Конкурсы для педагогов и детей

Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему: «Технология самостоятельной исследовательской деятельности старших дошкольников»
Описание: Предлагаю вашему вниманию статью для педагогов дошкольного образования. Данный материал можно использовать в качестве выступления на педсовете, методическом объединении, также для повышения самообразования.
Цель: Расширение представлений педагогов об организации исследовательской деятельности в ДОУ

« …Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…»
В.А.Сухомлинский

Что такое исследовательская деятельность? Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском решения творческой, познавательной задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации.
Исследование – процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у дошкольника стремления к исследованию, наблюдению. При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкрепленные конкретными яркими примерами. А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического Университета, академик, предлагает педагогам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.
Методики, предлагаемые А.И. Савенковым, позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Данная форма организации учебной деятельности выдвигает особые требования к предметно-пространственной среде. Поэтому предлагается создавать класс - лаборатории или делить помещение на предметные мини-центры по видам деятельности и областям знаний. В этих мини-центрах, символически отгороженных друг от друга шкафами, школьными досками и другими подручными средствами, дети имеют возможность заниматься математикой, изо деятельностью, изучать природу, конструировать и т.д. Дети, оказавшись в таком пространстве, сначала изучают все, затем начинают работать самостоятельно.
Путь развития исследовательских способностей дошкольника А.И. Савенков предлагает проводить поэтапно: сначала – тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
Учебное исследование дошкольника включает в себя следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита.
Рассмотрим подробнее этапы исследовательской работы.
На первом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, и другим предметным сферам. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом выбранной проблемы.
1. Выбор темы. (Любой предмет, объект или явление)
Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста это сложное, новое дело. Воспитатель должен рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и понятны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами попробовали их назвать. (На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги (лучше всего для этой цели подойдет бумага из тетрадей в клеточку), дети будут ручкой делать заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные на ходу детьми, знаки и символы.
2. Сбор материала:
«Подумать самостоятельно»
Сначала предложите детям подумать и вспомнить, что они знают об этом предмете. Дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко, свободно и заинтересованно.
«Спросить у другого человека»
Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.
Все мы знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать, и самое главное – слышать других людей. И если, специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая личностная проблема. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе.
Первое время следует особенно фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.
«Узнать из книг»
Можно посмотреть иллюстрации, надо заранее подобрать необходимую литературу. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух детям «исследователям». И помогите так же с помощью символов зафиксировать новые идеи.
"Наблюдение и эксперимент»
Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты.
Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание, невысоки. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно – можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Важно поддерживать темп, чтобы работа шла на одном дыхании.
3. Обобщение материала.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре листочки с записями так, чтобы всем детям было хорошо видно. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Дети не отягощены «грузом определений классиков», поэтому на вопрос о том, что это, они отвечают смело, легко и обычно точно. Уточнить конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свои определения – очень важная задача дошкольного обучения.
4. Сообщение.
Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщения.
Естественно, что качество предоставленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве. Доклады и следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей.
На нескольких тренировочных занятиях мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему этапов исследования, можно перейти к другому варианту организации: самостоятельные учебные исследования.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать не обязательно. Этот план у нас изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время - в рамках одного занятия.
На следующем этапе дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Творческий исследовательский проект в подготовительной группе ДОУ | Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе
Опубликовано: 78 дней назад (21 сентября 2016)
Просмотров: 381
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Юлия Григорьевна Шанина # 21 сентября 2016 в 19:53 0
Светлана Петровна, очень полезная статья. Спасибо, за бесценный материал! ГОЛОСУЮ!
Светлана Петровна Семенова # 21 сентября 2016 в 21:13 0
Спасибо за первый отзыв!
Селина Татьяна Владимировна # 22 сентября 2016 в 12:17 0
Здравствуйте, Оксана Петровна. Удивилась по-хорошему, прочитав Вашу статью. Мы уже привыкли с начальной школой готовить исследовательские работы. Если Ваши детки -дошколятки уже научатся узнавать с помощью взрослых и излагать новые для себя мысли, то в школе им будет легко делать пересказы. Как правило, такие дети не боятся выступать перед аудиторией. В этих работах огромную роль играет семья, их помощь, общение с малышом важны. Статья поможет правильно организовать все этапы "исследования". Примите мой голос. Удачи.
Ольга Константиновна Макарова # 28 сентября 2016 в 17:26 0
Спасибо за публикацию полезного материала!+1!!Удачи!