Конкурсы для педагогов и детей

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Воздушные гимнасты

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о воздушных гимнастах».

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о воздушных гимнастах. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией воздушный гимнаст.
Задачи:
- уточнить знания детей о воздушных гимнастах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадку, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
Летает, но не птица.
Высоты не боится.
Под куполом вращается,
На землю возвращается.
(Воздушный гимнаст.)
(На доске появляется фотография воздушных гимнастов).

Учитель: Пожалуй, самое яркое воспоминание у большинства людей - поход в цирк, а самый красивый, животрепещущий номер - выступление воздушных гимнастов. Прекрасные, словно лебеди, не подвластные земному притяжению, их тело послушно и грациозно выполняет упражнения в воздухе, на лентах, кольцах, опускаясь вверх и вниз.

Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые гимнасты? И ещё много интересного о воздушных гимнастах узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Гимнастика - жанр циркового искусства. Включает в себя демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Элементы гимнастики входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии.

Учитель: Само слово «гимнастика» имеет греческое происхождение и обозначает тренировку в обнаженном виде. Особенное развитие гимнастика получила именно в Древней Греции, где существовали специальные гимназии, в которых под наблюдением опытного педагога-гимнаста занимались гимнастикой с самого раннего возраста. Перед началом занятий обязательно снимали одежду. Крутили сальто на натянутом канате, держась только ногами, вниз головой стреляли по мишеням, показывали мастерство на одной или нескольких верёвках, подвешенных к потолку. Выучившись, артисты выступали на праздниках и пиршествах. Затем в номерах появляются колесо на верёвке и корд-де-волан, внутри которого раскручивается гимнаст, а потом резко выпрыгивает и приземляется в центре поля. Корд-де-волан - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения, как на месте, так и в раскачке. Номера подобного жанра с использованием корд-де-волана демонстрировались в средние века бродячими актёрами и являются предшественниками многих воздушно-гимнастических жанров. Таким образом, артисты, осваивая сложные гимнастические снаряды, объездили большинство существовавших стран.

Учитель: Но в средние века популярность гимнастики резко снижается и приходит в упадок. Лишь в 1770-х годах в странах Европы, в первую очередь в Германии, снова обратились к гимнастике. Занятия в гимнастических школах и залах ведутся на изобретённых немецкими и шведскими спортсменами снарядах - параллельных брусьях, турнике, козлах, коне, шведской стенке, гимнастической скамеечке. Кстати, этими дополнительными гимнастическими снарядами пользуются и до сих пор. Таким образом, в 18 веке гимнастов снова ждёт успех. В середине XIX века в Европе занятия спортом, воздушной гимнастикой становятся модными.
Воздушная гимнастка в 19 веке
Учитель: Наиболее способные и подготовленные спортсмены переходят, по примеру Жюля Леотара, из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами - турниками, трапециями, кольцами - в цирк, потеснив при этом наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление носило массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 году в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол для воздушных гимнастов. 12 ноября 1859 года цирковой артист Жюль Леотар первым в мире продемонстрировал в парижском Цирке Наполеона номер «Перелёт с трапеции на трапецию».
Жюль Леотар
Учитель: За 12 минут он совершил под куполом цирка 8 простых перелетов между тремя трапециями, подвешенными в ряд на большом расстоянии, а также сальто с одной трапеции на другую. Всему этому сын преподавателя гимнастики научился сам, а самые рискованные упражнения отрабатывал над поверхностью воды в бассейне. Благодаря воздушному номеру Леотара всё пространство цирка до купола было задействовано. Артист завоевал огромную популярность и объездил почти все столицы Европы. Леотар демонстрировал свой номер прусскому принцу Фридриху, русскому царю Александру 2, выступал в Лондоне и Мадриде. Да, это было настоящее событие! С 60-х годов XIX века наиболее романтичный вид воздушной гимнастики - полёт получил большое распространение, благодаря Леотару.
Жюль Леотар
Учитель: В 1900 году во Франции состоялся первый международный конкурс гимнастики, который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец, а также сделал талантливых гимнастов знаменитыми на весь мир. В 30-е годы XX века происходит оснащение гимнастических снарядов электромоторами и электролебёдками и декорирование их под самолёты, ракеты, торпеды, семафоры. В середине 40-х годов получили распространение вращающиеся аппараты - "вертушки", при помощи которых стало возможным осуществлять такие зрелищные эффекты, как выхватывание гимнаста гимнастом из водного бассейна или из зрительских рядов. Таким образом, воздушная гимнастика постепенно развивалась. В воздухе гимнасты использовали трапеции, канаты с подвешенными на них снарядами и др.

Учитель: В России гимнастика укоренилась сравнительно поздно. Под командованием полководца Суворова с 1830 года гимнастика стала обязательным предметов в армии и военных гимназиях. В России появляются отдельные кружки. Первый гимнастический кружок образован в Петербурге в 1863 году. В конце 19 века Чехов и Гиляровский организовали небольшое общество, посвященное гимнастике. Гимнасты ставят целые номера, где могут «лететь на дирижабле», «парить в воздухе на крыльях» или висеть под куполом «на самолете или параплане». В начале 20 века огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется «ловитор» - артист, страхующий и ловящий летящих партнеров, и впервые исполняется номер «перекрестный полёт».

Учитель: Бамбук - название циркового гимнастического снаряда и номера, исполняемого воздушными гимнастами на этом снаряде. Снаряд представляет собой металлический шест 4 м. длины и 45-50 мм. в диаметре, подвешенный к самолёту вертикально. Изобретён в Китае или Японии, где шесты делались из бамбука - прочного и эластичного ствола бамбука, издавна служившего на Востоке материалом для циркового реквизита.

Учитель: Номер «Бамбук» зародился в Японии (по другим источникам - в Китае). Основной приём бамбука - «флажок», выполняемый с помощью петли, применяется на туго натянутых мачтах, першах, вертикальном канате. Номера на бамбуке долгое время исполнялись при неподвижном положении снаряда. С тридцатых годов ХХ века бамбук стали прикреплять к аппаратуре, движущейся под куполом по кругу, - торпедам, самолетам, ракетам. В 1930 году Эдер и его помощники демонстрировали гимнастику на коротком бамбуке, подвешенном к одному концу горизонтальной перекладины, установленной на вершине десятиметровой модели Эйфелевой башни. На другом конце перекладины была подвешена модель небольшого самолета. Находившийся в ней ассистент-пилот включал мотор, который приводил в движение всю конструкцию. Б. А. Эдер (1894 – 1970 г. г.) - талантливый цирковой артист. Родился в Батуми. В четырнадцать лет впервые вышел на манеж. Начинал как воздушный гимнаст, его выступления были любимы публикой, создатель и участник воздушно-гимнастического аттракциона «Полёт на аэроплане вокруг Эйфелевой башни».
Борис Афанасьевич Эдер
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить воздушных гимнастов. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).

Учитель: C уверенностью можно утверждать: сегодня воздушная гимнастика, дающая простор воображению артистов, - один из самых перспективных цирковых жанров. Специфика данного жанра основана на демонстрации необычных навыков владения своим телом, превышающих способности среднего человека. К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных в воздухе, с помощью тросов или других иных крепёжных приспособлений. Номера воздушной гимнастики исполняются, как на снарядах, закреплённых на месте, так и на снарядах раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся вверх, вниз. Это упражнения на трапециях, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Самый распространенный вид - это воздушная гимнастика на кольце. Кольцо называют лирой, обручем, оно имеет дополнительные крепления: перекладину и петлю. На кольце гимнасты выполняют элементы раскачивания, прыжки, воздушная гимнастика на полотнах балансирование в отдельных позах, и растяжка.

Учитель: Самой популярной и эффектной в настоящее время является воздушная гимнастика на полотнах. Гимнастки, подвешенные за длинные куски ткани, выполняя невероятной сложности силовые трюки с элементами растяжки.

Учитель: Воздушные полотна представляют собой два длинных полотна тянущейся ткани шириной 1-1,5 метра. Гимнастика на воздушных полотнах считается в цирке направлением относительно новым. Её прототипами можно считать такие классические цирковые снаряды, как ремни, кор де волан, канат. Существует несколько версий происхождения этого вида искусства. Согласно книге «Просто цирк» Стивена Сантоса, гимнастика на воздушных полотнах является самым поздним видом воздушного искусства, появившимся в 1959 году во французской цирковой школе. Однако потом их почти не использовали вплоть до 1995 года, когда Изабель Водель продемонстрировала номер на полотнах. По мнению некоторых других исследователей и цирковых артистов, прототипом является гимнастика на ремнях, которая зародилась в раннем периоде правления Династии Цин в Китае (1644-1911 г. г.). В то время происходит стремительное развитие различных видов зрелищных искусств, поэтому артистам приходится постоянно изобретать новые представления для привлечения аудитории. В первоначальном варианте это были кожаные ленты, подвешенные на бамбуковые рамки, на которые запрыгивал и поднимался вверх артист, намотав ремни вокруг запястья и выполняя трюки различной сложности и скорости.

Учитель: Выступление воздушных гимнастов связано с большой и кропотливой подготовительной работой, которая порой не видна и незнакома простому человеку. Каждодневные репетиции, мозоли, синяки и травмы, делают этот труд по истине героическим.

Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм о воздушном гимнасте, который вспоминает о своём детстве.
(Далее следует просмотр мультфильма «Я вспоминаю»).

Учитель: Ребята, хочу познакомить Вас с некоторые воздушными гимнастами современного цирка. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Акимов Сергей - воздушный гимнаст на ремнях
Номер "Воздушный гимнаст на ремнях" был создан в Московском цирке Никулина в 2002 году. Номер сделан в нетрадиционном для цирка сочетании сильной трюковой работы с пластикой и движением на земле. А также - с применением в работе амортизаторов. Такое сочетание придает номеру необычность и оригинальность.
Земскова Эльмира - воздушная гимнастка на спирали
Представительница цирковой династии известных эквилибристов Земсковых. В цирке работает с 13 лет, с 1995 г., когда начала выступать в номере своих родителей. Номер "Прима" существует с 1997 года. В нём используется оригинальный аппарат, специально созданный для этого номера. Неординарные трюки, оригинальность постановки, пластика и артистизм дали возможность создать несколько вариантов номера - от эксцентричного "космического" до лирическо-романтического.
Пухова Диана - гимнастка на кольцах
Гимнастка на кольцах Диана Пухова является лауреатом международного фестиваля «Принцесса цирка», проходившего в Стокгольме, где артистку окрестили «Малазийской принцессой». Многие не знают, что исполняемый мужчиной и женщиной один и тот же трюк абсолютно несоизмерим по трудности подготовки, сложности исполнения. Номер Дианы Пуховой «Гимнастка на кольцах» произвёл фурор, едва появившись в репертуаре Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Публику поразила великолепная и обаятельная девушка, представшая в ярком и запоминающемся образе восточной красавицы. Диана работает без страховки на собственном хвате - в этом главная сложность номера. Рука исполнительницы не фиксируется при помощи специальной петли, как это происходит обычно у тех же гимнастов на ремнях. Есть маленькая страховочная петля, но её функция – больше психологическое спокойствие.

Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Воздушные гимнасты демонстрируют свою силу, ловкость и смелость. Это эксклюзивное искусство покоряет сердца и заставляет зрителей восхищённо рукоплескать каждому красивому трюку, исполняемому в воздухе. Особенно привлекательна в этом смысле воздушная гимнастика в исполнении грациозных девушек. Прелестные создания обладают не только красотой и пластикой, но и показывают сложные, силовые элементы в воздухе. Воздушные гимнастки - принцессы цирка, они восхищают своим талантом, красотой, упорным трудом, выносливостью, готовностью к ежедневному риску, умению преодолевать страх, усталость и боль.
(На доске появляется фотографии из цирка).
Воздушные гимнастки на кольцах

Воздушные гимнасты на ремнях


В завершении звучит песня.
«Мой мир - манеж»
(Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона).
Цирк - это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск - зачем - не требует ответа.
Опасность, боль здесь - это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!

Мой мир - манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже - нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца.
И в каждом сила, и любовь, и счастье,
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!

И счастлив я, что цирк - мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о воздушных гимнастах»

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. О клоунах Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Факир Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Фокусники Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Эквилибристы
Участник №205 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Фокусники | Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Эквилибристы
Опубликовано: 519 дней назад (9 июля 2015)
Просмотров: 2636
+6
Голосов: 8
Оксана Сергеевна Юлдожбаева # 10 июля 2015 в 00:11 +2
Замечательный материал!
Оксана Сергеевна Юлдожбаева # 10 июля 2015 в 00:11 +2
Замечательный материал!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 10 июля 2015 в 10:17 +3
Светлана Николаевна, Вы продолжаете знакомить нас с материалом из цикла бесед «Профессия - Артист цирка», сегодня это рассказ о воздушных гимнастах. Вы представили интересный материал по истории воздушной гимнастики от истоков появления до современности. Публикация хорошо оформлена. Творческих успехов, голосую +1!
Взлетает вверх, как пёрышко, воздушная гимнастка.
В восторге полном зрители, но думают с опаской -
Возможно, это фокус, но только не простой.
У девушки есть крылья - их прячет за спиной!
(из Интернета)
Татьяна Александровна Толстикова # 10 июля 2015 в 10:41 +4
Светлана Николаевна, спасибо ещё за один интересный рассказ о цирке, о людях цирковых профессий. С удовольствием познакомилась с известными воздушными гимнастами, о которых раньше не знала. Мне кажется, что работа воздушного гимнаста больше всех связана с риском, а потому заслуживает большого уважения. Голос!
Любовь Николаевна Комова # 10 июля 2015 в 13:32 +2
Светлана Николаевна, добрый день! Вы разработали познавательную беседу о воздушных гимнастах для детей начальной школы. Материал носит ценный характер, богат историческими фактами.
Работа проделана колоссальная по подборке информации и иллюстраций.
Изучая материал, сама узнала много нового и интересного о профессии воздушных гимнастов.
Спасибо за Ваш труд!
Примите голос!
Любовь Николаевна Комова # 10 июля 2015 в 13:32 +2
Светлана Николаевна, добрый день! Вы разработали познавательную беседу о воздушных гимнастах для детей начальной школы. Материал носит ценный характер, богат историческими фактами.
Работа проделана колоссальная по подборке информации и иллюстраций.
Изучая материал, сама узнала много нового и интересного о профессии воздушных гимнастов.
Спасибо за Ваш труд!
Примите голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 10 июля 2015 в 16:50 +2
Добрый день! Замечательный материал. Столько интересной информации, которая несомненно заинтересует школьников. Ощущения, после ознакомления с Вашей публикацией, будто побывала в цирке. Всё понравилось. Голосую!
Надежда Евгеньевна Скорых # 10 июля 2015 в 21:45 +3
Светлана Николаевна, добрый вечер! Настолько увлекательно Вы преподносите материал. Исторические факты увлекают. Вы не просто сообщаете детям познавательную информацию, но и прививаете любовь к здоровому образу жизни. Те, кто занимался гимнастикой, на всю жизнь приобретают привычку к здоровому образу жизни, правильному питанию и контролю за своим телом. У гимнастов режим дня настолько плотный, что дорога каждая минута, а потому гимнасты привыкли к порядку, они очень организованные и дисциплинированные. Дети, занимающиеся спортом, быстро становятся самостоятельными, более настойчивыми и упорными в достижении своих целей. Голос №5
Мария Владимировна Шемардина # 11 июля 2015 в 20:24 +2
Светлана Николаевна, интересную беседу о воздушных гимнастах вы предложили. Голосую +1