Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы на тему: Эквилибристы

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим об эквилибристах».

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов об эквилибристах. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией эквилибрист.
Задачи:
- уточнить знания детей об эквилибристах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк! В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадки, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
Слоник катится на шаре
По арене цирковой.
Слоник слышит крики «Браво!»
И качает головой.
(Слоник-эквилибрист).
(На доске появляется фотография эквилибриста).

Учитель: Эквилибристика является одним из основных жанров циркового искусства. В переводе с латинского, слово "эквилибр" означает "находящийся в равновесии". Артист, исполняющий номер эквилибристики, называется эквилибристом, а номер - эквилибром.

Учитель: Основные виды эквилибристики: на першах, канате, проволоке, лестницах (плечевых, ножных, вольностоящих), на стульях и столах, «катушках», шарах, на велосипедах (велофигуристы), на мотоциклах (мотоциклисты), на штейн-трапе, ручных брусьях и др.

Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые эквилибристы? В народных играх, при проведении некоторых работ, в спорте, состязаниях, из которых затем выросли отдельные виды искусства, людям всегда требовалось развитое чувство равновесия.

Учитель: В странах древнего Востока, например, сборщики фруктов использовали в своей работе бамбуковый шест. Один забирался на него, а другой, более сильный товарищ, поднимал и балансировал, удерживая за поясом шест со сборщиком. Отсюда и возникли первые зачатки искусства эквилибристики с першами. В Древнем Китае предшественниками канатоходцев (эквилибристов), являлись ремесленники, которые научились плести канаты из джута. Они растягивали канат между деревьями и прыгали на нём, испытывая, таким образом, крепость. Затем это перешло в своеобразную игру-соревнование: кто дольше удержится, кто станцует, кто выше. Для ловких и смелых это становилось профессией. Позже это переросло в отдельный вид искусства - эквилибристику. Изображения выступлений артистов, исполняющих стойки на руках и на голове дошли из глубины веков. Аристофан писал, что античные артисты в стойке на руках ловко танцевали между мечами, расставленными на земле остриями вверх. Античным артистам была знакома и эквилибристика на шаре. В историческом музее Москвы хранится римское знамя (2 век нашей эры), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на катящемся шаре. Выступление эквилибристов с шестом изображено на фреске Софийского собора в Киеве (11 век). Эквилибристика на шесте изображена и на многих индийских и турецких миниатюрах. Таким образом, в античном мире высоко ценилось искусство эквилибристов. В Древнем Риме, Греции, Китае выступали известные эквилибристы, но имена их, к сожалению, до нас практически не дошли. Их номера были настолько популярными, что публика, бросив все дела, устремлялась на площади.


Учитель: Из рисунков в книгах XVI - XVII веков известно, что в репертуаре выступлений канатных плясунов появляются трюки на провисшем канате, из которых впоследствии сформировалось искусство гимнастов на корд де волане и эквилибристов на свободной проволоке. Об очень древнем виде эквилибристики - балансировании на гончарном круге - рассказывал древнегреческий историк Ксенофонт. Девушка, балансируя на катящемся гончарном круге, рассказывала всем зрителям стихи. В эпоху Средневековья эквилибристика не исчезла. Она показывалась в балаганах и на ярмарках, на рыночных площадях. Здесь она тоже была очень популярна. В конце 18 века ярмарочные артисты оказываются в цирке. Далее значительными темпами идёт формирование новых разновидностей жанра эквилибристики.


Учитель: В 40-х годах 19 века появляются номера эквилибристов на вольностоящих лестницах. В 1854 году в Европу приезжают китайские артисты с оригинальной эквилибристикой на пирамиде из стульев и эквилибристикой на лестнице, балансируемой на ступнях ног. В 70-х годах 19 века японские артисты показывают эквилибристику на наклонном канате и на бамбуковых шестах. В 1860 году американец К. Вашингтон изобретает новый эквилибристический снаряд - трапецию с утяжелённой плоской перекладиной, получившую название штейн-трапе (за рубежом она называется "трапеция Вашингтона"). Первый велофигурист Н. Кауфман появляется в 80-х годах 19 века. В 1927 году бразильский артист Васнес показывает оригинальную работу на эквилибристической "катушке".


Учитель: Российские эквилибристы М. Егоров и В. Волжанский первыми исполнили сложные стойки на ходулях и прыжки в стойке на одной руке на ходуле. Революцию в искусстве эквилибристики на канате совершил В. Волжанский, создавший уникальный по трюкам и композиции аттракцион.


Учитель: Кроме того, Волжанский и Иванов использовали длинный шест, на кончике которого балансировал партнер. А сами в это время могли жонглировать мячиками или ехать на двухколесном велосипеде. В. Яковлев первым выполнил стойку на руках на вертикалях вольностоящей лестницы. Н. Носкова, стоя на руках на шаре, медленно катилась по горке вниз в манеж. В. Арзуманов в стойке на голове на роликах совершал спуск по наклонно натянутому канату.


Учитель: Ручная эквилибристика соединяется с трюками из других жанров. Братья Шуляковские, стоя на голове, играли в футбол руками и били в ударные. Яковлев соединял ручную эквилибристику с акробатическими прыжками на батуте, а В. Головин и В. Стэкан - с силовой акробатикой. Основоположник нового художественного направления в искусстве ручной эквилибристики Л. Осинский, соединил с элементами "каучука" и хореографии.
(На доске появляется фотография).


Учитель: Среди эквилибристических снарядов наиболее простым является шар. Вольностоящие лестницы позволяют поставить её на любую поверхность: пол, ноги, лоб, шар, трапецию. Артисты балансируют на ней, усложняя свои номера кручением обручей, жонглированием, акробатикой (братья Мирославские, Войницкие, Свирины, В. Дубицкий). Многие эквилибристы балансировали лестницу с несколькими партнерами. Так, «над головой» у Луриха показывали акробатику и пластику двое-трое артистов одновременно, а Милаев «рискнул» держать лестницу с пятью акробатами. Новатором в жанре стала труппа А. Симадо. В оригинальном номере, между двумя лестницами через весь манеж летала трапеция, на грифе которой нижний балансировал партнёров на плечах, на голове и на лобовом перше. П. Шидловский изобрёл оригинальную конструкцию выдвигающейся переходной лестницы, на которой демонстрировал с партнёрами эффектные трюки. Оригинальную работу, характерную для эквилибристов на переходной лестнице, показал Г. Федин, поднимаясь по вертикально стоящему шесту, балансируя партнёршу на голове и на лобовом перше. Новую конструкцию движущейся на роликах лестницы изобрёл Н. Чумаков. Её удерживал в равновесии в вертикальном положении ассистент с помощью руля. Особую разновидность жанра эквилибристики представляют цирковые велофигуристы на велосипедах различной конструкции, демонстрирующие фигурную езду и акробатические трюки (Вартановы. Александровы, Морено, Польди, Асмус).


Учитель: Большую роль в развитии эквилибристики с першами сыграли Я. Бахман, А. Ширай, Р. Манукян. Эквилибристы Французовы впервые в цирке исполнили сложный двойной баланс двух лобовых першей. Половнёвы перенесли на перш трюки воздушных гимнастов на бамбуке. Многообразием форм отмечено и искусство канатоходцев. В 30-х годы заслуженным успехом пользовались Свирины и Тарасовы - воздушные канатоходцы над сеткой. Они первыми перенесли на канат сложные акробатические трюки. Другое направление эквилибристики на канате было представлено узбекскими, дагестанскими, азербайджанскими, армянскими артистами. Их искусство отличают гармоничный сплав национальной традиции и современного трюкового решения (Абакаровы, Ташкенбаевы, Гаджикурбановы, Алихановы, Медниковы).
(На доске появляется фото).

Дагестанские эквилибристы
Учитель: Скромнее достижения российских артистов в эквилибристике на шпрунг-канате. Достижениями в области канатоходцев могут похвастаться Бойцов, Меджидов, а также сестры Кох. Они свободно перемещались по натянутому и свободному канатам, тонкой проволоке, стояли под куполом на руках, балансировали на колесе. Артисты Васитаевы первыми выполнили номера хождения по канату без страховочных тросов. Многообразием форм характеризуется и работа эквилибристов на тугой проволоке, которая по технике балансирования схожа с техникой канатоходцев. Заметных успехов в этом виде Э. добиваются Розетти, Кох, Курзямовы, Жирновы. На свободной проволоке эквилибристы исполняют стойку на руках, в том числе, в раскачке, стойку на одной руке, балансирование в ручной стойке на педалях катящегося по проволоке велосипедного колеса.


Учитель: Ребята, кого в природе можно сравнить с эквилибристом и почему? Подсказкой Вам будет загадка.
Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец. (Паук).
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Ребята, предлагаю Вам немного побыть эквилибристами. Вам нужно пройти закрытыми глазами вот по этому «канату» (дорожке, в виде протянутого шнура). Победитель тот, кто пройдёт полностью или сделает большее число шагов.
(Дети играют в игру «Эквилибрист»).
Учитель: Эквилибристика - сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия. Данный жанр циркового искусства основан на способности сохранять равновесие при исполнении трюков на неустойчивых предметах. В современном цирке известны следующие виды эквилибристики: ручная, на канате (тугом, наклонном, пружинистом), на шаре, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), на першах, на проволоке (тугой, свободной), на штейн-трапе, на катушках, на велосипедах (двухколёсных, моноциклах, велосипедных колёсах). Иногда сочетается с игрой на музыкальных инструментах, акробатикой и жонглированием, балансированием других предметов.


Учитель: Эквилибр на руках или Ручной эквилибр - разновидность жанра, артист стоит на руках, и выполняет различные трюки, удерживая баланс тела. Трюки выполняются как в одиночку (сольно), так и парно. Главным элементом является чувство баланса, которое построенное на умении владеть равновесием. Важным моментом является умение менять позиции, стойки, положения, при этом выполнять различные эффектные трюки на разнообразных опорах, в том числе, и на вращающихся. Подобно остальным жанрам циркового искусства, эквилибристика возникла с давних времен, из трудовых навыков древних народов. Бродящие артисты демонстрировали умения, основанные на сохранении равновесия. Ярмарки и праздники не обходились без актёров “балансёров”. Их корни берут своё начало в Древнем Китае, о чём свидетельствуют изображения эквилибристов на камнях. Ручной эквилибр развивается по линии усложнения трюков и повышения исполнительской техники. Наиболее распространённым трюком считается стойка на одной руке.


Учитель: Своё название данное направление получило от основного элемента - стойки на руках. Значительно позже в этом виде эквилибристики чаще стала исполняться стойка на голове, но название - ручной эквилибр - сохранилось до нашего времени. Упражнения ручной эквилибристики по техники исполнения различны, выполняются на основе упора, это когда артист упирается головою, руками, локтями в точку опоры, для поддержки баланса. По сравнению с другими элементами, стойка на руках имеет наибольшее количество вариантов упражнений и трюков. Ручная эквилибристика развивает не только мускулатуру рук, но и является сильнейшим укрепляющим упражнением мускулатуры туловища, шейных мышц, плечевого пояса, приучает к нагрузке, совершенствует вестибулярный аппарат, улучает координацию в пространстве. Вырабатывает физическую силу, ловкость, выносливость, пластичность, гибкость и скоординированность движений, а также способствует воспитанию волевых качеств, позволяя при этом научиться самоконтролю и владению своим телом. Тело профессионального ручного эквилибриста имеет пластичный, выразительный и стройный вид. Данный цирковой вид деятельности является опасным, так как сложность трюков крайне тяжелая. Это сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции - и равновесие нарушено. В эквилибристике каждый приём и трюк доводится до автоматизма.


Учитель: Эквилибр с дрессированными голубями - интересное, нежное и трогательное выступление. Страсть, сила, чувства, энергия, танец и любовь - всё это присутствует в исполнении эквилибристов. Это волшебство и чудо. Эквилибрист словно вышел из мира музыки, неся с собой атмосферу чувственности, тайны и красоты, демонстрируя зрителям великолепную гибкость и пластику своего тела, легкость, грацию и изящность движений. Эквилибрист обладает своеобразной харизмой. Каждое выступление артиста насыщено эмоциями, жизнерадостностью и заражающей энергетикой.


Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить эквилибристов. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Вас ждёт огромное разнообразие номеров эквилибристики, эффектных украшений циркового представления, в сочетании великолепной пластики и гибкости, грации и легкости.
(На доске появляется фотографии из цирка).
Эквилибр на стульях





Эквилибр на руках





В завершении звучит песня.
«Мой мир - манеж»
(Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона).
Цирк - это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск - зачем - не требует ответа.
Опасность, боль здесь - это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!

Мой мир - манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже - нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца.
И в каждом сила, и любовь, и счастье,
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!

И счастлив я, что цирк - мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. О клоунах Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Факир Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Дрессировщики Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Фокусники
Участник №245 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы с презентацией. Гимнасты | Выпускной в 3 классе. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 516 дней назад (13 июля 2015)
Просмотров: 1191
+12
Голосов: 14
Екатерина Валерьевна Шваб # 14 июля 2015 в 00:03 +2
Уважаемая Светлана Николаевна! С удовольствием посмотрела сценарий Вашего внеклассного мероприятия, очень много исторической информации, о которой дети наверняка не знают, благодаря таким беседам у детей пополнится больше знаний о цирке, его происхождении, расширится словарный запас, в процессе таких мероприятий прививается эстетический вкус и уважение к нелёгкому труду гимнастов. Голос!
Светлана Николаевна Матвеева # 14 июля 2015 в 00:26 +1
Огромное спасибо, уважаемая Екатерина Валерьевна!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 июля 2015 в 07:42 +2
С большим удовольствие познакомилась с серией работ о цирковых артистах! Ваша любовь к цирку обязательно передастся вашим ученикам! Просто здорово! Дети, конечно любят цирк, но теперь они еще и знать о нем будут, о цирковых профессиях. Голос!
Ирина Сергеевна Нугаева # 14 июля 2015 в 08:03 +3
Дорогая Светлана Николаевна, мне очень понравился Ваш цикл бесед «Профессия - Артист цирка», которые расширяют детский кругозор, развивает познавательные способности ребенка. Отличный материал! Вы-умничка.Мой голос - Вам.
Светлана Николаевна Матвеева # 14 июля 2015 в 09:04 +1
Огромное спасибо, уважаемые коллеги!
Татьяна Александровна Толстикова # 14 июля 2015 в 09:19 +3
Светлана Николаевна, ещё одно огромное спасибо и голос за увлекательнейший рассказ, прекрасный фотоматериал и Вашу любовь к цирку. Вы воспитываете у детей уважение к такой трудной и интереснейшей профессии - профессии циркового артиста. Успехов Вам!
Наталья Сергеевна Мыжевских # 14 июля 2015 в 14:15 +3
Светлана Николаевна, спасибо за интересные мероприятия, как будто сама в цирке побывала, да еще и с удивительными и красивыми историями познакомилась. Все просто Класс! Голосую с удовольствием!!!
Лилия Данировна Зиннурова # 14 июля 2015 в 16:04 +2
Светлана Николаевна, спасибо за еще одно увлекательное мероприятие. Все замечательно. Голосую.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 июля 2015 в 21:05 +4
Светлана Николаевна, спасибо за ещё один поход в цирк! Сценарий «Поговорим об эквилибристах» интересный, даёт понятие о цирковой профессии - об эквилибристах. Голосую +1!
Светлана Владимировна Иванова # 15 июля 2015 в 00:32 +3
Спасибо за приглашение, Светлана Николаевна! С удовольствием познакомилась с ещё одной цирковой профессией! Познавательный материал, расширяет кругозор ребят,
воспитывает любознательность, развивает творческие способности детей, воспитывает уважение к артистам цирка. Спасибо за предоставленный материал! Примите мой голос.
Ольга Владимировна Гудым # 15 июля 2015 в 16:33 +2
Добрый день, Светлана Николаевна. Вместе с вами еще раз побывала в цирке! Ваша тематическая беседа «Поговорим об эквилибристах» интересная, познавательная, даёт понятие о цирковой профессии - об эквилибристах. Примите мой голос и пожелание удачи!
Вера Александровна Орехова # 17 июля 2015 в 09:43 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение.
С огромным интересом познакомилась с предложенным материалом.
Вы расширяете кругозор детей, знакомите с такими интересными профессиями. Цирк это так здорово, все дети очень любят цирк и думаю с огромным удовольствием принимали участие на занятии и получили массу положительных впечатлений.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Ирина Котова # 14 августа 2015 в 14:29 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Ещё один увлекательный материал о цирковых артистах. Цирк - это всегда праздник. И ваш материал красочный, интересный и познавательный. примите голос. Желаю успехов.