Конкурсы для педагогов и детей

Проект к 9 мая в 5 классе: Дети войны

Проект ко Дню Победы «Дети войны» для 5 класса
Автор: Юрьян Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Маевская СОШ»
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий мероприятия, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке классного часа, зам.дир.по ВР.
Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. и уважение к людям, пережившим эти страшные дни
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.


Пускай сегодня знают люди
Про тех, кто вырос в дни войны.
Мы никогда не позабудем,
Что были дважды рождены…

А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие,
когда
упала нам на тоненькие плечи
огромная
недетская беда.

Была земля и жестокой, и мечтательной.
Была судьба
у всех людей одна.
Для нас и детства не было отдельно,
а были вместе –
детство и война.

Тревожные сквозные дни и ночи
Запомнятся навек
тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
мы тоже победили
в той войне.

Сегодня мы поговорим о тех людях, которые не участвовали в войне, но видели весь тот ужас, т.е. о детях войны. Мы послушаем сообщения тех ребят, которые беседовали со своими родственниками, родившимися в 30-е,40-е годы прошлого века.
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся, пионерам с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения, которыми были охвачены комсомольцы и молодёжь. Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские. Менее чем за год в Москве они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей.
Патриотическое движение за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.На многих фронтах в воздухе были пионерские боевые самолёты: “Пионер Сибири”, “Ташкентский пионер”, “Пионер Узбекистана”, “Пионер Ростова”, “Пионер Кирова”, “Пионер Коми АССР” и другие.

Война вошла в мальчишество моё
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А как заходят путники в жильё
Передохнуть, испить воды с дороги.
Она хлебами шла из-за реки,
Оттуда, где закаты занимались,—
Подолгу, помню, теплились штыки,
Пока солдаты в гору подымались.

Попарно, кучками, по одному,
Не торопясь, они к Москве пылили,
Порой у нас, в окраинном дому,
Степенно, сняв пилотки, воду пили
И дальше, на восток, полями шли,
И все, казалось, были пожилые,
Хотя, наверно, попросту в пыли,
В обмотках серых, серые и злые.

Глаза закрою, вижу, как теперь,
Распахнутые настежь двери дома
И как ложится на пол через дверь
Зари вечерней свежая солома,
И вижу мать у белого стола
В обнимку с чёрным чугуном картошки
И двух солдат, которым подала
Моя сестрёнка расписные ложки.

Солдаты ели истово, в запас,
А старший, рыжий, с вислыми усами,
Рассказывал, давя бездонный бас,
И вдруг заплакал тихими слезами.
Сидел и плакал, тягостно, в упор,
Не наклоняясь и лица не пряча.
И я войну запомнил с этих пор
И до сих пор боюсь мужского плача.

1 сообщение Семёнова Егора:
Мой прадед, Заюров Евсей Дорофеевич, родился 20 сентября 1933 года в деревне Алё. Начало войны помнит, как отцу вручили повестку о призыве в Красную Армию, тот попрощался с детьми и родственниками, а провожать его до д.Маево поехала мать. Председатель колхоза «Успех» объявил всем жителям, что скоро должны прийти немцы и чтобы все уходили в лес. В лесу были несколько дней. Потом были посланы «разведчики» в деревню. Возвратившись, они сказали, что в деревне никого нет. И все жители вернулись в свои дома. Он вспомнил, что в деревне был магазин. Завмага не было. Жители приняли решение на сходе все продукты и имущество поделить между жителями. Дедушка помнит, что ему досталась коробка цветных карандашей. Потом по деревне разлетелся слух, что во ржи видели военных в касках, это была немецкая разведка. А затем в течение недели через деревню шли и ехали немецкие войска. В деревне была свиноферма, немцы всех свиней забили для нужд своей армии. Затем была немцами поделена земля на полосы по жребию. В течение оккупации сеяли рожь, овощи с этого в основном и кормились. В течение всего времени оккупации в деревне стоял штаб немецкой дивизии. При наступлении наших войск население из нашей деревни немцы не эвакуировали в свой тыл и что хорошо: дома в деревне почти не пострадали. До войны дедушка успел закончить 1 класс школы. После освобождения закончил Кривцовскую начальную школу, а затем 7 классов Маевской школы. После школы работал трактористом. В 1952 году был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Борисоглебском авиационном училище, окончил школу младших авиационных специалистов, затем прошел обучение по специальности авиационного механика, продолжил службу в Мичуринском авиационном училище, затем прошел подготовку в школе воздушных стрелков-радистов. В этой должности продолжил службу в городе Гдов, летал на бомбардировщиках Ил-28. Отслужив, решил вернуться на родину. После службы работал, опять трактористом, шофером, окончил Псковский сельскохозяйственный техникум. Работал главным инженером совхоза, заведующим мастерских, одновременно преподавал в школе автотракторное дело.

СНЫ ВОЙНЫ
Как много лет в начале мая
Я забываю о весне,
Ночами снова вспоминая
О том, что было на войне…

Я знаю – нелогично это –
Мы временем разделены.
Но я опять ищу ответы
И снова вижу сны войны.

Я думаю: «А если б папа
Погиб случайно на войне?
Какой была бы страшной плата –
Жизнь, неподаренная мне!»

И сколько этих жизней разных
Украла страшная война!
Ведь, если б все родились сразу -
Была бы целая страна.

Но чей-то дед, и чей-то прадед
Мальчишки юные тогда,
Погибли все, Победы ради…
Ушли, пропали навсегда.

И не родились их потомки,
Детей и внуков просто нет.
Как ненаписанные строки,
Галактики погасшей свет…

… Но это не случилось с нами -
Живем, не чувствуя вины.
И только в мае, временами,
Я снова вижу сны войны.

Сообщение Высоцкого Михаила.
Мой прадедушка, Богданов Гавриил Петрович, родился 15 января 1933 года. Как он вспоминает, с началом войны немцы выселили жителей деревень из домов в бани. Были холод, голод, минимум одежды. Перед освобождением немцы весь скот, который был в деревне, угнали в сторону деревни Саталкина. Помнит, как наши «Катюши» били по немцам. После освобождения нашей деревни, командование нашей армии отселили нас в деревню Блины в которой был сад и было много яблок, но наши солдаты запретили подходить к яблоням, так как немцы при отступлении заминировали и их. После школы помогал пахать землю, сеял хлеб, пас в поле колхозный скот.
Мальчик из села Поповки
С. Я. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Сообщение Арсеньевой Алины
Фёдорова Ксенья Дмитриевна родилась 30 января 1933 года в деревне Хохоново в семье крестьян. Через несколько недель после начала войны, как она вспоминает, в один из дней, с интересом смотрела на самолеты, которые кружили над железнодорожной станцией Маево, от них отделялись какие-то черные точки, и вдруг тишину вокруг разорвали взрывы бомб, и только в этот момент поняла, что такое страх и что такое война. Когда пришли немцы, они построили в деревне скотобойню и три барака, в них они и жили. Первыми при освобождении увидела красноармейцев-лыжников. Через неделю в деревне расквартировалась русская воинская часть. За счет этой части и спаслись от голода, потому что постоянно подкармливали красноармейцы. В школу пошла в 1944 году, закончила 7 классов. То, что наступил День Победы, узнала в школе, отменили уроки, все плакали от счастья, а учеников отпустили домой.

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили
Маячили остовы чёрных печей
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
И в этом, ещё не дотлевшем аду
Где горе уже накричалось
под старой берёзой у всех на виду
Ременная люлька качалась
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чём не молил.
Ко рту, подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой,
Шевелил седые его волосёнки.
Как свечка, обугленный тополь горел
И хлопья с него опадали.
А тихий мальчонка смотрел
И смотрел в какие-то дальние дали.
Поверх этой битвы и этой войны
Поверх современности грозной
В дальние дали. Что нам не видны
Смотрел не по-детски серьёзно.

В ходе работы над проектом мы убедились в том, что в тяжелое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми. Было интересно узнать о судьбах своих родственников и знакомых – детях войны. Их
счастливое веселое детство нарушили фашисты. Мы должны помнить, что Победа досталась нам ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
Дети XXI века – детям войны!

Дорогие дети войны,
Снятся вам чёрно-белые сны,
Будто кто-то украл тишину
И отправил её на войну

В детстве вам так хотелось мечтать,
Бегать в школу, с друзьями играть,
Рвать цветы на зелёном лугу
И ловить мотыльков на лету

А пришлось от снарядов бежать
У станков малолетком стоять.
От бомбёжек спасаться порой,
Хоть вы были тогда детворой

Дорогие дети войны!
Мы желаем вам всем тишины
На планете и в ваших сердцах,
Мира, счастья, любви без конца!

Рекомендуем посмотреть:

Устный журнал для 5-11 класса ко Дню Великой Победы с презентацией Конспект урока математики для 5 класса с использованием материала о ВОВ
Митинг к 9 мая. Сценарий
Опубликовано: 571 день назад (17 мая 2015)
Просмотров: 1199
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Светлана Анатольевна Шушунова # 18 мая 2015 в 23:26 0
Светлана Петровна, ознакомилась с Вашим материалом. Интересная задумка. На мой взгляд, материал хорошо бы дополнить фотографиями детей войны в разные годы, о которых говорится в рассказах детей. Очень понравилась подборка стихов, но хотелось бы знать авторов. Голосую.
Светлана Петровна Юрьян # 21 мая 2015 в 08:02 0
"Прошу вас удалить данную запись, так как я не смогла разместить фото".