги!
Надежда Евгеньевна Скорых # 13 июля 2015 в 20:53 +2
Светлана Николаевна, добрый вечер! Тематика беседы Вами выдержана согласно методическим требованиям. Вы завораживающе повествуете о хорошем дрессировщике, который найдет подход к любому мохнатому члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого. Вы раскрыли профессиональные качества дрессировщика, который выполняет функции педагога, психолога и... вожака стаи. Голос № 6