Конкурсы для педагогов и детей

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников

Глава первая находится здесь
http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vasilevna-pidlubnaja/ispolzovanie-igrovyh-situacii-v-procese-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov-s-celyu-formirovanija-berezhnogo-otnoshenija-k-prirode.html
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников с целью формирования бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
При формировании гуманного отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация системы использования игровых обучающих ситуаций, как средства получения элементарных экологических знаний детьми 4-5 лет.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать и провести диагностику сформированности экологических знаний у детей средней группы.
2. Разработать методику совершенствования работы по экологическому воспитанию в процессе использования игровых обучающих ситуаций
3. Выявить динамику сформированности экологических знаний.
В исследовании приняли участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывает по 10 детей в возрасте 4-5 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)

В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.внизу написать в приложении
Задачи:
1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;
2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н.Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.
Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.
Детям было предложено выполнить следующие задания.
Задание 1.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
2. В какое время года холоднее (теплее) всего?
3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
4. Какое время года наступит после весны?
5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
8. Почему летом на лугу много бабочек?
9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Задание 2.
Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?
Задание 3.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
3. Что нужно для того, чтобы растение росло?
4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
9. Могут ли овощи расти в лесу?
10. Из чего выросли овощи (цветы)?
11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".
Задание 4.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе.
Критерии оценки ответов:
1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (93—78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (77-47 баллов) – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (46-31 баллов)– ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Ответы детей заносились в протокол
Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.

Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента.
По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.

№ п/п Фамилия, имя Общий балл Уровень
1 Аминев Артур 42 Н
2 Абдулин Руслан 45 Н
3 Бессонов Виктор 38 Н
4 Выборнова дарья 64 С
5 Вакуленко Аня 53 С
6 Гордеев Никита 31 Н
7 Дайнеко Максим 45 Н
8 Дымоховский Михаил 49 С
9 Ковалева Арина 53 С
10 Логинов Гриша 43 Н
Средний результат по группе 46,3 Н


№ п/п Фамилия, имя Общий балл Уровень
1 Антонов Дима 43 Н
2 Бабайцева Аня 52 С
3 Гамаюров Сережа 43 Н
4 Клекин Дима 33 Н
5 Потапова Лиза 70 С
6 Лукьянова Даша 73 С
7 Эмрих Рома 44 Н
8 Соколов Саша 35 Н
9 Федоров Миша 40 Н
10 Филиппова Катя 85 В
Средний результат по группе 48,5 С
Можно отметить тот факт, что, несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (46,3 и 48,5) дети контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности экологических знаний, а дети экспериментальной группы на низком. Это произошло в виду того, что в контрольной группе один ребенок Выборнова Д. по результатам выполненных заданий набрала 85 баллов, что соответствует высокому уровню сформированности экологических знаний.

Стоит отметить ответы таких детей, как Выборновойм Даши, Вакуленко Ани и Дымоховский Миша из экспериментальной группы Абдулина Руслана, Аминева Артура, Бессонова Вити, Гордеева Никиты из контрольной группы.
У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Катя Ф.(контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводила сезонные особенности того или иного времени года. Выражала эстетическое отношение к природе.
Гриша Л. (экспериментальная группы) иногда допускал незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Антон М. допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
В первом задании 4 (40%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года. Иногда, дети затруднялись назвать характерные признаки выбранного сезона. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали названия и порядок времен года, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки. Допускали нарушения в разложении карточек с изображением дерева в разные сезоны по порядку. Например, лето-весна-осень-зима или зима-осень-весна-лето.
Особенные трудности при выполнении этого задания вызвал вопрос определения состояния погоды. Дети не смогли подобрать слово, которое могло определить это состояние.
Со вторым заданием справились 5(50%) детей экспериментальной и 6(60%) детей контрольной групп. Испытуемые знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики. Самостоятельно выделяли признаки живого и неживого.
Анализируя результаты ответов третьего задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.
Частично правильно ответили на поставленные вопросы 3(30%) испытуемых контрольной и 2(20%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными.
Ребята с трудом могли разложить в определенной последовательности картинки с изображением разных стадий роста гороха. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями у данных детей сформированы не достаточно. Все дети испытали затруднение при ответе на третий вопрос, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы.
5 (50%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп при выполнении четвертого задания в основном правильно соотносили представителей животного мира со средой обитания. Дети знают характерные признаки внешнего вида, голосовых реакций, особенностей поведения того или иного представителя животного мира, но иногда допускали неточности в своих ответах.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.
Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек.
Объем знаний у этих детей небольшой.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.
Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2 Использование игровых ситуаций с целью формирования бережного отношения к природе.
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…».
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Структуру (структура дидактической игры по А.К Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.
К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.
- Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
- Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
- Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.
- Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.
Экологическая игра 1. Карточка1.1
Название «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Оборудование: Фланелеграф, ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши).
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры.
Начиная со средней группы путь обучения игре, следующий вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.

Тематическое планирование по теме «Животные»
Средний возраст
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Заяц и лиса.
Участники образуют круг. Большой мяч (лиса) передается в любом
направлении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом
участников. Передавать (перебрасывать) мяч через одного или
несколько игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) наоборот, может
"прыгать" - перебрасываться любому участнику игры. Задача в том,
чтобы большой мяч "догнал" маленький, т.е. лиса поймала зайца.
По окончании игры обсудите с участниками, что они чувствовали,
когда выполняли функции хищника и жертвы, каково быть зайцем
и лисой в природе.

Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенно¬стях внешнего вида, повадках, приспо¬собленности животных к окружающей среде; учить классифицировать живо¬тных.
Оборудование. Картинки с изображе¬нием животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопро¬сы, которые помогают ребенку выяс¬нить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображе¬нием животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касаю¬щиеся внешнего вида животного, осо¬бенностей его движения, повадок, сре¬ды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей жи¬вотного, и заменой отгадывающего ре¬бенка.

Что сначала – что потом?
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Тематическое планирование по теме «Растения»
Средний возраст
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

«Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Деревья, травы, цветы»
Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст — похлопать; дерево — поднять руки вверх; цветок, трава — положить руки на пояс.
Ландыш, Яблоня, Шиповник, Сосна, Береза, Кедр, Тополь, Лиственница, Осина, Смородина
Мак , Одуванчик, Ирис, Акация, Крыжовник, Калина, Ольха, Подснежник, Рябина, Тысячелистник, Ромашка, Малина, Колокольчик

Знакомство с деревом
Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.
Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»
Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Чудесные превращения
Это пособие используется для знакомства детей со стадиями развития растений.
Деталь 1: Вырежьте из тонкого пластичного картона квадрат размером 3 х 3 см. Проведите две диагонали; на их пересечении нарисуйте круг диаметром 1 см. Разрежьте картон по диагонали от края квадрата до круга.
Деталь 2: Вырежьте из плотного картона круг диаметром 20 см. В центре сделайте круглое отверстие диаметром 1 см. На круге нарисуйте не больше четырех стадий развития растения.
Деталь 3: Вырежьте из плотного картона два квадрата с длиной стороны 21 см. Наметьте центр квадрата и нарисуйте круг диаметром 4 см. С середины двух соседних сторон квадрата проведите линии до круга и вырежьте по рисунки детали 3. Обозначьте изнаночную сторону одного квадрата 3а, а второго – 3б. На лицевой стороне каждого квадрата нарисуйте то растение, стадии развития которого будут изображены на этой стороне пособия.
Сборка пособия:
• В отверстие детали 2 проденьте 1-й и 3-й «лепестки» детали 1.
• Приклейте 1-й и 3-й «лепестки» к центру квадрата стороны 3а; 2-й и 4-й «лепестки» – к центру квадрата стороны 3б так, чтобы лицевые стороны квадратов оказались наружу. Обе стороны круга детали 1 приклейте к сторонам 3а и 3б соответственно.
• Склейте квадраты по их внешним сторонам.
При вращении детали 2, в «окошке» пособия последовательно будут появляться изображения стадий развития растений.
Тематическое планирование по теме «объекты и явления природы»
Младший возраст Старший возраст
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?
«Вода-почва»
Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».
• Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
• Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы
• Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
«Зима – лето»
Цель: развивать воображение, память координацию движений. Образное мышление, способность языком символов передавать представления о природных явлениях.
Ход игры: педагог вместе с детьми выбирает тех, кто будет представлять Лето, Зиму, Осень и Весну. Эти дети надевают шапочки- символы. Педагог называет природное явление, а дети показывают как происходит его изменение в связи с сезоном года.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Заключение.
Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало, как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Игра — это не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Педагогический эксперимент, проведенный мною в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента я определила критерии уровня экологических знаний, подобрали диагностический материал и оборудование и провела диагностику.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы в процессе использования игровых обучающих ситуаций. Использование игровых обучающих ситуаций предполагалось во всех видах деятельности детей.
Анализ результатов диагностики у детей экспериментальной группы в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился .Это позволило сделать вывод, что гипотеза о том, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного воспитания будут использоваться разнообразные игровые ситуации, подтвердила
Банк игровых ситуаций (дидактических игр).
Название «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Оборудование: Фланелеграф, ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши).
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Название «Найди, что покажу»
Цель: Найти предмет по сходству.
Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Карточка №3
Название «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Оборудование: «домики»
Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Карточка №4
Название Кто чем питается?
Цель: Закреплять представления детей о пище животных.
Оборудование: Мешочек, морковь, капуста, малина, шишки, зерно, овес.
Ход игры: Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой

Карточка №5
Название «Отгадай кто это?»
Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Оборудование:
Ход игры: Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки) дети должны отгадать про кого идет речь

Карточка №6
Название «Предъявите билет»
Цель: Закрепить знания о листьях
Оборудование: наборы разных листьев из плотной бумаги, например, березы, клена, дуба.
Ход игры: Предложите детям построить поезд из стульев, крупных кубов или модулей (один вагон — это ряд стульев или кубов, к спинкам или граням которых прикреплены разные листья). Каждый ребенок получает один листок. Все участники ждут поезд, который по пути следования проезжает станции, названные «в честь» разных деревьев: «Дубки», «Липовая аллея», «Кленовая аллея», «Ельник» и т.п. Поезд отправляется по
команде ребенка-машиниста. По пути ребенок-проводник объявляет остановки и проверяет билеты (листья) у входящих. Когда состав прибывает на станцию «Липовая аллея», пассажирами становятся только дети с листьями липы. На станции «Ясенево» входят ребята с листьями ясеня и т.п. Кондуктор проверяет правильность определения растений. Затем ребенок-пассажир ищет стулья (кубы), на которых прикреплены такие же листочки, и занимает свое место.
Чтобы усложнить задание, можно сделать листья одного и того же дерева разными по величине, окраске и т.п. В этом случае участник игры будет выбирать стул с закрепленным листом, точно соответствующим его билету.

Карточка №7
Название «Узнай свою шишку»
Цель: Учить находить предмет по сходству, развивать память и сенсорные эталоны.
Оборудование: сосновые (или еловые, лиственничные, кедровые) шишки различной формы и размера.
Ход игры: Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем все шишки складываются снова в коробку, перемешиваются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку.

Карточка №8
Название «Это когда?»
Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе
Оборудование: предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов
Ход игры: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Карточка №9
Название «Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы
Оборудование: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры: Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Карточка №10
Название «Зима – лето»
Цель: развивать воображение, память координацию движений. Образное мышление, способность языком символов передавать представления о природных явлениях.

Оборудование: Шапочки-символы: лето, зима, осень, весна.
Ход игры: педагог вместе с детьми выбирает тех, кто будет представлять Лето, Зиму, Осень и Весну. Эти дети надевают шапочки- символы. Педагог называет природное явление, а дети показывают как происходит его изменение в связи с сезоном года.

Карточка №11
Название "Танец бабочек".
Цель: Закреплять знания о насекомых.
Оборудование: "одеяние" бабочки», то есть её крылья, из плотной бумаги.
Ход игры: Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Карточка №12
Название
"Ласточки и мошки".
Цель: Запомнить насекомых и птиц, развивать речь.
Оборудование:
Ход игры: Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Карточка №13
Название
«Стань птицей»
Цель: Формировать представления о повадках птиц
Оборудование:
Ход игры: предложить «стать птицами», выполняя задания:
—ходим важно, как голубь;
— прыгаем, как воробей;
— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
— ходим, как ворона.
Приложение
Старший дошкольный возраст
Карточка №1
Название
«Вода-почва»
Цель: Закрепить свойства почвы, о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
Оборудование:
Ход игры: Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».
• Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
• Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы
• Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.

Карточка №2
Название «Детки на ветке»
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Оборудование: листья деревьев и кустарников, плоды.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года.

Карточка №3
Название "Пищевые цепочки водоёма".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Оборудование: силуэты обитателей водоёма
Ход игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Карточка №4
Название «Паутина жизни»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Оборудование: клубок бечевки
Ход игры: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

Карточка №5
Название Игра в слова
Цель: Уточнить и закрепить особенности насекомых
Оборудование: Карточка со словами-определениями
Ход игры: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Карточка №6
Название «Береги природу»
Цель: Формировать бережное отношение к природе
Оборудование: наборное полотно, картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.
Ход игры: На наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Карточка №7
Название «Животные»
Цель: помощь в усвоении знаний о фауне.
Оборудование:
Ход игры: Участники становятся в круг, один из участников игры заходит в круг, становится на коленки и, ползая по кругу, начинает говорить о каком-то животном, насекомом что-то интересное, смешное. Например:
– Я гиена, я трусливое животное, люблю падаль и т.д.
– Я медведь, я косолапый…
Можно изобразить на карточках что-то смешное о медведе, гиене. Кто из участников игры, стоящих в кругу, засмеялся первым, тот заходит в круг и тоже начинает ползать и говорить о своем животном.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры ползают на коленях, кроме одного, который оказался самым серьезным и остался стоять, тогда все встают в круг, а серьезный участник игры начинает ползать и т.д.

Карточка №8
Название «Совы и вороны»
Цель: закрепление полученных ранее знаний
Оборудование: Примеры утверждений:
• Желуди созревают на березах.
• Лиса – плотоядное животное и тд.
Ход игры: Разделите группу на две равные команды - Совы и Вороны. Выстройте обе команды лицом друг к другу на расстоянии одного метра. На расстоянии 4 -5 метров позади каждой команды проведите черту, обозначив таким образом «дом».
Игра проводится следующим образом: вы произносите фразу, содержащую некое утверждение, и, если оно соответствует действительности, Совы начинают ловить Воронов, стремящихся добежать до «дома» и укрыться в нем. Если же утверждение не соответствует действительности, то Вороны ловят Сов. Пойманные игроки присоединяются к команде соперников.

Карточка №9
Название «В некотором Царстве…»
Цель: Закрепить знания о царствах живой природы
Оборудование: карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов, картинки с «жителями» разных Царств
Ход игры: В разных углах игровой площадки разложите карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздайте детям картинки с изображением различных живых существ и скажите, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы. После ваших слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!» каждый ребенок «превращается» в то живое существо, которое изображено на его картинке: грибы – садятся на корточки и сцепленные ладони кладут на голову; растения – стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону; животные – передвигаются, издавая характерные звуки (чик-чирик, и-го-го, ква-ква и т.д.). Затем, после фразы «Раз, два, три - в свое Царство беги!», все разбегаются по соответствующим Царствам. Обязательно проверьте правильность выбора Царства каждым ребенком и обсудите ошибки.

Карточка №10
Название «Подбери клюв»
Цель: Закрепить знания о птицах
Оборудование: подготовить «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т.д., острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д
Ход игры: Объясните детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»

Карточка №11
Название «Ухаживаем за растениями»
Цель: Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Оборудование: Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7–8 комнатных растений.
Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Карточка №12
Название «Волшебный поезд»
Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Оборудование: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Карточка №13
Название «Четыре картинки»
Цель: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Оборудование: 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных.
Ход игры: Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Список литературы
1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет. Воронеж, 2004
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
5. Гочарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
7. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983.
8. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
10. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
11. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998
12. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
13. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
14. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
15. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
16. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
17. Программа экологического образования детей «Мы». СПб, 2003
18. Потапова Л.М. Детям о природе: экология в играх для детей 5–10 лет. Ярославль, 2002
19. Программа «Радуга» / Доронова Т.Н.М., 2003.
20. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991
21. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
22. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004
23. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. – М., 1999.
24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, Практикум по дошкольной психологии. М, 1998.
25. Ярошевский МГ. Петровский АВ, Психология. Словарь. М., 1990
Тема: «Юные спасатели»
Программное содержание:
1. Закрепить у детей знание пословиц и поговорок о дружбе, добре, труде; представление о луговых и садовых цветах; лекарственных растениях и их пользе для здоровья; о разных зверях, и их зависимости от среды обитания;
2. Формировать умение детей ориентироваться в пространстве по схеме пути, по карте, видеть взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществе экосистеме «Лес»
3. Развивать мышления, речь, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Умозаключение.
4. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.
Словарная работа: Активизировать речь детей; колибри, насекомые, звери, север, океан, пустыня.
Предварительная работа: Чтение книг «Почемучка», «Все обо всем», беседа «Знание природы», дидактические игры «Найди дорогу», «Кто где живет», «Что где растет», «Определи пользу растений», «Птицы», «Звери». «Насекомые». Рассказ воспитателя о колибри.
Индивидуальная работа: Помочь Ире, Насте, Сереже в ориентировке, схеме.
Оборудование: Письмо от колибри; карточки со схемами; карточки с луговыми и садовыми цветами; изображение кита, белого медведя, пингвина, льва, белки; картинки для составления цепочки: дерево, насекомые. Птицы, звери, человек, для угощения детям морс (нектар от колибри).
Организационный момент: Дети сегодня утром мне наша заведующая Галина Владимировна передала вот это письмо, сказала, что оно пришло для нашей группы. Яне стала читать его одна, подумав, что вам тоже будет интересно узнать, от кого оно и что в нем написано, прочтем? «Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Колобок!» Мне кажется, что вы очень добрые, дружные и трудолюбивые дети, поэтому я обращаюсь к вам. У нас на острове беда. Злой волшебник похитил из леса всех птиц, только меня не нашел. Лес погибает помогите, Колибри».
-Дети, кто это «Колибри» и почему злой волшебник ее не нашел?
-Предлагайте, что нам делать?
-Ну, что ж, только учтите, когда дело имеем с волшебником, приходиться преодолевать много испытаний, поэтому нам не мешает взять с собой пословицы и поговорки о дружбе, добре, труде. Кто знает какие? (Дети называют).
Ход занятия:
-Ну, что ж, тогда в путь. Ребята, а где живет колибри? Давайте посмотрим по карте. Мы с вами живем вот здесь (показать), а колибри вот здесь. Посмотрите, нам нужно преодолеть и сушу, и реки, и моря (показать все быстро).
-Но, сначала я хочу выяснить, а умеете ли вы находить путь. Давайте проверим, сядьте, пожалуйста за стол, возьмите фломастеры и выберите на своих карточках правильный путь. Молодцы, все справились!
-Сначала наш путь лежит на суше. У нас сейчас какое время года7 (Осень). А мы с вами попали на сказочный лужок, там лето, цветут цветы (на столе, на лугу, где угодно можно сделать). Сколько их на лугу много. А кто-нибудь заметил из вас здесь что-нибудь лишнее, неправильное? (розы, пионы, астры не растут на лугу, это садовые цветы). А задание нам с вами здесь вот какое надо выполнить: Найдите растения, которые помогают нам сохранить здоровье, назовите их и расскажите, как они сохраняют здоровье человека. Молодцы, хорошие рассказы.
-Сейчас мы с вами попали на остров! «Угадай-ка». Здесь вы должны ответить на вопросы (отгадать загадки) о животных.
1……………
2……………
3……………
Молодцы, волшебнику на заколдованном острове уже, наверное, плохо становиться, заболевает.
-А мы с вами уже приблизились к берегу океана (показать на карте). Чтоб нас с вами здесь задержать, злой волшебник собрал здесь на берегу животных из разных точек нашей планеты и им здесь очень плохо. Необходимо срочно поместить их туда, где им необходимо жить и объяснить, почему вы их помещаете именно туда (кит в океан, потому что, он может жить только в воде), белый медведь на северном полюсе, потому что там холодно, у него шуба толстая, он питается рыбой; тюлени могут жить только на севере; пингвины живут только на южном полюсе, там им не угрожают белые медведи, они времени проводят в холодной воде, питаясь рыбой и т.д про белку, льва). Умницы.
Физ.минутка. (делаем упражнение, веселое под музыку) Говорю перед физ.минуткой, необходимо накачать мышцы, чтоб в пути было легче.
-И последнее сложное испытание. Колибри в своем письме написала, что гибнет лес.
Давайте, с вами определим, почему он гибнет. Подойдите к доске (или фланелеграф). Деревья будут обозначать лес. Кто живет в лесу? (насекомые, птицы, звери). Давайте поставим их в ряд. Лес, насекомые, птицы, звери. Вот какая цепочка получилась. А злой волшебник разорвал эту цепочку и убрал птиц (убираю), почему же лес гибнет. Дети: Его насекомые съедают, а птиц нет, чтобы лес защищать. Конечно, молодцы. Тогда давайте уберем насекомых, ведь они поедают лес, приносят вред. Что случится? (птицам не чего будет есть, и они погибнут, некому будет опылять растения, и они тоже исчезнут). А если не будет леса, что случится? (Негде будет жить зверям и птицам, нечем питаться насекомым) А что случится с людьми, если не будет леса? (Растения очищают воздух, людям нечем будет дышать, не из чего будет делать мебель, строить дома, не будет грибов, ягод, орехов). Добавить в цепочку человека.
Так можно ли нарушать эту цепочку? (нет, все находятся на своем месте и зависят друг от друга). Вот мы с вами и преодолели все препятствия. (Звонит сотовый телефон – игрушечный).
Воспитатель делает вид, что разговаривает с колибри (благодарит за помощь, говорит, что чары злого волшебника развеялись. Мы можем возвращаться назад в детский сад. Прощаются.
-Дети мне кажется, что вам понравилось наше путешествие и вам захочется рассказать о нем мамам. Какое испытание вам особенно понравилось или показалось очень трудным? (Дети высказываются)
-А мне понравилось, что вы такие добрые, отзывчивые, так дружно все старались помочь маленькой колибри. Мне очень приятно, что у меня в группе такие дети.
-Дети, посмотрите-ка, а в группе у нас сюрприз (открываю накидку на столе, стоящем где-нибудь подальше от детей, там стоят стаканы с морсом)
-Как Вы думаете, что это такое? (Дети высказывают предложение). Я тоже думаю, что это нектар, так она выражает нам свою благодарность. Ну что ж, угощайтесь, вы заслужили это угощение. (дети пьют нектар).

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Экологическое воспитание дошкольников через игру | Рисование по песне "Грибочки" в детском саду
Опубликовано: 731 день назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 4321
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!