Конкурсы для педагогов и детей

Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения

Методическая система учителя в период внедрения
ФГОС начального общего образования второго поколения
Автор: Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию эссе на тему: «Методическая система учителя в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, начинающим работать и уже работающим по новым стандартам.

В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Планета Знаний».
В 2012-2013 учебном году началась моя работа в 1 классе.
Проблемная методическая тема: «Методика работы над проектом младших школьников». Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. Ведь проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и многое другое.
На мой взгляд, самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения: универсальные учебные действия и формировать у детей мотивацию к обучению. Исходя из новых задач, которые ставит современное образование, большинству из учителей предстоит перестраивать мышление. Как мне кажется, содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Таким образом, учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Условия, создаваемые мной для реализации ООП НОО: 1. Кадровые условия. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС. Детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС, а также нормативно-правового обеспечения. Составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС. 2. Материально-технические условия. В начале учебного года предложила родителям своего класса одеть детей в единую школьную форму. Все родители меня поддержали. Мы организованно приобрели форму в одной из местных фабрик. В последствие чего, руководством данной организации наш класс был награждён принтером. 3. Реализовано достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися. 4. Выявление и развитие способностей обучающихся через работу кружков, организацию общественно-полезной деятельности. («ЮИДД», «Проектная деятельность»). 5. Работа с одарёнными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно исследовательской деятельности. Работа с одарёнными детьми осуществляется в различных формах урочной и внеурочной деятельности. Это дифференцированная и индивидуальная работа с сильными учащимися по отдельным предметам, подготовка к олимпиадам, организация проектной деятельности. Участие в конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского, городского, районного и школьного уровней.
6. Использования в образовательном процессе современных образовательных технологий.
На мой взгляд, для создания полноценных условий реализации ООП НОО необходимо обеспечить на 100% кабинеты начальных классов компьютерами и прочими техническими средствами. Преодоление – участие в конкурсах, финансирование. Ещё одна трудность, на мой взгляд, это нехватка времени у учителя. Преодоление – рациональное использование своего времени.
При подготовке к уроку и внеурочному занятию учитываю следующие принципы системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности. Стараюсь, чтобы ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами. 2) Принцип непрерывности. Обучение осуществляется преемственно, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)Принцип целостности. У детей формируется обобщенное системное представление о мире. 4) Принцип минимакса. Предлагаю своим ученикам возможность освоения содержания образования на максимальном уровне.
5) Принцип психологической комфортности. Создаю доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, а также делаю акцент на развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности. У учащихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества. Этот принцип присутствует наиболее чаще в моей деятельности.
У каждого предмета есть свои особенности. Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Моя позиция: к классу не с ответом, а с вопросом.
В целом, как мне кажется, изменения в методике произошли следующие: изменился метод обучения (с объяснительного на деятельностный); изменилась оценка результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
На своих уроках и занятиях успешно внедряю разноуровневое, дифференцированное обучение, групповую форму работы, большое внимание уделяю индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же провожу дополнительные занятия по предметам. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его на том уровне, на котором оно было, когда ребенок пришёл в школу. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов. Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня ещё не всё получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Рекомендуем посмотреть:

Образ идеального учителя Эссе педагога дополнительного образования Педагогическое эссе учителя начальных классов Стихи об учительском труде

Похожие статьи:

Эссе учителя начальных классов. Гордое звание - учитель

Эссе о школе, 6 класс

Эссе «Мое любимое занятие», 6 класс

Эссе «У памятника воинам», 7 класс

Летние подвижные игры для детей младшего школьного возраста | Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 860 дней назад (29 июля 2014)
Просмотров: 3766
+19
Голосов: 19
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 30 июля 2014 в 10:00 +4
Светлана Николаевна спасибо за приглашение. С интересом читала Ваше эссе. Мне очень понравилось! Успехов Вам в работе, творческого вдохновения! Примите мой первый голос.
Светлана Николаевна Матвеева # 30 июля 2014 в 13:26 +3
Уважаемая Галина Евгеньевна! Огромное Вам спасибо, что откликнулись на моё предложение. Рада очень, что моё эссе Вам понравилось. Благодарю Вас за комментарий и голос!
Ирина Анатольевна Болтачева # 30 июля 2014 в 10:38 +4
Светлана Николаевна! Спасибо за приглашение. Прочитала ваше эссе и поняла, что вы на правильном пути. Перестраивать свою работу всегда сложно, если ещё и опыт работы большой, сделано много наработок, но большинство учителей личности творческие и постоянно применять одни и те же методы на уроках бывает неинтересно. Поэтому желаю вам дальнейшего творческого поиска.Примите мой голос!
Светлана Николаевна Матвеева # 30 июля 2014 в 13:27 +4
Уважаемая Ирина Анатольевна! Огромное Вам спасибо за положительный отзыв на моё эссе и Ваш голос! Заходите ещё! Буду очень рада!
Вера Викторовна Янченко # 30 июля 2014 в 10:52 +9
Добрый день, Светлана Николаевна! Познакомилась с Вашей статьей, очень нужный, полезный материал. Введение ФГОС в образования навое, но актуальная тема для новых приемов и методов работы с учащимися. У Вас уже есть некоторый опыт работы по данному направлению и это похвально, что Вы делитесь им с другими педагогами. Поддержу Вас, Вы на правильном пути, не стоите на мести, идете в ногу со временим и обязательно добьетесь положительных результатов своей деятельности. Хочу пожелать Вам удачи и успехов в работе! Голосую +1!
Светлана Николаевна Матвеева # 30 июля 2014 в 13:29 +4
Уважаемая Вера Викторовна! Спасибо Вам огромное за оценку моей статьи, за добрые и тёплые слова в мой адрес и, конечно же, за Ваш голос!
Светлана Владимировна Тарасова # 30 июля 2014 в 12:52 +4
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за приглашение. Ваше эссе прочла с интересом, только человек влюбленный в свою профессию, в свое дело, сможет так искренне написать. У вас все получится! Удачи вам. Голос!
Светлана Николаевна Матвеева # 30 июля 2014 в 13:31 +3
Уважаемая Светлана Владимировна! Спасибо Вам огромное, что посетили мой блог. Рада, что Вас моё эссе заинтересовало. Благодарю за комментарий и голос!
Данияр Маулетович Байжуманов # 30 июля 2014 в 16:09 +5
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Ознакомился с ваши эссе и вполне с вами солидарен. Сейчас, на пороге быстрого развития информационных ресурсов необходимо несколько изменить свои взгляды на процесс обучения и преподавания. Внедрять в образовательный процесс и как можно чаще применять новые технологии и методики преподавания с целью повышения познавательного и более мотивированного интереса к обучению со стороны обучающихся. Вы, как современный специалист своего дела, осознаете это и идете навстречу изменениям в системе образования, это очень отрадно. Ведь многим учителям, которые наработали свои определенные методики, очень трудно переходить на новые стандарты. Я не говорю, что старые подходы не продуктивны, но надо и учитывать интересы детей, которым (увы, надо это признать) совсем уже не интересно заниматься только по учебнику, да с кусочком мела у доски. Большое спасибо за вашу статью, думаю многие учителя прислушаются к вам. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений.
Светлана Николаевна Матвеева # 31 июля 2014 в 23:40 +3
Уважаемый Данияр Маулетович! Спасибо Вам огромное за Ваш тёплый комментарий! Очень важно, чтобы тебя понимали! Благодарю за понимание и голос! Всего Вам самого доброго!
Ирина Владимировна Пантузенко # 2 августа 2014 в 07:23 +4
С интересом прочитала ваш материал. С этого года начинаю работать по стандартам второго поколения, поэтому всё. что с ними связано меня привлекает.Прочитав материал. поняла, что я уже много умею, но ещё большему предстоит учиться вместе с моими первоклашками. Мой голос-ВАШ.
Светлана Николаевна Матвеева # 4 августа 2014 в 15:49 +2
Уважаемая Ирина Владимировна! Огромное Вам спасибо за тёплый комментарий! Жду новых встреч!
Надежда Михайловна Светлова # 4 августа 2014 в 21:14 +4
Начинаю работать по ФГОС с пятым классом, окончила специальные курсы, ваша работа для меня очень полезна, так как буду стараться реализовать принцип преемственности. Спасибо!
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 00:31 +2
Уважаемая Надежда Михайловна! Огромное спасибо Вам за тёплые слова! Буду рада, быть Вам полезной!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 4 августа 2014 в 22:09 +6
Светлана Николаевна, познакомилась с Вашим эссе. Материал очень нужный и полезный для педагогов в период введения ФГОС начального общего образования второго поколения. Замечательно, что Вы разработали свою систему обучения, у вас есть определенный опыт работы в данном направлении. Согласна с Вашими словами: «Ещё одна трудность, на мой взгляд, это нехватка времени у учителя». Стараемся конечно же работать, шагать в ногу со временем. Конечно же, многое зависит от нас самих, с этим я тоже согласна. Вы на правильном пути! С таким подходом к работе, думаю, у Вас все получится. Удачи Вам и успехов! Мой голос.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 августа 2014 в 00:33 +4
Уважаемая Надежда Владимировна! Огромное спасибо Вам за дружеский и тёплый комментарий! Благодарю за высокую оценку моей работы и конечно же за голос!!! Всего Вам доброго! Успехов в творчестве!!!
Марина Николаевна Салихова # 12 августа 2014 в 10:47 +7
Справедливо написано. Согласна со всеми Вашими словами. Учитель должен постоянно учиться: и в процессе учебного года, и летом. Современность требует того, чтобы работал девиз: "Чтобы учить других, самому нужно учиться!" Успехов Вам! Совершенствуйтесь и самореализуйтесь!
Светлана Николаевна Матвеева # 14 августа 2014 в 16:56 +5
Уважаемая Марина Николаевна! Спасибо, что разделяете мои мысли, за Ваш комментарий!
Ирина Юрьевна Ручина # 4 сентября 2014 в 18:44 +7
Светлана Николаевна, ознакомилась с вашим эссе. Мне понравилось. Хороший, интересный материал и очень нужный для педагогов в период введения ФГОС начального общего образования второго поколения. Вы как опытный педагог разработали свою систему обучения, просто замечательно, что в наших рядах есть такие педагоги. Творческих Вам успехов и вдохновения. С большим удовольствием отдаю свой голос. +1!!!
Светлана Николаевна Матвеева # 6 сентября 2014 в 13:22 +4
Ирина Юрьевна! Благодарю за высокую оценку моей работы!
Светлана Викторовна Моисеева # 6 февраля 2016 в 08:51 +3
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Ознакомилась с вашим эссе. Сейчас, на пороге быстрого развития информационных ресурсов необходимо несколько изменить свои взгляды на процесс обучения и преподавания. Внедрять в образовательный процесс и как можно чаще применять новые технологии и методики преподавания с целью повышения познавательного и более мотивированного интереса к обучению со стороны обучающихся. Вы, как современный специалист своего дела, осознаете это и идете навстречу изменениям в системе образования, это очень отрадно. Ведь многим учителям, которые наработали свои определенные методики, очень трудно переходить на новые стандарты. Я не говорю, что старые подходы не продуктивны, но надо и учитывать интересы детей, которым (увы, надо это признать) совсем уже не интересно заниматься только по учебнику, да с кусочком мела у доски. Большое спасибо за вашу статью, думаю многие учителя прислушаются к вам. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений.