Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшей группы

Практико-ориентированный проект. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Давлетбаева Светлана Рафитовна
Должность и место работы: воспитатель МДОБУ детский сад с.Ташкиново ГО г. Нефтекамск
Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физкультуре, работающим в малокомплектном детском саду с разновозрастным составом групп. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду показана на примере старшего дошкольного возраста.
Актуальность
«Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» – эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.
В 2000 г. 189 стран – членов ООН собрались на саммите Тысячелетия и выдвинули 8 целей и 18 задач нового тысячелетия, выполнение которых к условленной дате (2015г.) должно изменить жизнь народов мира. Четвёртая, пятая и шестая цели касаются вопросов здоровья, в том числе репродуктивного здоровья населения (В.В. Бодрова, Е.Н. Бодрова, 2005). В условиях социально–экономической нестабильности в России за время перестройки в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции:
- распространённость факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие;
- увеличение заболеваемости и инвалидности.
Интенсивность ухудшения качества здоровья детей и подростков в 3,5 раза выше, чем у взрослого населения (И.В. Журавлёва, 2002).
Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. На начало 1991 года население России составляло более 290 млн., к 2014 году население сократилось, примерно, до 144 млн.
Директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов (2006) утверждает, что исправить демографическую ситуацию в современной России может только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад.
Николаева Елена Ивановна – доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в своей книге (2014) пишет «Очевидно, чтобы дети были здоровыми в ситуации широкой распространённости заболеваемости при рождении, необходимо не столько сохранять здоровье (которого практически нет), сколько формировать его. Говорить сейчас о здоровьесбережении неэффективно. Нужно ставить вопрос об осознанном здоровьеформировании у населения с ослабленным здоровьем. Необходимо начать работать с детьми на уровне детского сада, чтобы максимально рано создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье». Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Анализ физического развития детей, наблюдения, беседы, анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья детей, показали, что и у детей посещающих детский сад с. Ташкиново так же есть тенденция к ухудшению здоровья. Мы задали себе вопрос: как научить детей заботиться о своём здоровье, начиная с детского сада и на всю последующую жизнь? Перед работниками ДОО встала непростая и нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и организовать целостную систему физкультурно – оздоровительной работы отдельно взятого педагога с отдельным ребёнком и целого педагогического коллектива с группой детей.
Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, приведение в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя некоторые сложности. Такие как:
• основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом дошкольных групп;
• на селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей не позволяет обеспечить должное развитие детей;
• сверхзанятость большинства родителей в личном домашнем хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми;
• низкое материальное обеспечение многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности ребенка: купить книги, игры и игрушки, спортивный инвентарь, совершить с детьми поездки в город – в спортивные клубы и секции, в хореографические студии, в театры, музеи;
• отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность.
Ограниченность пространства, некоторая скудность возможностей для развлечения и отдыха открывается другой стороной, а именно если в клубе, школе, детском саду готовится какое-либо событие, то непременными участниками, заинтересованными благодарными зрителями будет все население села, независимо от возраста. Жизненный опыт и наблюдения показывают, что сельская среда имеет неоспоримые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, доброты, трудолюбия, в закаливании, развитии двигательной активности ребенка. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой: лес, овраги, водоемы, роднички, речка, деревня, луговые травы – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка.
Противоречия возможностей социального и природного потенциала и стали основанием для разработки проекта.
В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно-оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. В практику работы широко внедрены здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Оснований изменения содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.
Цель проекта – систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, снижения заболеваемости, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
• Изучение опыта работы по данной проблеме ученых – дидактов и передовых педагогов;
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
• Формирование и развитие у детей двигательных умений и навыков;
• Содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности у детей;
• Привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье как одной из главных ценностей жизни;
• Формирование у детей представлений о режиме, об активности и отдыхе.
• Выработать у детей привычку ежедневных занятий физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве;
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Гипотеза. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки проекта: проект рассчитан на 2 года (2014-2015г.г.)
Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники МДОБУ детского сада с.Ташкиново, родители (законные представители воспитанников).
Форма проведения: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с их семьями.
Ожидаемый результат:
У детей:
• сохранение и укрепление физического здоровья детей;
• повышение эффективности процесса физического воспитания.
У родителей:
• совместное участие с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
• повышение компетентности в вопросах физического развития детей;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье
У педагогов:
• разработка методического и практического материала по проекту;
• повышение компетентности по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных технологий;
• систематизация работы по ЗОЖ в образовательной организации;
• обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОО;
Ресурсы
1.Научно-методическая база.
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, 30 августа 2013г.№ 1014;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792 – р) ;
• Программа развития МДОБУ детский сад с. Ташкиново 2014-2016г.г.;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
• Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1);
• Устав дошкольного учреждения, локальные акты.
2.Кадровые ресурсы, дети, родители (законные представители).
3.Материально-техническая база
Для реализации образовательного процесса в ДОО имеются:
- 3 групповых помещения с развивающей предметно-пространнственной средой, соответствующей возрастным особенностям воспитанников:
- физкультурно-музыкальный зал;
- кабинет музыкального руководителя;
- методический кабинет;
- спортивная площадка на территории детского сада;
- учебные методические пособия;
- детская и методическая литература.
4.Современная информационно–техническая база:
- компьютер подключен к Интернету, электронная почта;
- музыкальный центр;
- магнитофоны в каждой группе ДОО;
- телевизор;
- видеокамера;
- копировальная и множительная техника;
- цифровой фотоаппарат;
- видеопроектор.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (Схемы)

Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта.
• Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
• Изучение (анкетирование) потребностей родителей;
• Мониторинг физической подготовленности детей;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий;
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
Основной этап:
Реализация проекта в различных видах деятельности.
Заключительный этап:
• Подведение итогов.
• Создание фоторепортажа по проекту.
• Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок»
План реализации проекта Таблица
Заключение
Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Работая в соответствии с требованиями образовательной программы МДОБУ детский сад с.Ташкиново, разработанной на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы достигли следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья,
- снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. И достигли следующих результатов:
- наблюдается положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. В 2014-2015 учебном году посещаемость во всех дошкольных группах составила более 80 %.
- повысился уровень физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. Мониторинг двигательной активности в этом учебном году составил более 74% (для сравнения с прошлым годом - 70%) .
Мониторинг по образовательной программе дошкольной организации показал, что наши воспитанники знают основы здорового образа жизни, сознательно относятся к своему здоровью и умеют использовать доступные способы его укрепления. Проводимая в системе работа педагогов ДОО, выявила положительные тенденции к формированию у дошкольников интереса к здоровому образу жизни.
План мероприятий по минимизации рисков
Вероятные риски
Дефицит квалифицированных кадров:
- Недостаточная ориентированность педагогического персонала в современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологиях.
- Несформированность стремления у отдельных педагогов профессиональной культуры в вопросах здоровьесбережения.
- Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные дошкольные группы.
- Слабость материально – технической базы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, в том числе физкультурного оборудования.
- Некомпетентность родителей в вопросах в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
- Сверхзанятость большинства родителей в домашнем хозяйстве.
- Ограниченность возможностей семей, как в материальном плане, так и в территориальной отдалённости от городских центров физкультуры и спорта.
Мероприятия по минимизации риска
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Внедрение механизмов поощрения и финансового стимулирования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий путём изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
- Введение дополнительных образовательных платных услуг.
- Привлечение спонсорской помощи, участие в грандах.
- Грамотная реализации проекта, обновление его содержания, расширение учебно – методической базы, разработка вариативных образовательных программ с учетом специфики работы сельского детского сада.
- Развитие партнёрских отношений с родителями детей.
- Планомерная и систематическая методическая работа с участниками физкультурно-оздоровительного процесса,
- Своевременно корректировать направление на удовлетворение интересов и возможностей детей, потребностей родителей.
Проектный продукт
1.Устройство «Тропы здоровья» на спортивной площадке.
2.Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок».
3. Создание картотек в группах детского сада – спортивные, подвижные игры, пальчиковые игры, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика.
4. Создание фоторепортажа по проекту.


Литература:
Нормативная:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
4. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1).
Основная:
1. Алябьева. Е.А Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144с. – (Растим детей здоровыми).
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160с. (Здоровый малыш).
3. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2013.
4. Николаева Е.И., Федороук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. Пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 240с.
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с.
6. Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 144с
7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Семья и человеческое развитие. Подготовлен Центром изучения человеческого потенциала Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан и Башкирским филиалом Института социологии РАН при поддержке Правительства Республики Башкортостан, Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Уфа – 2013 file:///F:/Bashkortostan_doklad_2013.pdf

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Развивающая среда образовательного учреждения Физкультурно-оздоровительный досуг в средней - подготовительной группе. Сценарий Конспект физкультурно-игрового досуга по ПДД для подготовительной группы

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Участник №160 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
НОД для детей младшего дошкольного возраста (2 - 4 лет). Снеговик | Открытка маме к 8 Марта своими руками с детьми 5-7 лет
Опубликовано: 3322 дня назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 8631
+5
Голосов: 5
Наталья Владимировна Порсева # 23 февраля 2015 в 14:59 +1
Интересный, насыщенный проект! Но хотелось бы увидеть это всё на фотографиях.
Светлана Рафитовна Давлетбаева # 23 февраля 2015 в 15:12 0
Спасибо что заглянули на мою страничку! К этому проекту подготовлена презентация, где отражена вся практическая работа по физкультурно оздоровительной деятельности.
Нелли Николаевна Теряева # 23 февраля 2015 в 17:29 +1
Интересный проект!!!
Светлана Евгеньевна Лукьянова # 23 февраля 2015 в 21:23 0
Достаточно насыщенный проект и полный. Правильно составленный, соответственно возрасту. А для других группы есть? Спасибо за данный материал. Голос.
Елена Сергеевна Дьяконова # 27 февраля 2015 в 11:06 0
Здравствуйте, Светлана Рафитовна! Познакомилась с Вашим проектом организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшей группы. Проектная деятельность в ДОУ сейчас очень актуальна. Но Ваш проект ещё и инновационный, так как здоровьесбережение дошкольников стоит на первом месте в таблице инновационных направлений. Так что Ваша работа на 5+. Проект оформлен грамотно, всё чётко прописано цели, задачи, актуальность, ожидаемый результат, ресурсы. Новым для меня оказался план мероприятий минимизации рисков. Что очень меня заинтересовало. Спасибо за идею. Всего доброго.
Татьяна Петровна Цуканова # 2 марта 2015 в 04:32 0
Здравствуйте, Светлана Рафитовна! Познакомилась с Вашим проектом организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшей группы. Проект оформлен грамотно, всё чётко прописано цели, задачи, актуальность, ожидаемый результат, ресурсы. Меня заинтересовала Форма проведения: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с их семьями (хотелось подробнее узнать как и какими методами...) Спасибо за идею. Мой голос. С уважением Т.П.