Конкурсы для педагогов и детей

Создание предметно – пространственной среды в ДОУ во второй младшей группе

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Отчет «Построение предметно – пространственной среды в ДОУ во второй младшей группе.
Автор: Пулыгина Светлана Николаевна ,воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» Иркутская обл.г. Тайшет
Описание:работа будет полезна воспитателям при построении предметно – пространственной среды в ДОУ, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями, даст возможность родителям поближе познакомиться с работой детского сада.
Цель: обобщение опыта в Построение предметно – пространственной среды в ДОУ во второй младшей группе

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Построение предметной среды, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Младший дошкольный возраст.
Правильно построить развивающую среду позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. При построении развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для развития анализаторов. Создавая предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности и зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере возможности обогащается.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на зоны, уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна состоять:
50% двигательной зона
30% учебная зона
20% спокойная зона
Спокойная зона- это часть групповой комнаты, где дети могут отдохнуть смотреть книги ,поиграть в развивающие игры самостоятельно.
Учебная зона
-центр познавательно-речевого развития
- «здравствуй,книжка!»
- дидактические игры по развитию речи
-центр исследовательской деятельности « Мини-лаборатория»
- центр сенсорного развития
Двигательная зона
- центр сюжетно-ролевой игры
-центр театрализации «Колобок»
- центр изо деятельности
- центр физической активности
- центр музыкальной деятельности
- зона мальчиков
- зона девочек
- центр конструктивной деятельности.
Группа начинается с визитной карточки-раздевалки, где находится информация для родителей:
• о программах, которые используют педагогические работники в работе с детьми;
• о форме построения воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
• о том, какого ребенка-дошкольника-выпускника группы педагогические работники должны в итоге вырастить и выпустить из детского сада в школу;
• фотографии, повествующие о жизни наших детей в ДОУ и за его пределами, наши достижения, творческие работы детей.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Двигательная зона
Одним из самых любимых уголков в группе является центр физической активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия) ; мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажеры для дыхания и др.
Центр сюжетно-ролевых игр, где ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра является важным условием социального развития детей. Для современного развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, гладильная доска, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.
Рядом мы разместили центр театрализованной деятельности – как важный объект развивающей среды, поскольку Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.. В этой зоне мы разместили различные виды театров и внесли атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Настольный театр: «Репка», «Курочка Ряба» ,пальчиковый театр, плоскостной театр ,шапки маски, атрибуты к сказкам. Также в уголках имеются дидактические игры с соответствующим содержанием.
Центр изобразительной деятельности. В младшем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребёнка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В изобразительной деятельности мы разместили различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого разместили материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам. Хотелось остановиться на нетрадиционных техниках рисования. Рисование в нетрадиционных техниках, необычными материалами с использованием нестандартного оборудования вызывает у дошкольников повышенный интерес к изобразительной деятельности, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает воображение и художественное творчество детей. Один из вариантов нетрадиционного оборудования для рисования пальчиком на манке.
Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости - гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома помогает центр строительных игр. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: деревянные ,мягкие, пластмассовые конструкторы(большие и маленькие) с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.
Центр музыкальной деятельности необходимо оборудовать в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального центра способствует проявлению способностей детей в разных видах музыкальной деятельности. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности.
Учебная зона.
Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Центр сенсорного развития. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребёнка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры , крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, , игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры; комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы. Счетный материал; матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор. Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. Наборы картинок для группировки: «домашние животные», «дикие животные», «животные с детенышами», «птицы», и т.д., предметы обихода, игры с прищепками. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Центр природы. Особая роль в воспитании детей принадлежит природе, познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе нам помогает центр природы где есть все необходимое для экспериментирования (лупы, песочные часы, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки, природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями (бегония, герань и др.) и наблюдениями за природой. Подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли, плакат «Время года. Погода. Дни недели. Месяцы», плакат «Природные явления», книги и журналы для детей «Сибирячек» ,авторов Сибири о родном крае, макеты, различные виды почв, камней, гербарии растений родного края.
Так же имеется речевой центр .В речевом центре подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркала, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики(тренажоры);
в) упражнений дыхательной гимнастик
г) пальчиковой гимнастике «Су -Джок»;.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Спокойная зона
Центр уединения.
Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, пообщаться со взрослым или сверстником. Это может быть диванчик и креслами ,стол с книгами ,альбомом семьи. Так же используем ширмы, палатки.
Книжный центр. Основной задачей в этом возрасте является - формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем. Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и стульчик; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы по темам, семейный альбом, портреты авторов книг, различные хрестоматии.
Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.















Рекомендуем посмотреть:

Предметно-развивающая среда группы в детском саду по ФГОС Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей групп Предметно-развивающая среда в старшей - подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе ДОУ
Опубликовано: 360 дней назад (11 декабря 2015)
Просмотров: 4764
+6
Голосов: 6
Любовь Зайцева # 11 декабря 2015 в 15:08 +3
Светлана Николаевна! Познакомилась с предметно - пространственной средой Вашей группы.
Вы правильно ее представили, подробно описали, так, что если коллегам понадобится подобный анализ, они вполне смогут сверить себя.
Разрешите, один необходимый совет: Вам следует по-правилам оформить публикацию, время для этого еще есть. Фото поставить раздельно.
Спасибо Вам за интересные сведения. +1!
Светлана Николаевна Пулыгина # 11 декабря 2015 в 15:14 +1
спасибо большое!
Татьяна Петровна Цуканова # 11 декабря 2015 в 22:00 +2
Светлана Николаевна! Я с интересом познакомилась с Вашей статьёй о предметно - пространственной среде младшей группы. Спасибо , что знакомите нас и проводите экскурсию. Примите голос. С уважением Т.П.
Светлана Николаевна Пулыгина # 12 декабря 2015 в 11:05 +1
Татьяна Петровна ,большое спасибо за комментарий!
Наталья Николаевна Сегенюк # 12 декабря 2015 в 15:05 +1
Здравствуйте, Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Вы очень подробно описали о РППС в соответствии с ФГОС ДО, материал будет полезен для написания доклада любому педагогу. Фото позволяют увидеть Вашу РППС, которую вы постарались сделать в соответствии с требованиями. По фото видно, что дети довольны всем, что их окружает. Творческих успехов! +1
Светлана Васильевна Кулешова # 12 декабря 2015 в 23:59 +1
Светлана Николаевна, спасибо Вам за материал- очень познавательно!
Хотела бы немного рассказвть о своих приемах в построении РППС. Я предпочитаю отталкиваться от интересов своих деток в данный период времени и, от того, как я понимаю требования ФГОС.
Так вот: я за мобильность среды и, по моим наблюдениям, дети очень быстро к новшествам и перестановкам привыкают, более того, они их увлекают! Другое дело, что не всегда это возможно, но мы стараемся)). Четкого зонирования я не приемлю, да его теперь и не требуют). Конечно, каждая вещь должна после игры быть убрана на свое место, но, если детям хочется использовать что- то из уголка сенсорики в конструировании или сюжетной игре, я только за! И если сейчас детям хочется устроить из уголока уединения больницу доктора Айболита, почему бы и нет?))
Да, наши уголки должны быть насыщенными, но я не сторонник выставлять в них все и сразу. И тут я тоже с сегодняшним стандартом солидарна. Обогащать РППС предпочитаю согласно теме недели, могу( и должна) привлечь для этого и родителей. Считаю, что для детского развития нужнее чаще обновлять среду, заменяя одни игры и игрушки на другие, чем, если детям будет предложенно сразу все. Не буду углубляться в эту тему, думаю и так уже понятно, что я хочу сказать. Уверена, что не изобретаю велосипед, что многие так и делают в своих группах. Иначе из чего должно возникнуть желание использовать игрушки - заменители, как развивать фантазию, творчество и креативность мышления?))
Светлана Николаевна Пулыгина # 20 декабря 2015 в 13:45 0
Спасибо всем большое за комментарии.
Татьяна Ивановна Валисевич # 2 февраля 2016 в 07:49 0
Может я запоздала со своим комментарием, но хочу сказать, что с удовольствием прочитала материал, так как у меня дети такого же возраста. Поэтому не могу не отметить, что подобного рода материалы очень нужны для работы. Большое спасибо. Мой голос Вам.