Конкурсы для педагогов и детей

Нравственное воспитание учащихся в условиях спецшколы-интерната

Становление нравственности личности ребёнка в условиях спецшколы-интерната.
Автор: Красникова Светлана Валентиновна, воспитатель
Место работы: КОУ ВО Борисоглебская спецшкола-интернат
Описание материала: Предлагаю вам статью на педагогическую тему. В ней представлен личный опыт по формированию нравственных качеств у детей с ОВЗ.Статья будет интересна воспитателям и классным руководителям младших классов.
В своей работе для воспитания нравственных качеств личности я использую цикл тематических занятий под названием "Азбука нравственности". В него входят различные беседы, классные часы, тренинги, сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.
В статье я предлагаю вниманию некоторые темы нравственного цикла, рекомендации по проведению занятий, дидактические материалы, которые на конкретных, доступных детскому восприятию, примерах раскрывают сущность нравственных отношений между людьми.
Работа с детьми младших классов имеет ряд особенностей: дети только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты и постепенно привыкают к образовательной среде. Именно на данном этапе воспитания необходимо дать им представления о нормах и правилах отношений со сверстниками, с взрослыми, с теми, кто младше и, конечно, с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим организацию работы по теме "Ты и твои друзья" в группе детей с ОВЗ 3-4класса. Указанная тема очень актуальна, так как дети контактируют между собой в течение всего дня и находятся рядом не только утром и днём, но и вечером и ночью. Но, несмотря на такое тесное взаимодействие, как показывает практика, внутренний мир другого человека закрыт для восприятия, не вызывает особого интереса.
Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключается в умении через призму собственного мировосприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отношения, которым сопутствуют взаимное уважение, сотрудничество и взаимопомощь. Свою работу в этом направлении я строю таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес друг к другу. Для этого я предлагаю детям рассказать о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях. Но необходимо учитывать, что далеко не каждый ребёнок с ОВЗ пойдёт на откровенность, сможет выразить свои мысли, чувства словами. Я советую предложить ребёнку описать своего любимого литературного, мультипликационного героя или же игрушку. Также можно уточнить, с помощью наводящих вопросов, на кого похож персонаж из только что прочитанного рассказа (сказки, басни, стихотворения). С кем из героев ты хотел бы дружить? Почему? Таким образом, благодаря воздействию художественного образа, ребёнок начнёт оценивать себя, свои мысли, поступки, отношения с другими детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в его действиях и поступках.
Для закрепления полученной в ходе занятий информации о товарищах, знакомых, близких людях я применяю такие виды деятельности как сюжетно-ролевые игры: "Встречаем гостей", "Визит к другу", "В магазин за подарком", "Мы едем, едем, едем…", разнообразные творческие практикумы, активизирующие речь, память, внимание, воображение детей: "Поздравление с праздником", "Уход за комнатными растениями", "Украшение спальной комнаты", "Если ты дежурный по столовой" и другие.
Применение таких методов исследования как тестирование и анкетирование используется для сбора, анализа, хранения информации и мониторинга развития нравственных черт личности. Полученные результаты помогают скорректировать цели и задачи воспитательной работы.
Следующей важной темой "Азбуки нравственности", которая затрагивает весь период нахождения ребёнка в школьной среде, является проблема нравственного выбора. Каждый день насыщен событиями, когда детям приходится проявлять свои моральные качества, и роль педагога заключается в умении помочь ученику осознать свою роль в коллективе, в обществе людей и принять правильное решение.
Целью занятий этого направления является воспитание у ребёнка чувства сострадания, сопереживания, взаимопомощи, развитие сплочённости детского коллектива, умения работать дружно, сообща. Основная форма работы должна быть групповая, но планирование, предварительная работа и анализ (рефлексия) обязательно имеют также и индивидуальную направленность.
Виды занятий подразделяются на теоретические и практические. К теоретическим относятся этические беседы, классные часы, прочтение с последующим обсуждением литературных произведений, просмотр фильмов и мультфильмов с нравственной составляющей. Практические занятия включают в себя коллективно творческие дела, моделирование различных ситуаций, психологические тренинги, игровые, спортивные, развлекательные мероприятия.
Принимая участие в вышеперечисленных видах деятельности, дети учатся воспринимать себя частью единого целого, у них вырабатываются навыки морального поведения. Всё это будет в дальнейшем способствовать успешной их адаптации и социализации в обществе.
Таким образом, учитывая, что именно в детском возрасте происходит формирование нравственных качеств личности, необходимо как можно раньше начинать осваивать "Азбуку нравственности". Это надо для того, чтобы дети учились отличать хорошие поступки от плохих, выбирать верных друзей, быть терпимее друг к другу, защищать слабого, уважать каждого, кто имеет право на жизнь, а этим правом обладают все, вне зависимости от пола, расы, физических и интеллектуальных возможностей.

Рекомендуем посмотреть:

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Нравственное воспитание школьников на примерах русской классической литературы Жизнь и деятельность Филофея Лещинского Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Классный час. Нравственное воспитание 9-10 класс

Конкурсно - игровая программа в начальной школе. Весёлые поварята
Опубликовано: 475 дней назад (22 августа 2015)
Просмотров: 549
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Светлана Александровна Турышева # 22 августа 2015 в 18:13 +1
Здравствуйте, Светлана Валентиновна! Хорошая статья. Действительно, о чувстве нравственности нужно говорить с детьми школьного возраста. И думаю, как можно чаще и на примерах из жизни. Так "Азбука нравственности" поможет им в современной жизни.
Светлана Валентиновна Красникова # 22 августа 2015 в 18:31 0
Спасибо за тёплые слова, Светлана Александровна.