Конкурсы для педагогов и детей

Рабочая программа факультативного курса, 7-8 класс. Народное творчество

Пояснительная записка
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса «Народное творчество» для обучающихся 7,8 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе примерной (авторской) программы «Народное творчество», А.В. Шевлякова. 2007г. и Программы факультативных курсов « Познание православной культуры из сферы народного творчества», 2009г

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой увеличено количество часов на четыре часа, так как программа рассчитана на 64 часа.
Основная концепция курса – изучение наиболее значимых вопросов, непосредственно связанных с программным материалом на более углубленном уровне.
Основная концепция курса–направлена на формированиекультуры обучающихся, их духовных богатств, воспитание интереса к народности, к народной поэзии.
Выбор темы предлагаемого факультативного курса определяется особой актуальностью на сегодняшний день, так как программа факультатива направленана обращение к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев.
В курсе прослеживаются основные направления народного творчества.
Открывается курс вводной темой, раскрывающей истоки русской национальной культуры. Далее следуют разделы: «Праздники. Обряды. Игры», «Песенное творчество», «Устное творчество», «Русский костюм», «Русский народный танец», «Детский фольклор», «Русский театр», «народные промыслы, ремёсла», «Зодчество», «Дом».
Изучение тем основано на ряде принципов.в единый курс интегрируются, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО, технологии – принцип интегративности. Особое внимание уделяется народному наследию своей области и своего региона – принцип регионализации. Через расширение тем, которые по своей направленности ближе к народному творчеству данной местности, реализуется принцип вариативности.
Произведения устного, песенного творчества подбираются по жанровому принципу.
Завершение курса – установление связи народной культуры и современности, обобщение знаний, полученных в ходе занятий обучающимися.
Предлагаемый факультативный курс способствует реализации школьного компонента.

Цель факультативного курса «Народное творчество»:развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории; воспитания чувства национальной гордостиза свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Изучение предлагаемого курса направлено на достижение следующих задач:
1. дать общее представление о содержании и объёме понятия «народное творчество», о его классификации, их функциях, художественном своеобразии;
2. развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
3. воспитывать чувство национальной гордостиза свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
- Интегративности;
- Регионализации
- Вариативности;
- Прочности и наглядности;
В процессе реализации программы у учащихся формируется ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию и саморазвитию.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 7, 8 классов.
Место и роль учебного предмета в учебном плане ОУ
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса школьного компонента содержания образования «Народное творчество» предназначена для обучающихся 7, 8 класса, рассчитана на 1 год (35 ч) обучения .
Занятия по данному учебному предмету проводятся в ходе основной учебной деятельности общеобразовательного учреждения – 1 раза в неделю.

Учебно – тематический план
№ Название разделов Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе
1. Вступление
3 3
2. Праздники. Обряды. Игры 5 6
3. Песенное творчество 7 7
4. Устное творчество 4 5
5. Русский костюм 2 3
6. Русский народный танец 1 1
7. Детский фольклор 2 2
8. Русский театр 2 2
9. Народные промыслы. Ремёсла. 2 3
10. Зодчество. 1 1
11. Дом 1 1
12 Заключение 1 1
Итого 31 35
Содержание программы
Тема № 1.Вступление (3 часа).
Этногенез славян. Верования древних славян. Славянская языческая символика.

Тема № 2. Праздники. Обряды. Игры (6часов).
Народный календарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Свадьба, отпевание, тризна. Игры. Русская драка. Праздники, обряды, игры Иркутской области.

Тема № 3.Песенное творчество (7 часов).
Семейно-бытовые песни. Календарные песни. Обрядовые песни. Исторические песни. Эпические песни. Лирические песни. Казачьи песни. Частушки. Городской романс. Песни Иркутской области. Песни Братского района.

Тема № 4. Устное творчество (5часов).
Сказки. Былины. Загадки, пословицы, поговорки. Слова и поучения. Проза. Поэзия.

Тема № 5. Русский костюм (3часа).
Мужской и женский костюм. Головные уборы. Украшения. Местный костюм.

Тема № 6. Русский народный танец (1час).
Смысл танца. Обрядовые танцы. Бытовые танцы. Особенности традиционной народной хореографии Иркутской области.

Тема № 7. Детский фольклор (2часа).

Родины и крестины. Колыбельные песни. Пестушки и потешки. Прибаутки. Заклички и приговорки. Дразнилки. Игры. Страшилки.

Тема № 8. Русский театр (2часа).
Ряженые. Скоморохи. Лубочный театр. Балаган. Кукольный театр. Вертепные представления.

Тема № 9. Народные промыслы и ремёсла (3часа).
Глиняная игрушка. Резьба по дереву. Плетение. Художественная обработка бересты, соломки.

Тема № 10. Зодчество (1час).
Деревянное строительство. Каменное зодчество. Деревня. Город. Храм.

Тема № 11. Дом (1час).
Семиотика жилья. Русская кухня. Имена. Именослов бурятских имен.

Тема № 12. Заключение (1час).
Древнерусская культура и современность. Экология культуры.

Требования к знаниям, умениями, навыками обучающихся
В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Учебно-методическое обеспечение
В процессе реализации данной программы используются такие технологии иметоды обучения как:
1.технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
2.исследовательский и частично- поисковый методы - помогут овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
3.технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
4.объяснительно-иллюстративный метод
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
• практические занятия;
• домашняя самостоятельная работа;
• защита презентаций;
• творческих работ

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы проверки и оценки результатов обучения осуществляются через формы промежуточного контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение индивидуальных заданий.,
Итоговый контроль: тестовые задания, практические работы, творческие работы.
Примерные темы творческих работ:
1.Праздники Иркутской области.
2. Сказки народов Иркутской области.
3. Народные промыслы в иркутской области.
4. Жилища народов Иркутской области.

Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Всего часов Дата
проведения Из них
Практических работ
Контрольных
и Диагностических работ
Основные
знания, умения, навыки

план
факт
Тема№1. Вступление 3 1
1. 1. Этногенез славян. 1 Знатьпроцесс формирования древнеславянской этнической общности
2. 2.Верования древних славян. 1 Знатьязыческих богов древних славян;
уметьобъяснять особенности славянского мировоззрения
3. 3.Славянская языческая символика. 1 Знать причину появления языческой символики;
Уметь соотносить символы и стихии
Тема № 2. Праздники. Обряды. Игры 6 2
4 1.Народный календарь. Календарные обряды. 1 Знать календарные праздники и обрядность славян
5 2.Сезонные праздники. 1
6. 3.Свадьба, отпевание, тризна. 1
7 4. Игры. Русская драка. 1
8 - 9 5.Праздники, обряды, игры Иркутской области. 2 Знать календарные праздники и обрядность своей области.
Тема № 3. Песенное творчество 7 2
10 1. Семейно-бытовые песни. 1 Знать виды песен славян. Уметь различать характер песен
11 2.Календарные песни. Обрядовые песни. 1
12 3.Исторические песни. Эпические песни. 1
13 4.Лирические песни. Казачьи песни. 1
14 5.Частушки. Городской романс. 1
15 6.Песни Иркутской области. 1 Знать песенный репертуар о своей области
16 7.Песни Братского района. 1 Знать песенный репертуар о воем районе
Тема№4.Устное творчество 5 2
17 1.Сказки. Былины. 1 Знать характеристикой устного народного творчества и его отдельных жанров.
18 2.Загадки, пословицы, поговорки. 1
19-20 3.Слова и поучения. 2
21 4.Проза.Поэзия. 1
Тема № 5.
Русский костюм 3 1
22 1.Мужской и женский костюм. 1 Знать особенности русского костюма, украшений.
23 2.Головные уборы. Украшения.
24 3. Местный костюм
Творческий отчет
Тема № 6. Русский народный танец
1
25 1.Русский народный танец
1 Знать особенности русского народного танца.
Уметь различать характер танцев
Тема № 7. Детский фольклор 2
26 1. Родины и крестины. Колыбельные песни. Пестушки и потешки. 1 Знать характеристикой детского фольклора и его отдельных жанров.
27 2. Прибаутки. Заклички и приговорки. Дразнилки. Игры. Страшилки. 1
Тема № 8. Русский театр 2
28 1. Ряженые. Скоморохи. Лубочный театр. 1 Знать историю появления и развития русского театра.
29 2. Балаган. Кукольный театр. Вертепные представления. 1
Тема № 9. Народные промыслы и ремёсла 3 2
30 1. Глиняная игрушка. Резьба по дереву. Плетение. 1 Знать виды народных промыслов и разнообразие ремесел.
31-32 2. Художественная обработка бересты, соломки. 2 Творческий отчет
Тема № 10. Зодчество 1
33 1. Зодчество Знать историю Развития зодчества на Руси
Тема № 11. Дом 1
34 1. Русские дома Знать особенности устройства русского быта
Тема № 12. Заключение 1 1
35 1.Контрольный тест 1 Закрепление курса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается УМК :
1.Шевляков А.В. «Народное творчество»
Дополнительная литература:
Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г.
Исаенко В. Православные христианские праздники // Воспитание школьников. 1993 г., №3.
Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000 г.
Справочники и энциклопедии школьного библиотечного фонда.

II.Экранно-звуковые средства обучения:
компьютерные презентации в формате Ppt.
III. ТСО:

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Проблемно-ситуативное обучение на уроках истории и обществознания | Рабочая программа факультативного курса для 10 класса «Семья как деловое партнерство»
Опубликовано: 363 дня назад (8 декабря 2015)
Просмотров: 991
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 12 декабря 2015 в 18:49 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта