Конкурсы для педагогов и детей

Формирование основ экологической культуры на январь месяц в старшей группе

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ месяц: январь
Содержание деятельности
Живая природа (любование, проблемные вопросы, сравнение объектов):
1. Наблюдение деревьев в зимнем убранстве. Закрепить умение распознавать знакомые деревья по строению, цвету коры. Почему деревья не растут зимой? На них нет листьев? Закрепить понятия о том, что для роста необходимы условия, а зимой в природе они отсутствуют (холодно, недостаточно света, так как дни короткие) .
2. Рассмотреть следы на участке на свежевыпавшем снегу. Закрепить умение сравнивать и различать следы птиц и животных. Игра «Отгадай, чей отпечаток».
3. Наблюдение за птицами в холодную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, а в оттепель оживлены, весело чирикают. Показать изменение в поведении птиц в зависимости от погодных условий.
4. Птицы. Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше. Рассмотреть прилетающих птиц. Сравнить воробьев с синичками, поползнями. Закрепить умение различать их по внешнему виду.
5. Дикие и домашние животные. Рассказ о том, как живут зимой животные в лесу.
6. Наблюдение за зимующей травой под снегом.

Неживая природа:
1. Солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами?
2. Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов, кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.
3. Предложить полюбоваться красотой высоких снежных сугробов в ясный зимний день. Подбросить снег и посмотреть, как он блестит на солнце. Закрепить знания о свойствах снега в морозный день (легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий).
4. Наблюдение за снежинками. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей.
5. Гололед. Объяснение этого явления. Предложить подумать, что нужно сделать, чтобы не было скользко.
6. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее. Настоящая зима еще только начинается: морозы впереди.
7. Снегопад. Красивое явление природы, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Любование снегопадом. Почему он так называется.

Взаимодействие человека с природой:
1. Наблюдение за работой дворников. Разбрасывание песка на скользких дорожках (помощь дворнику).
2. Наблюдение за людьми в морозную погоду. Почему у них красные щеки и носы, они закрывают лицо от ветра? Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.
3. Изготовление и вывешивания фигурных льдинок на участке. 4. Устройство горок для кукол. Сооружение построек из снега.
5. Подкормка птиц.

Художественное слово
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
* * *
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!
* * *
Догоняй меня, лови!
На коньках помчусь — засвищут
Под ногами соловьи!
* * *
Снег искрится в январе.
Славься, русская Зима!
Нам, веселой детворе
Радость – снега кутерьма.
Телевизоры и сказки
Мы забыли до поры
Лыжи, клюшки, да салазки
Переполнили дворы.
* * *
Я – январь, я средний сын,
Лютой стужи господин.
Ну-ка, дети, не ленитесь,
Бегайте без передышки,
А не то не пожалею,
Превращу вас всех в ледышки!
Вы не слышали угрозы
Про крещенские морозы?
Закрывайте щёки, нос,
Пощипает их мороз!
А ещё я все окошки
Украшаю шторами –
Кружевными шторами
С белыми узорами!
* * *
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.
Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников
Задачи воспитания и образования детей на 3 квартал в старшей группе
Опубликовано: 651 день назад (26 февраля 2015)
Просмотров: 630
+1
Голосов: 1
Олеся Петровна Чистякова # 1 марта 2015 в 02:22 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Ознакомилась с Вашей разработкой. Подробно представлена деятельность детей на прогулке в холодное время года. Дети выявляют характерные признаки живой и неживой природы января: деятельность взрослых, поведение птиц, наблюдают за солнцем, снежинками и т. д. Прогулка организована методически правильно с использованием дидактических игр, художественного слова, элементами экспериментирования, наблюдения, а также познавательное развитие: умение распознавать деревья, знакомство с понятием "снегопад". Спасибо за разработку, обязательно воспользуюсь. Успехов Вам! Голосую!
Светлана Викторовна Кочеткова # 8 марта 2015 в 15:11 +1
Спасибо большое за ваш комментарий!
Марина Ивановна Щипицина # 12 марта 2015 в 19:53 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Просмотрела с интересом ваш материал. Мне очень понравилось, что подробно расписаны методы и приемы, использованные вами для формирования основ экологической культуры. Вижу плюс в том, что данная работа развивает у детей психические процессы. спасибо!
Светлана Викторовна Кочеткова # 12 марта 2015 в 22:41 0
Марина Ивановна, большое спасибо за ваш комментарий.