Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедические кубики для автоматизации звука [Р]

Дидактическое пособие «Логопедические кубики»
Автор: Агеева Светлана Викторовна, учитель - логопед МС(К)БОУ "Школа - интернат VIII вида" г. Кизела Пермского края.
Описание: данное пособие предназначено для автоматизации звука [р] в слогах и словах у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для педагогов и заботливых родителей.
Процесс автоматизации звуков у детей с различными речевыми нарушениями часто сложно прогнозировать. Во многом он зависит от желания самого ребёнка и, чтобы поднять детскую мотивацию, необходимо сделать занятие интересным и увлекательным, но в то же время и плодотворным.
Цель пособия: разнообразить процесс автоматизации звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи пособия раскрываются с помощью игр и заданий:
Коррекционные:
1. Выработка необходимых движений языка и воздушной струи для звука [р].
2. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.
3. Развитие звукобуквенного анализа слова.
Образовательные:
1. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Профессии».
2. Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке (образование и употребление родительного падежа мн.числа существительных, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением, образование от существительных относительных прилагательных, формирование понимания, интуитивного осознания детьми семантической (смысловой) связи, существующей между однокоренными (родственными) словами).
3. Закрепление навыков слогового анализа слова, выделение ударения в словах.
4. Закрепление в согласовании местоимения и существительного.
5. Формирование грамматического строя речи. Согласование числительных и существительных. Закрепление навыков счёта.
6. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
1. Привлечение интереса, формирование мотивации ребенка к логопедическому процессу.
2. Воспитание желания красиво и правильно говорить.
В комплект пособия входят шесть кубиков.
Первый кубик посвящён выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики. На его стенках изображены картинки к упражнениям гимнастики: слоник и лягушка, барабан и индюк, чашечка и вкусное варенье, лошадка и грибок, маляр и качели, фокус.
Ребёнок бросает кубик и выполняет соответствующее упражнение по изображённому на его верхней стороне предмету. Если сторона с изображением не выпадает, можно спросить у ребёнка, какое упражнение он ещё не делал, и предложить выполнить его.
Второй кубик предназначен для автоматизации звука [р] в начале слова. На нём изображены: рак, радио, ракета, розы, рыба, рубашка.
Варианты заданий:
1. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне кубика.
2. Повтори слоги и слова:
Ра – ра – ра – рак.
Ра – ра – ра – радио.
Ро – ро – ро – розы.
Ра – ра – ра – ракета.
Ру – ру – ру – рубашка.
Ры – ры – ры – рыба.
3. Игры «Телеграф», «Прошагаем слова» (деление слов на слоги).
4. Игра «Отгадай».
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
Крыльев нет, но это птица
Полетит и приземлиться (Ракета).
Пойду в баню чёрным, а из бани выйду красным. (Рак).
Один вход, три выхода. (Рубашка).
Не человек, а разговаривает. (Радио).
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах – королева цветника! (Роза).
5. Игра «Весёлый счёт: 1 – 2 – 5».
Одна рыба, две рыбы, пять рыб.
Одно радио, два …, пять … .
Одна рубашка, две …, пять … .
Один рак, два … , пять … .
Одна роза, две … , пять … .
Одна ракета, две … , пять … .
6. Игра «Эхо» - выдели (назови) ударный слог.
Радио – ра, рыба – ры, розы – ро, рак – ра.
7. Образуй слова-признаки (по образцу) и подбери к ним существительное:
Образец: Рак – раковая похлёбка. Ракета – ракетное оружие.
Рыба – …
Радио - …
Ракета - … (ракетный пуск, ракетное войско, ракетное топливо).
Рубашка - … (рубашечное полотно).
8. Игры с мячом «Один – много» и «Много – один».
Например: Рак – раки. Розы – роза.
9. Словесная игра «Доскажи словечко».
1) К неизведанной планете полечу я на …(ракете).
2) В реке большая драка, поссорились два ... (рака).
3) На кустах в саду растёт
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это… (розы).
4) Полетим к чужой планете
На космической … (ракете).
10. Подбери родственные слова.
Рак – рачки; рачок; рачище; рачье (мясо); раковидный ); раковщик – (щица) – торгующий раками; раколов; раковня, речеглазый (пучеглазый).
Ракета – ракетный, ракетница, ракетостроение, ракетодром…
Радио – радийщик (тот, кто работает на радио); радиостанция, радиовещание (одно из средств массовой информации); радийный (шум); радиоприёмник (устройство для приёма вещаемых).
Рыба – рыбак, рыбка, рыбёшка, рыбий, рыбный, рыбачка, рыбачить, рыбочка, рыбацкий, рыбина, рыболов, рабоохрана, рыбозавод, рыболовство, рыбнадзор, рыбопродукты, рыбник, рыбокомбинат, белорыбица …
Рубашка – рубашечка, рубашонка, рубашечное.
11. Игра «Мой, моё, моя, мои».
Например: Чьё это радио? – Это моё радио.
12. Игра «Назови ласково».
Например: рубашка – рубашечка.
13. Игра «Закончи слово» (придумай по 4 – 5 слов):
Ра – ра – ра – рак, рама, работа, радио, ракета …
Ро - ро – ро - ….
Ру – ру – ру - …
Ры – ры – ры - …
14. Задание «Закончи предложение».
В аквариуме плавает … (рыба).
Послышался гром – где-то вдалеке разорвалась … (ракета).
Они собираются запустить … (ракету).
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке … (рак).
У Ивашки белая … (рубашка).
Покраснел, словно .. . (рак).
В шкафу всегда висит чистая глаженная … (рубашка).
У рыбака в неводе … (рыба).
В саду растут красивые … (розы).
Я нажал на кнопку, чтобы включить … (радио).
В 9 часов вы можете услышать новости по … (радио).
В бледное небо взвилась … (ракета).
Рома ловит … (рыбу).
Из ракетницы выпускают … (ракеты).
15. Повтори словосочетание:
Варёный рак.
Беспроводное радио.
Разноцветные розы.
Морская рыба.
Горчичная рубашка.
Российская ракета.
Ракета «Русь».
Розовые розы.
Горные розы.
Третий кубик предназначен для автоматизации звука [р] в конце слова. На нём изображены: повар, доктор, кондуктор, кассир, актёр, шофёр (водитель).
Варианты заданий:
1. Бросай кубик и называй, кто нарисован на верхней стороне кубика.
2. Скажи, чем похожи эти слова. (Звук [р] стоит в конце слова).
3. Назови одним словом картинки, нарисованные на кубике (Профессии).
4. Найди лишний предмет. Объясни, почему?
5. Посчитай слоги в каждом слове. Назови самое длинное слово.
6. Рассмотри кубик, какая картинка ещё не выпадала.
7. Повтори слоги и слова.
Ар – ар – ар – повар.
Ор – ор – ор – доктор.
Ор – ор – ор – кондуктор.
Ир – ир – ир – кассир.
Ёр – ёр – ёр – шофёр.
Ёр – ёр – ёр – актёр.
8. От данных слов образуй названия мужских профессий.
Она актриса – он ... (актёр).
Она повариха – он ... (повар).
Она кассирша – он… (кассир).
Она докторша – он … (доктор).
Она парикмахерша – он … (парикмахер).
Она кондукторша – он … (кондуктор).
Она шофёрша – он … (шофёр).
9. Игра «Знаешь ли ты эти профессии».
Взрослый Ребёнок
Как называется человек,
который изготавливает кондитерские изделия? кондитер
… играет в театре? актёр
… командует солдатами? офицер
… работает в шахте? шахтёр
… водит автомобиль? шофёр
А кто занимается боксом? боксёр
Кто сочиняет песни? песняр
Кто лечит скот? ветеринар
…готовит пищу? повар
Кто делает посуду? гончар
Кто топит печь? кочегар
… проводит электричество монтёр
10. Отгадай загадку:
• Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Шофёр).
• Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Доктор).
• Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды. (Повар).
• Он на сцене выступает
И роли разные играет:
Сегодня в театральном зале,
А завтра – в новом сериале. (Актёр).
• За сметану,
Хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир).
• Если птичка заболела,
Иль собака, или кот.
Всех их вылечит умело,
Всем поможет доктор тот. (Ветеринар).
• Не боги горшки обжигают,
А кто же?
А кто же горшки обжигать ещё может?
Того у кого мы найдём этот дар,
Кто может горшки обжигать – тот … (гончар).
11. Игра «Один - много».
Например: актёр – актёры – актёров.
12. Игра «Сосчитай до 5».
Один актёр, 2 актёра, 3 актёра, 4 актёра, 5 актёров.
13. Игра « По нескольким словам угадай задуманную профессию".
Трамвай, деньги, билет (кондуктор).
Зеркало, ножницы, расчёска (парикмахер).
Ребёнок, шприц, лекарство (доктор).
14. Игра «Преобразуй слова» или «Измени слово».
Образец: Логопед: актёры. Ребёнок: актёр.
Четвёртый кубик предназначен для автоматизации звука [Р] в середине слова (в интервокальной позиции). На нём изображены: кенгуру, перо, комары, шары, гора, топоры.
Варианты заданий:
1. Чётко произнеси названия картинок.
2. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне кубика.
3. Игра «Закончи слово».
Логопед Дети
Го ра
То-по ры
Пе ро
Ша ры
Ко-ма ры
Кен -гу ру
4. Игры «Придумай рифму», «Повтори (выучи) чистоговорку».
Ра – ра – ра – высокая …. (гора). Повтори всю чистоговорку.
Ры – ры – ры – наточили… (топоры). Повтори.
Ры – ры – ры – злые… (комары). Повтори.
Ры – ры – ры – воздушные … (шары). Повтори.
Ро – ро – ро – красивое… (перо). Повтори.
Ру – ру – ру – прискакала ... (кенгуру). Повтори.
Ры – ры – ры – застучали … (топоры). Повтори.
Ры – ры – ры – красные … (шары). Повтори.
Ро – ро – ро – потерял петух … (перо). Повтори.
Ру – ру – ру – у забора … (кенгуру). Повтори.
Ра – ра – ра – летят … (комары). Повтори. Молодец!
5. Игра «Кубик кидай, сколько звуков (слогов) называй».
6. Игра «Весёлый счёт: от 1 до 10 и обратно».
Образец: Одно перо, 2 пера, 3 пера, 4 пера, 5 перьев, 6 перьев, 7 перьев, 8 перьев, 9 перьев, 10 перьев.
7. Игра «Эхо» - выдели (назови) ударный слог.
8. Игры «Один – много» и «Много – один».
9. Подбери родственные слова.
Перо - перина, перьевой, перья., оперение, перистый, перяная (подушка), перяник (скупающий перья, торгующий ими), перить (что-то оперять, снабжать пером или перьями), пернатые (пташки), перинный (ряд).
Гора – горы, горка, гористая (местность), горный.
Кенгуру – кенгуровый (мех); кенгуриные (прыжки).
Топоры – топор, топорище, топорная (работа).
Шары – шар, шарик, шаровая.
Комары – комариный, комарьё, комарик, комарище.
10. Игра «Много чего?».
Например: перо – много (чего?) перьев.
гора – много (чего?) …
11. Игра «Мой, моё, моя, мои».
Например: это чьи шары? – Это мои шары. И т.д.
12. Игра «Отгадай».
• На моей макушке лёд,
У подошвы сад цветёт. (Гора).
• Этот зверь забавен очень:
Руки вдвое ног короче.
Но зато у него
Хвост и ноги – во! (Кенгуру).
• Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока уходят в облака. (Гора).
• В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные … (шары).
13. Игра «Подбери слова – признаки».
Шары (какие?) – красные.
Топоры (какие?) – острые.
Перо (какое?) - …
Кенгуру (какое?) - …
Гора (какая?) - …
Комары (какие?) - ….
Пятый кубик предназначен для автоматизации звука [р] в середине слова со стечением согласных. На нём изображены: арбузы, парта, фартук, марка, барсук, картина.
Варианты заданий:
1. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне кубика.
2. Игра «У меня – у вас».
Образец. У меня – марка, а у вас – марки.
У меня фартук, а у вас - …
3. Игра «Мой, моя, мои».
4. Отгадай загадку.
• Замечательный на вкус
Спелый лакомый … (арбуз).
• Круглый,
Снаружи зелёный,
Внутри красный,
На вкус сладкий. (Арбуз).
• Я путешествовать стремлюсь,
Но не одна, - с конвертом
За правый верхний угол прицеплюсь
И мчусь к друзьям с приветом. (Почтовая марка).
• Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья везёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (Парта).
• На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка,
И машина… называется … (картина).
• Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати. (Фартук).
• В картинной галерее
Их очень – очень много.
На этой море видим,
А вон на той – дорогу.
Маслом, акварелью
Художников творенья. (Картина).
• Роет землю, словно плуг
Скромный труженик … (барсук).
5. Игра «Назови ласково».
6. Сосчитай сколько звуков в слове. Определи место звука [р] в словах.
7. Посчитай слоги в каждом слове. Назови самое длинное слово.
8. Посчитай: один арбуз, два арбуза, три арбуза …
Один фартук, два … , три …
Один барсук , два … , три …
9. Определи, какое слово лишнее. Почему?
10. Закончи фразу.
Бабушка надевает … (фартук).
На стене висит … (картина).
На конверте … (марка).
Под сосной … (барсук).
Ученик стоит у … (парты).
На рынке продают … (арбузы).
Шестой кубик предназначен для автоматизации звука [р] в словах, содержащих два звука [р]. На нём изображены: трактор, раскраска, транспорт, рупор, мрамор, бутерброд.
Варианты заданий:
1. Бросай кубик и называй, что нарисовано на верхней стороне кубика.
2. Игра «Весёлый счёт: 1 – 2 – 5».
3. Отгадай загадку:
• Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор).
• Хлеба маленький кусочек,
Колбасы один кружочек,
Треугольник сыра к ним.
А теперь – его едим.
Приземлился прямо в рот
Самый вкусный … (бутерброд).
• Упёршись в кулачок свой лбом,
Разрисовал один альбом.
Есть кисти и осталась краска,
Ну где же новая … (раскраска).
• Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор).
4. Закончи фразу:
Один трактор. Два… Много …
Одна раскраска. Две … Много …
5. Сколько звуков (слогов) в слове.
6. Игра «Улиткины дорожки» (определение места звука [р] в слове).
7. Повтори словосочетание.
Тарахтящий трактор.
Яркая раскраска.
Городской транспорт.
Громкий рупор.
Серый мрамор.
Бутерброд с икрой.
Придумать аналогичные кубики можно на любой звук. Всё зависит от фантазии и желания детей участвовать в игре.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГО Родителям о развитие речи детей Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ
Участник №2 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 мая 2016 года
Сценарий праздничного мероприятия к 8 марта в 1 классе | Проект по правилам дорожного движения для учащихся 5-7 класса
Опубликовано: 3020 дней назад (17 января 2016)
Просмотров: 5754
+8
Голосов: 8
Елена Викторовна Карпицкая # 17 января 2016 в 18:22 0
Это логопедическое пособие очень интересно и результативно! Спасибо большое! На сегодняшний день, к сожалению, очень много деток, имеющих артикуляционные проблемы...
Светлана Викторовна Агеева # 20 января 2016 в 20:41 0
Елена Викторовна, спасибо что обратили внимание на мою разработку! Желаю Вам творческих успехов!
Анастасия Валерьевна Чикунова # 21 января 2016 в 12:38 0
Результативно должно быть. Необходимо сделать себе! Огромное спасибо!
Александра Валерьевна Салихова # 20 января 2016 в 20:12 0
Замечательное пособие!!! Такое простое и такое многофункциональное, просто супермногофункциональное! И так чётко простроена поэтапная последовательная автоматизация звука в слове. Спасибо за идею! Если б можно было, я бы за Вас 10 голосов отдала!
Светлана Викторовна Агеева # 20 января 2016 в 20:38 +1
Александра Валерьевна, огромное спасибо за ваш отзыв и поддержку! Мне очень приятно получать такие добрые отзывы, ведь это очень важно чувствовать отклик, знать что твой опыт востребован.
Анна Владимировна Кутырова # 3 февраля 2016 в 20:39 0
Доброго времени суток!
Согласна с вышесказанным на все 100%.
Тоже в своей работе использую логопедические кубики. Эта работа помогает добиться хороших результатов в работе над автоматизацией звука.
Спасибо за то, что поделились вашими наработками.
Материал для автоматизации замечательный.
Ирина Давыдовна Михайлова # 7 февраля 2016 в 12:04 0
Добрый день, очень насыщенный материал, а главное результативный, спасибо за работу!!!
Евгения Викторовна Васильева # 23 февраля 2016 в 16:07 0
Замечательный материал для автоматизации звука [р]. Я не логопед, но на занятиях по развитию речи часто использую подобный материал. Больше всего мне понравилась форма подачи материала (в виде кубиков). Дети любят игру и любят играть в кубики. Жаль, что нет фотографий этих кубиков в данном материале.
Светлана Викторовна, спасибо за идею.
Людмила Ильинична Кияткина # 20 марта 2016 в 07:06 +1
Понравился материал! (жаль, что нет фото)Обязательно сделаю такие кубики и буду использовать их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Валентина Николаевна Мельникова # 29 марта 2016 в 08:48 +2
Светлана Викторовна!!! Здравствуйте!!!
Замечательное дидактическое пособие «Логопедические кубики».
Отличное пособие для разнообразия процесса автоматизации звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Замечательное пособие для выработки необходимых движений языка и воздушной струи для звука [р].
Закрепления правильного произношения звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.
Уточнения, расширения и активизации словаря по лексической теме «Профессии».
Закрепления навыков слогового анализа слова, выделение ударения в словах.
Формирования грамматического строя речи. Согласование числительных и существительных.
Развития памяти, внимания, мышления.
Привлечения интереса детей. Проделана огромная работа!!!
Вам дружеский совет, покажите нам, как изготовить
дидактическое пособие «Логопедические кубики»,
с подробным описанием и фотографиями!!!
Вам голос +1!!!
Лариса Владимировна Валитова # 3 апреля 2016 в 14:50 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна. Игра в виде кубиков полезна тем, что дети играя в них, могут незаметно для себя многому учиться, в том числе и правильно говорить. Очень часто педагогами используются именно кубики для решения каких - либо задач. Спасибо.