Конкурсы для педагогов и детей

Ролевая игра для учащихся 11 классов на уроке литературы

Ролевая игра на уроках литературы "Спасите наши души"
Пояснительная записка
Тема урока: урок – ролевая игра. Выпуск сборника стихотворений кубанских поэтов «Спасите наши души».
Целевая аудитория: учащиеся 11 класса
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: метод творческого чтения – приёмы: слово учителя, выступления учащихся с выразительным чтением стихотворений кубанских поэтов,
метод эвристический – приёмы: выступления учащихся с анализом поэтического текста; исследовательский метод – приёмы: самостоятельные рассуждения, выводы, поисковая работа.
Метод урока: дискуссия.
Формы: по организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Цели:
•ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам кубанской литературы, к духовным исканиям выдающихся писателей;
•научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
•воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность;
•способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
Задачи урока:
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности, развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству кубанских поэтов, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере стихотворений кубанских поэтов, их проблематики и идейного звучания, учить детей защищать чувства человеческого достоинства, воспитывать положительное отношение к первенству.
Оборудование: портреты кубанских писателей, сборники стихотворений, мультимедийный проектор, компьютер.
Цель применения ИКТ на уроке:
1) усиление воспитательной функции урока;
2)активизации познавательной деятельности учащихся;
3)формирование коммуникативной компетенции;
4)повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
5) формирование информационной культуры.
Используемые технологии: технология развивающего обучения, технология проблемных ситуаций, информационно – коммуникативные технологии.
Виды работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа Содержание знаний, умений навыков:
1.учащиеся должны знать: произведения кубанских поэтов, этические и эстетические понятия; 2.учащиеся должны уметь: обмениваться мнениями и дискутировать, правильно и самостоятельно подбирать материал к уроку, а также владеть методом убеждения.
Предварительная подготовка: индивидуальные задания, задания по группам.
Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы. Наши ученики не читают произведение, они его «проходят», скользя равнодушным взглядом по сокровищам великой духовной ценности. А мы, учителя, им часто в этом помогаем. Стараясь уложиться в программу, спешим. Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений и не представляет возможностей всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Активные формы урока способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают возможность выражения своего собственного «я» каждому ученику. Таким образом, активные формы преподавания литературы необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество. Решение учебных и воспитательных задач, стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и форм обучения. Кроме того, новые формы уроков – это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер.
Такой урок я предлагаю Вашему вниманию.
Урок на тему: «Выпуск сборника стихотворений кубанских поэтов «Спасите наши души» проводился в рамках предмета «Литература» при изучении раздела «Русская литература второй половины ХХ века» и обоснован содержанием регионального компонента литературного образования. Региональная литература призвана помогать молодому человеку ориентироваться в изменяющемся мире, познавать предшествующую жизнь народа, края. Она является источником сил для духовного становления личности, способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и эстетических норм, формирует культуру чувств читателя. Богатая история Краснодарского края позволяет и даже требует досконального изучения всего, что связано с духовной культурой края, является той основой, на которой может осуществляться нравственное воспитание подрастающего поколения, его культура и традиции казачества.
Основа работы – исследовательско-проектная деятельность, результатом которой является выпуск книг различной тематики. А итог работы – презентация книги.
Ценность методики заключается в том, что такие уроки:
делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; развивают логическое мышление; творческие способности учащихся; проявляют интерес к предмету, любознательность; организуют связь с другими видами искусства. Сценарий урока.
В соответствии с целью урока выстроено его содержание. Основным этапом урока, после постановки проблемы, является работа учащихся в группах по подготовке к дискуссии, во время которой каждая группа должна четко аргументировать свою позицию по отношению к проблеме урока.
В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими
произведениями кубанских поэтов ребята знакомы. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, интернет ресурсы.

Алгоритм работы над созданием книги:
1. Редакционная коллегия:
а) главный редактор;
б) художественные оформители;
в) критики;
г) творческие группы.
Творческие группы отбирали материал и представляли его на рассмотрение коллегии, в спорах отстаивая свою точку зрения.
Вот предлагаемые рубрики:
• Гражданская позиция современного человека, его духовный мир;
• Тема исторической памяти;
• Тема «малой родины»;
• У каждого времени своя правда.
• Свет православия

XXI веку
Спадет с очей твоих завеса,
И ты узришь, как мир людей
Под погребальный марш Прогресса
Стремится к бездне все быстрей.
Но ты пока не видишь это,
Ты в суете погряз мирской.
Лишь сердце чуткое Поэта,
Как атмосферою планета,
Объято страхом и тоской.
Н. Зиновьев.
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы выпускаем сборник стихотворений кубанских поэтов.
Литературный колос Кубани вырос на почве общего культурного наследия Отечества, уходит корнями в глубину его истории. За годы советской власти были искоренены из памяти народной имена многих талантливых и истинно кубанских писателей, но начался новый этап в нашей жизни и на смену оставивших этот мир пришли новые поэты и прозаики, ибо в это время произошла переоценка ценностей и сознания целого общества. Неузнаваемо изменилась и литература. Правда, порой непривлекательная, а нередко и просто ужасная, она стала объектом художественного осмысления, в том числе поэтического. «Не лакировать действительность» - вот девиз современных писателей и поэтов. Хорошо бы только не лакировать! Иной раз и ушаты грязи выливаются на тех, кто почему-то не понравился другим. И всё ради чьих-то амбиций!
Сегодняшняя поэзия Кубани многогранна (впрочем, так было практически всегда!)
Многих поэтов нет в живых, но это вовсе не значит, что так же воспринимаются их стихи. Стихи живут (прав был В. Маяковский, сказавший, что поэтическое слово воспламеняет сердца тысячи лет!)
В.Б. Бакалдин, К.А. Обойщиков, С.Г. Эминов... Какие имена вы включите в свою книгу? Слово какого поэта кажется вам особенно весомым? Какие нравственные ценности станут определяющими? Чему научит книга читателей - ваших младших товарищей?
Учитель передаёт слово главному редактору - ведущему
данного заседания.
Редактор:
На сегодняшнее заседание мы пригласили представителей всех отделов редакции. Каждый отдел работал над своей проблемой, отбирал материал по
«своим» авторам. Редакционная коллегия считает возможным выпустить пособие, включающее пять разделов. Естественно, возможны изменения в сторону расширения сборника, но они должны быть обоснованными, доказательными.
Вот предлагаемые рубрики:
• Гражданская позиция современного человека, его духовный мир;
• Тема исторической памяти;
• Тема «малой родины»;
• У каждого времени своя правда.
• Свет православия
Членами редакционной коллегии именно эти пять тем выделены как главные и отражающие суть гражданской позиции наших современников. Исходя из этого, работали художественный редактор и художники. Прошу их выступить с предложениями и эскизами.
Художник: (демонстрация слайдов)
Вы видите, что обложку книги (показывает заготовки и уже оформленные элементы книги) мы предлагаем сделать красной, так как красный цвет — это цвет жизни.
Название мы выбрали на прошлом заседании - «Спасите наши души».
Форзац создаёт определённое эмоциональное настроение, подсказывает читателю, о чём пойдёт речь в книге. Здесь мы изобразили яблоко в разрезе, как символ человеческого взлёта и падения. Поэтому две его половинки окрашены в разные цвета - светлый (красный) и тёмный (синий).
Соответственно две протянутые руки. Куда ты потянешься? Что выберешь? Справа стихотворение, которое, как нам кажется, определяет роль поэта в жизни общества.
На титульном листе мы обозначили наш город, школу, класс, год издания...
Первый шмуцтитул озаглавлен «Быть человеком» и отражает проблемы нравственности, второй - «Зов предков», он включает стихи, посвящённые тем, кто пострадал за общее дело. В центре вы видите человека, обхватившего голову руками. Так ведут себя люди в минуты или часы страшного горя. И не случайно: в этом разделе приметы страшного времени: расказачивание, голод на Кубани, гражданская и Великая Отечественная войны.
Третий шмуцтитул называется «Степная думка», а четвёртый: «Возьми моё больное сердце».
Эпиграфом ко всем разделам послужили стихи Николая Зиновьева, так как это самобытный, с обострённым мировосприятием поэт, живущий тревогой за судьбу Родины и человека. Короткий, как вспышка молнии, и в то же время оставляющий надолго в душе след его стихов находит отклик в сердце любого человека,
Книга сопровождается зарисовками кубанских пейзажей. Этим создаётся определённый эмоциональный настрой.
Критики:
Мы работали над вступительной статьёй. У каждого отдела был свой вариант. Решено было утвердить вступительную статью после прослушивания материалов представителями отделов. Опередим события и назовём статью, которую одобрили в итоге оживлённого обсуждения. Вот она.
Дорогой читатель!
Сейчас ты откроешь нашу книгу. Удивительные стихи ждут тебя.
Надо признаться, что за последние годы минувшего столетия явно осиротела литературная нива современной России, а опустелые поля её обильно заросли буйным сорняком.
Но кубанская земля всегда была богата талантами. Казаки-поэты без устали, всласть и с любовью к земле-матушке возделывают свой солнечный
поэтический клин. Это Иван Варавва Н. Зиновьев, В. Бардадым, С. Хохлов и другие.
Психологи утверждают, что есть люди, для которых характерна «эмоциональная тупость». Стихи наших земляков-поэтов, собранные в этом сборнике, способны проникнуть в сердце даже таких людей. Разве можно остаться равнодушным, например, к этим строчкам Николая Зиновьева, который пытается прочесть душу человека.
А поэты — те же люди,
Только больше в них Христа.
Сколько в душу им не плюйте,
Всё равно она чиста.

Талантливо развивая и совершенствуя традиции народной поэзии А. Кольцова, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Есенина, наследники кубанского хлеборобского племени дарят читателю картины крестьянских горячих будней, реальную быль и историю своей судьбы. Они живут не приходящей тревогой за судьбу Родины.
На смутный день в дали
Идём, но видит Бог,
Шестая часть земли
Уходит из-под ног.
Ушла уж из-под ног,
Но мы ещё бредём.
И знает только Бог,
Куда мы упадём.
Н. Зиновьев.

Таким поэтам можно верить. У них надо учиться! Кубанская поэзия - это поиск нравственных ценностей, нового осмысления мира и истории, может быть, удастся и тебе, читатель, найти в этих строчках созвучные твоей душе переживания.
Слово предоставляется рецензентам, а затем представителям
творческих групп.

I Творческая группа. Учащийся.
Господь, я волк или овца?
Идти мне в стадо или в стаю?
Не знаю, Господи, не знаю.
И не узнаю до конца...

Не может быть для нас сегодня ничего более важного, чем продолжающаяся братоубийственная война, которая вовсю полыхает на Украине, унося всё новые жизни. Результаты кровавого конфликта ужасают. Киевские убийцы уничтожают всё, как Гернику – вместе с клумбами и фонтанами, ледовыми дворцами и храмами, школами, детскими садами и кладбищами. Когда брат идёт против брата, гибнут женщины, дети, старики, а правительство продолжает сеять ненависть среди народа, остановить эту трагедию может только человеческое участие, сочувствие к боли и страданиям. Донецк, Луганск, Славянск – это лучшие города мира, самые восхитительные и прекрасные, не сравнимые в своей красоте и величии с Парижем, Римом и Лондоном. Города – герои. Города русской святости. Ополченцы этих городов сражаются за право быть русскими. Это самые прекрасные русские на земле. Они среди огней и взрывов строят новый русский мир, воюют с чудовищем НАТО, подрывают гранатомётами БТРы и танки. Они бьются с фашистским косматым пауком, который внезапно вылез из преисподней в центре Киева, набросился на Юго – Восток, жалит и убивает. Всмотритесь в лица ополченцев. Все они похожи на советского солдата в Трептов – парке, который своим мечом разрубает свастику. Они сражаются с нелюдями - олигархами, душителями шахтёров и металлургов. Среди автоматных очередей, похоронных рыданий они строят народное государство. Война в Донецке и Луганске врывается в каждый русский дом, будь он в Москве, Краснодаре или Владивостоке. Поэтому я хочу включить в сборник стихотворение Н. Зиновьева «Большое стихотворение». Строки его заставляют задуматься о том, что в Третьей мировой войне победителей не будет. Давайте нести в свой каждый день, в своё каждое решение мир и честь. Только этим можно остановить войну.
Ученик читает стихотворение. (Демонстрируются слайды украинской трагедии)
Учащийся.
Война – то Третья мировая
Давно шагает по планете
И, на победу уповая,
Кричат взахлёб то те , то эти.
Кто спящий разум их разбудит?
Какую чепуху несут
О мировом господстве! Люди!
Ведь победителей не будет,
Итогом станет Страшный суд.
А чуть пораньше конец света
Покажет всем, что есть темно.
Хоть кто – то б внял словам поэта
И вывод верный сделал, но,
Вновь на победу уповая,
Кричат взахлёб то те, то эти.
Шагает Третья мировая
По умирающей планете,
Где, ужаса не сознавая,
Ещё растут цветы и дети.

Учащийся.
Я хочу продолжить рубрику «Быть человеком» стихотворением Ивана Варравы «Родная Русь! Под лай собачий...» и напомнить, что кое-кто сегодня, особенно дети, старики и инвалиды беззащитны и брошены в водоворот нищеты и голода. Невольно приходят слова величайшего из гуманистов: «Если происходящее стоит хотя бы одной оброненной ребёнком слезы, оно не имеет права быть!»
Мне очень жаль несчастных ребятишек. Я всегда с радостью принимаю участие в благотворительных акциях «Цветик – Семицветик». Может кому – то от этого станет теплее.
Я думаю, сила строк стихотворения Ивана Вараввы проникает в сердце даже самого равнодушного человека.
Ученик читает стихотворение.
Родная Русь! Под лай собачий
Что мы содеяли с тобой?
А дети хилые не плачут,
Живя с протянутой рукой.
Усталость век, и худость тела,
И мышеловки на пути...
У них слеза окаменела
От беспризорности в груди.
Уже дворцы врастают в небо,
И слышен тихий голосок:
-Подайте в милостыню хлеба,
Простого хлебушка кусок!..
Их жизнь корёжит и корячит —
А дети малые не плачут!
Учащийся.
Есть такое состояние – замерзание, когда человека оставляют силы, и он уже не может идти, то ему становится тепло и хорошо. И он ложится на снег. И это означает смерть. Но если он поймёт разумом, что он замерзает, и заставит себя идти, то он спасётся. Так и мы. Нам сегодня хорошо от аморализма, наркомании, от растленных средств массовой информации, от журналистов, ненавидящих всё русское, от эстрадных кумиров, потерявших человеческий облик. Хорошо так, что мы уже не осознаём трагизма. Нам хорошо! На эти мысли меня натолкнуло стихотворение Николая Зиновьева «Подростки». Чтобы быть настоящим человеком, необходимо противостоять всему, что нас уничтожает духовно и физически.
Ученик читает стихотворение.
Они кормили голубей,
Потом катались в лодке зыбкой.
Он рыцарем казался ей,
Она была его улыбкой.
В обнимку всюду шли они,
Ещё нескладны и неловки…
Кто знал, что вечером они
Умрут от передозировки?
Об этом знал один лишь Бог,
А их спасти - хватило б Слова,
Но почему он не помог –
Превыше разума людского.
Учащийся.
Мы предлагаем продолжить рубрику и включить в сборник стихотворения В. Сааковой (Неверовой) «У места дуэли Лермонтова», Эммина Сентумера «Когда...» и Вадима Неподобы «Моё пророчество», потому что считаем вопросы гражданственности, патриотизма нравственности, духовности важнейшими вопросами современности.
Гражданин. Патриот. Да, это высокие понятия. Но часто в нашей жизни случается так, что эти слова звучат в адрес людей, не заслуживающих этого.
Эти слова, безусловно, относятся к нашим поэтам. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце. А сколько же сможет вместить в себя и раздать людям такое сердце? Разумеется, лучше самих поэтов об этом никто не скажет.
Мне говорят:
-Дуэль была не там,
Вы истинной истории поверьте:
Они стрелялись там, где пустота
Зияет под скалой оскалом смерти!
Но знаю я:
Дуэль была везде
И выстрелы ещё не отгремели.
Дуэль везде:
Где друг предаст в беде,
Где бомбы угрожают колыбелям.
Дуэль везде: Когда к живой звезде
Сквозь мрак летит корабль звездопроходца,
Когда птенцы замучены в гнезде,
Осквернены заветные колодцы,
Где зависть в души, как змея, вползла,
Жизнь разделив чертой
На ту и эту, -
Дуэль везде,
Дуэль добра и зла,
Дуэль войны и мира,
Тьмы и света.
Когда отпугивает реки тина, Живую воду вечности губя, Тогда подъемлет пистолет
Мартынов
И целится в меня или в тебя.
Весь мир -
Дуэль, Но не сдавай на милость
Врагу Свои святыни,
И тогда
Всегда восторжествует справедливость,
Пусть даже после смерти
Но - всегда.
В разговор включается группа, работавшая по теме исторической памяти.
Учащийся II группы.
А степные ковыли-
Оселедцы, не иначе:
За какой ни потяни-
Череп вытащишь казачий.
Н. Зиновьев.

Тема тёмных времён, или, как их называют «белых пятен» в истории нашего народа, к счастью, открыта. Да, безусловно, она нужна и важна. Об этом нельзя забывать, над этим надо думать. Поскольку история — это память. Это память народа обо всём, что было в ней прекрасного и чудовищного. А подобно тому, как без памяти человек - не человек, так и без истории народ - не народ.
Меня потрясли стихи В.А. Неподобы «Кубань. 1933 год» и «Крушение» Виталия Бардадыма.
Трудно их переоценить, что бы ни сказал, всё мало. Сколько же в них горя, человеческой обиды и горечи! Как неодолимы силы затопившего мир зла! Люди, похожие на зверей, жестоко и зло надругались над всем, что было освящено веками в казачьей семье: над трудом человека и религией, обычаями и верою отцов, правдой и свободой слова, братством и равенством людей.
Мысль поэтов, подобная беспощадному лучу, пробежала по картинам прожитых нашими дедами лет, наполненных воспоминаниями о жестоких гонениях и расправах. Нет, нет! Невозможен был бы такой разгул зла, такое выставление на позор и осмеяние нравственных основ жизни, руководи миром верховная благая сила. Каленым железом выжигались из обихода понятия любви, милости, сострадания.
Традиции, описанные кубанскими поэтами, развёртываются в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие. Об этом долго молчали. Поэтому сейчас они нужны как никогда.
Учащиеся читают стихи.
Захудал казачий род —
Нет ни хаты, ни ворот,
Разрослись во все концы
Терн да дикие овсы.
Что стряслось с тобой, казак?
Сила оскудела?
Позавидовать мог всяк
Прежнему уделу.
Где твой дом?
Ищи — свищи!
Двор?
Крапива да хвощи!
Я склонился под бугром —
Чуть шатнулся колос,
Из могилы за холмом
Отвечал мне голос:
-Босяки — страшней чумы! —
В край родной явились,
И казацкие чубы
Кровью обагрились.
И восстал на брата брат,
Сын — на норов отчий. Я стоял у Божьих врат.
Угасали очи.
И смеялся лютый враг
Над слезой казацкой,
Попирая отчий прах
На могиле братской.
Я не мог поднять лица,
Чтобы плюнуть в чёрта:
Покрывала мне глаза
Смерть фатою чёрной... -
Досказав свой горький сказ
О судьбе казачьей,
Голос тот, как луч погас
В тишине незрячей.

Пусть последние их (казаков) останки,
словно евангельские свиньи,
будут сброшены в Чёрное море!
Л.Д. Троцкий.
До сих пор не вымолвить устами —
Каменеют намертво уста:
Тридцать третий. Голод на Кубани.
Мор пришёл и в райские места.
Я представить край родной без хлеба
Не могу, как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды.
Только это было, было, было:
На костях народа дорвалась,
Казаков за твёрдость невзлюбила
Новая, с акцентом жутким, власть.
Троцкого идею расказачить
Коганович взялся претворить,
Что в подтексте неприкрытом значит —
Расстрелять, сослать и уморить!
Это значит - ничего не стоит
Грабить нищих, гнать на смерть в колхоз,
Ну, а тех, кто хоть зернинку скроет,
С детворой, босыми — на мороз!
Но никто не мог понять, отколе
Взялся голод, как пришёл туда,
Где живёт под снегом даже поле,
Слаще мёда майского вода.
Это было: рядом сёмгу жрали, В то же время робким ветерком
Груднички слепые умирали, Стиснув грудь пустую кулачком.
Мор косил не хуже, чем на Волге,
Где полынь да чёрствые пески.
Стаями, голодные как волки,
Беглые скитались казаки.
Убежать мечтали за курганы,
В Грузию, где хлеб и соль везде,
Но встречали казаков наганы
И винтовки войск НКВД.
Не понявши, что же есть свобода,
Втянутый в гражданскую войну
Лучший цвет славянского народа
Выморен жестоко на корню.
«Прах несчастных поразвиял витэр,
Память их забвенье замело...»
В том году пришёл ко власти Гитлер,
Чтоб умножить этих жертв число!
Учащийся II группы.
Очень часто на уроках истории и литературы мы говорим о гражданской войне, когда брат шёл на брата, отец - на сына. Трудные и роковые годы для русского народа, окончательное крушение, утрата веры в ценность и правду своих идеалов! В то время язык разума и сердца не мог быть понят и услышан: укрощаемый мужик и взнуздываемый рабочий безрассудно потянулись за теми, кто беззастенчиво сулил, звал мстить и «грабить награбленное», отождествлять себя с властью. Заблудшие души. Время расставило свои акценты. И сейчас мы склоняем головы и перед красными, кто был ничем, а стал всем, и перед белыми, оказавшимися у разбитого корыта своих человеколюбивых, бескорыстных идеалов. Стихотворение Н. Зиновьева созвучно моим мыслям. Послушайте его.
Ученик читает стихотворение.
Над легендарною тачанкой
Плывут неспешно облака.
И ветер песнь поёт печальную
В гранитных гривах
На века
Застыли кони оголтелые.
На пьедестале солнца блик.
Кладу к нему букет гвоздик, -
Гвоздики красные и белые...
Учащийся II группы.
Недавно я прочитал остросюжетную документальную повесть П.И. Прокопова «Баллада об ушедших в десант».
Это произведение раскрывает одну из горьких тайн Великой Отечественной войны, когда наш воздушно-десантный корпус числом в 10 тысяч человек был выброшен за Днепр в сентябре 1943 года на боевые порядки немцев и разгромлен. Эта операция замалчивалась официальными историками, поскольку раньше было гораздо выгоднее писать о наших победах, чем о поражениях.
Стихотворение Николая Зиновьева «На шляпке гильзу вынес рыжик...» созвучно с повестью П. Прокопова. Оно напоминает нам о необыкновенном мужестве наших людей, которые отдали свои молодые жизни за светлое наше будущее.
Может, уже пора забыть её, эту войну? Разве мало нам сегодняшних проблем? Однако я вспоминаю, как поразили меня когда-то прочитанные у С. Алексиевич слова: «Если не забывают войну, появляется ненависть. А если войну забывают, начинается новая».
Вот почему я считаю, что стихотворение должно быть в сборнике.
Ученик читает стихотворение
На шляпке гильзу вынес рыжик
Из-под земли... Здесь окружён
Был взвод стрелковый из мальчишек,
Не знавший ни невест, ни жён.
Не долго длилось тут сраженье,
И за неполных полчаса
Взвод вырвался из окруженья
С клубами дыма, в небеса.
...И стоит лишь поднять глаза —
Всегда здесь облако витает,
И на рассвете выпадает
Особо чистая роса.
Учащийся Ш группы.
Огород к речушке. В хате
Столик с Библией. Скамья.
Полдень... Книга Бытия...
Разве этого не хватит?
Н. Зиновьев.
Рубрику «Степная думка» мы хотим открыть стихотворением Н. Зиновьева «Я люблю эти старые хаты», который с сердечной откровенностью поведал нам о нашей родной Кубани.
Мне кажется, что вот с таких привычных с детства и юности понятий слагается цельное и безразмерно великое чувство Родины.
Ученик читает стихотворение.
Я люблю эти старые хаты
С вечно ржавой пилой под стрехой.
Этот мох на крылечках горбатых
Так и тянет прижаться щекой.
Этих старых церквей полукружья
И калеку на грязном снегу
До рыданий люблю, до удушья.
А за что, объяснить не могу.
Учащийся III группы.
В моей душе оставило след стихотворение Владимира Архипова «Хоть нет нам прощенья, но нет и покоя!» Оно такое близкое, родное. Сразу вспоминаю своих прабабушку и прадедушку, кубанских казаков с колхоза «Кубань». Сколько пота пролито ими на колхозную землю! Жизнь каждого колхозника в стихотворении не просто факты биографии, а заветы Руси казачьей, зов предков.
Именно они берегли и холили землю, говорили о ней с уважением, считали своей кормилицей. Это сыновнее отношение составляло нравственный стержень крестьянского мира, определявший его устойчивость.
Автор говорит о резком изменении отношения к земле. Это прямая угроза незыблемости связей с ней, а значит, и всему будущему человечества. И не будет нашим предкам покоя, пока не создадут барьеры, удерживающие человека от хищнического использования даров родной земли, разбазаривания народного достояния, жестокости к живым существам, пренебрежения красотой и целостью природы, нарушения её гармонии и устойчивости. И барьеры эти нравственные, и каждая строка стихотворения Архипова говорит об этом.
Ученик читает стихотворение.
Хоть нет нам прощенья, но нет и покоя!
Я вот в чём откроюсь,
Я вот в чём признаюсь
- По кладбищу ночью ходить не пугаюсь!
Какие боязни, со страхом боренья?
Мне этот погост — как родная деревня!
На этом весёлом лесном косогоре
Деревня моя в окончательном сборе.
Колхозники «Солнца» - какое названье! -
Как будто сегодня сошлись на собранье.
На обществе легче, как мать говорила,
Застольную спеть и убраться в могилу.
Лежат по соседству, как кровные братья,
Степан — тракторист и Иван — председатель.
Матвей — гармонист и певунья Алёна
Замолкли навеки под веткой склонённой.
Вот холмик папы и мамы под елью —
Спят рядом они в деревянных шинелях.
На снимке отец — на ступеньках Рейхстага,
А мать — на покосе, в платке из сельмага...
На вид-то простые, душой — золотые!
Отмаялись люди — такие родные...
На фронте, в колхозе — от тяжести дела
Коса у виска постоянно свистела.
Отважные люди, но охнув протяжно,
Однажды они оседали на пашню.
Вот так уходили — потиху — помалу —
Хоть жили, нуждаясь, но досок хватало.
Я вижу из детства —
Всё ярче с годами! —
Их грубые руки
С землёй под ногтями!
Люблю вас, воители пашни и луга, -
Хранители веры и русского духа!
Ведь с вятских полей, деревенских полатей
Пришли земляки - Васнецов и Шаляпин!
Хоть наша земля небогато рожала,
Но предки, как корни, крепили державу.
Мне кажется, стукнут в железное что-то —
Поднимутся люди, пойдут на работу.
Не вижу движенья. Лишь птаха мелькает.
На кладбище тихо. Чудес не бывает.
Вы все позабыты. Навечно зарыты.
Нет «Солнца»-колхоза. Темно и в зените!
Вы все позабыты. Но с вами навело.
Смиренных берёз поминальные свечи.
Но выше деревьев, как с телеэкрана,
Злой ворон картавит, почти неустанно.
Как спится вам там без пришельцев-злодеев
С землёй под ногтями в Земле-Мавзолее?
Картавым пришельцам живётся неплохо,
Хоть руки в крови не по ноготь — по локоть.
Они, оккупанты, коварней Батыя -
Им надобны пашни и души слепые.
А мы — холуи, болтуны, вертопрахи -
Готовы расстаться с последней рубахой.
Неужто, отец мой, - солдат Афанасий
Твой подвиг напрасен, удел мой ужасен?
Нас тоже любили, нас матери грели,
Но мы свою Русь сохранить не сумели!
Мы —русские люди с картин Васнецова
Ещё не сказали последнего слова!
Нет, русские люди не будут рабами,
А все оккупанты отбудут гробами!
... Скажу на погосте я слово такое:
Хоть нет нам прощенья,
Но нет и покоя!
Учащийся III группы.
В стихотворении С. Хохлова «Дарованная земля», которое я хочу включить в сборник, есть самое важное: неразрывная связь человека-творца с землёй.
Для казака земля-Матушка - это вольный простор, земля свободолюбивая, покрытая ратным подвигом своих пращуров.
Ученик читает стихотворение
Кубань влекла нас плодородием,
Безбрежием, трав степных игрой.
И мы её назвали Родиной,
Назвали Матерью родной.
Казак страдал по ней в туретчине,
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал, в горькую траву
Роняя буйную главу.
И не просил награды-ордена.
Просил лишь, чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик.
Учащийся Ш группы.
Любовь к грациознейшему животному в мире — лошади у меня с детства. Наверное, это от предков-казаков. Ведь они - природные конники.
На коне зародилась и расправила крылья казачья слава. О дружбе человека и животного я читал много самых невероятных легенд.
Но это стихотворение тронуло моё сердце особенно. Конь и казак - одно целое. Вот тому подтверждение.
Ученик читает стихотворение
Предание о гнедом коне.
У степных ветряков закрутилась атака степная,
Разорвался снаряд и казаченьку сбил седла.
Конь ушами прядет, за лавиной коней поспешая,
А казак помирает...
Заря по глазам потекла.
-Эк, ты, конь гнедой! Сколько вёрст я тобой перемерял?
Да в седло уж подняться не станет надежды и сил!
Конь сбавляет аллюр, обнаружив хребтиной потерю,
Среди раненых, битых обратно рысцой потрусил.
Отыскав казака, лошадь мордою в бок ему ткнулось:
Поняла, что хозяин не может ни крикнуть, ни встать.
Ночь топтала ковыль, над
жестокостью боя сутулясь,
И звездою украсила сабли кривой рукоять.
Конь обнюхал ноздрёю казацкие смертные раны
И, пустой и поникший, волшебные травы искал.
А когда увезли казака полковые его санитары,
Разгрызая узду, в приазовскую степь ускакал.
Сколько дней по азовской степи волочил своё горе?..
В тесовые ворота неожиданно толкнулся гнедой:
Вышел батъко седой, проводил скакуна на подворье —
Конь повинно ему у порога кивнул головой,
На конёчке седельце черкасское держится криво,
Да и сам исхудал он и в пляске кровавой продрог.
Мать сухою рукою погладила жёсткую гриву
И горючие слёзы сронила, что спелый горох.
Становила конёчка в конюшню у ясель и тихо
Ребятня принесла ему сена, овса и воды,
А жена голосила:
-Ой, лышенъко, людочки, лыхо...
Почему ж ты не вынес, гнедой, муженька из беды? —
Долго мать причитала:
-Да я же тебя, сокол, растила!
От грозы укрывала, от солнца...
Ночей не спала. На военную службу сама казака проводила,
А от смерти молитвой Господнею не сберегла...
Конь овса не берёт и травицу губой не находит.
Он от страха и устали мелкою дрожью побит
Осушщиз ведёрка до донца солодкую воду
И упал на солому... И ныне без просыпу спит!
IV группа.
Учащийся.
Душа ещё не охладела,
Ещё бывает ей светло,
Но сердце бедное... Оно
Давно от горя поседело.
Н. Зиновьев

Рубрику «Возьми моё больное сердце» мы бы хотели открыть стихотворениями С. Хохлова «России нет...» и В. Неподобы «Русское сердце».
Пусть простят нас современные поэты, но мы были уверены, что такие сильные стихи писали только в XIX в. Но как такие стихотворения нужны нам именно сейчас. Как когда-то духовный бунтарь Аввакум - казачьи поэты своим словом восстали за Русь христианскую. Слезой исходит для поэтов -что душа младенца поруганная - незащищённая Россия и её покорный народ.
Их стихи изобилуют болью за судьбу соплеменной земли. Эту тоску не назовёшь дежурным сантиментов. Переживаемая трагедия, что борозда -глубоко перепахала душу. Поэтому грусть - это скорее не преходящее чувство, а состояние духа.
Стихи воспринимаются как философские раздумья, как вёрсты, путь которых иногда трудно одолим своим грузом печали сердечной. Они заставляют не стенать, а осмыслить происходящее, отрезветь духом, опамятоваться: что с нами сегодня?
И мы верим мудрым наставникам и всё сделаем для того, чтобы пошёл счёт России спасённой, обретённой в муках. Душа казачья не сломлена в поклоне.
Свет ли встанет над землею,
Гаснет ли в призрачной мгле -
Русскому сердцу покоя
Нет на родимой земле.
Шел на отца и на брата
Дед мой, забыв о Христе.
Сердце России распято
На кровожадной звезде.
Бесы руками народа
Топчут святыни в грязи
И превращают в болота
Чистые реки Руси.
Жизнь, ты была словно лагерь
Стала - толкучий базар.
Дергает молодость шлягер,
Все превращая в товар.
Страшное что - то случилось:
Чудо быльем поросло,
Сердце давно приучилось
Петь и смеяться назло.
Словно навеки уснули
Опыты мудрой молвы,
Вы ли меня обманули,
Или обмануты вы?
Свет ли встает над землею,
Гаснет ли в призрачной мгле,
Русскому сердцу покоя
Нет на родимой земле!

Бог излил фиал гнева
Ярости своея на русскую землю...
Житие протопопа Аввакума.
России нет...
Не надо возмущённых и гневных фраз.
А истина проста:
Есть горстка душ
Искусно разобщённых,
Давным-давно
Не помнящих родства.
Их лица скорбны, и глаза их тусклы.
Под небом
Мысль России не царит...
Есть чисто говорящие по-русски,
Но это ни о чём не говорит.
Учащийся IV группы.
А я предлагаю включить в сборник стихотворение И. Вараввы «Скупая жизнь». Оно дошло до сердца и покорило своей искренностью и болью души. Ведь и наши деды, как и Иван Фёдорович, тоже грудью защищали Родину в Великой Отечественной войне.
Ивана Варраву трудно обвинить в фальши. Он может ошибаться, но никогда не станет на путь соглашательства и сделку с совестью.
Ныне его поэтическое слово становится вконец обнажённым, словно лезвие боевого клинка. Особо слышен этот лирический голос, когда казачий кобзарь говорит от имени своего фронтового поколения, касаясь попранных святынь последних солдат Великой Отечественной войны. Это стихотворение никого не оставит равнодушным!
Ученик читает стихотворение.
Скупая жизнь досталась нам...
Мы трудно жили, храбро бились,
Ложились в землю по холмам
И в сыновьях, не возродились.
Счастливой доле вопреки,
С пустою шапкой под стеною —
Тот без ноги, тот безруки,
Тот с переломанной спиною,
Размыты даты, имена В падучем западном угаре;
И боевые ордена
Сверкают в лавках на базаре.
Всё продают и предают
За кус грудины для обеда,
За свой разврат и свой уют
Фашистам продана Победа!
Поля пшеничные молчат,
И знает люд, что так негоже.
А с телевизора сычат
Всё те же масленые рожи.
Им наша честь не дорога:
Гоняют пегую кобылку
И слёзно просят у врага
Гуманитарную посылку.
...Идут по миру вой и брань,
Душой озябли ветераны.
Великий маршал Жуков,
Встань! Перебинтуй больные раны.
В разговор включается V группа.
На земле благословенной,
Где течет Кубань – река
Божий храм стоит смиренно –
Купол… Небо… Облака…
После долгих лет разрушения и надругательства над святынями наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков, вновь обретает веру отцов, вновь имеет возможность утолять духовную жажду из приснотекущего источника живой воды – Святого Православия. Мы видим, как восстанавливаются храмы, монастыри, часовни и наполняются народом, а это значит, что вера сегодня востребована, и у России есть будущее. Поэтому в сборник должны войти стихи духовного содержания.
"Икона – окно в тот мир."
(народное изречение)
Кто на веру из нас не тяжел!
Кто по деду из нас не безбожник!
Всякий сброд через хату прошел,
В нашей хате растет подорожник.
Незабудки давно отцвели
И забудками стали навеки
На земле не хватает земли.
Степь не та и не те человеки.
Солнце мертвых мигает во мгле,
И на совести голос прощальный
Проступает в оконном стекле
Божьей Матери образ печальный.
Это знак! Это знак непростой!
Что - то страшное с коим случится.
Пробирается образ святой
И живыми слезами сочится.

Зажгу пасхальную свечу
У изголовия России
Я дань ей верою плачу,
О скорбной участи молчу
И крест несу, и путь осилю.
Зажгу пасхальную свечу
И в воскресение поверю,
И виновато помолчу,
В глаза прищуренные зверю.
Зажгу я робкою свечу
У изголовия России.
Я дань ей верою плачу
И крест несу, и путь осилю
Редактор.
Завершить обсуждение нашего сборника хочется строками Николая Зиновьева:
От злобы и обмана,
От словоблудъя, от
Стакана и нагана,
Холопов и господ,
От дьявольской ламбады,
От чёрта-торгаша На тихий свет лампады
Лети моя душа...
Изменяется время. Изменяются люди. Но стремление человека к совершенству, стремление искусства возвысить и осветить человеческую жизнь будет существовать всегда. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя. Поэтому тысячу раз был прав А.С. Пушкин, написавший полтора века тому назад: «... никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против все разрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей...»
Прочитайте эти стихи. Уважайте этих людей. И жизнь каждого из вас наполнится их чистым и благородным светом.
Благодарим всех участников за работу, а гостей за внимание.
Учитель.
Шестое чувство позабыто
Или утрачено навек?
Не бытием, устройством быта
Всецело занят человек.
И мир с поэзией не дружен,
В бесовской он погряз гульбе.
Но не грусти, Поэт. Ты нужен
Хотя бы самому себе.
Н. Зиновьев.
Рефлексия.
Предлагаем Вашему вниманию результат нашей работы – сборник стихотворений кубанских поэтов «Спасите наши души».

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и ли Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе с презентацией
Статья учителя литературы: Несжатая полоса | Конспект урока по теме "Лексика" в 5 - 6 классах с презентацией
Опубликовано: 525 дней назад (4 июля 2015)
Просмотров: 1042
Рубрика: конкурс
+5
Голосов: 5
Оксана Николаевна Трошина # 4 июля 2015 в 15:03 +1
очень внимательно прочитала вашу статью. мне очень понравилось. желаю вам дальнейших творческих успехов!
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 07:23 +1
Светлана Викторовна, как это важно-прививать любовь учащихся к поэзии! Вы большая умница! Как вдумчиво составлена работа! Сколько вложено в нее Вашей души! Низко кланяюсь Вам! +1 !
Ольга Васильевна Яковлева # 11 июля 2015 в 23:29 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна. Я восхищена Вашим уроком, творческим подходом к своей работе! Урок получился содержательным, познавательным, превосходным. Как хорошо, что у детей была ведущая роль, а учитель только направлял. Очень понравилась работа в группах, у каждого была своя роль, каждый принял активное участие. Грамотно составлена структура урока. Мне очень понравились предложенные стихотворения. Дальнейших творческих успехов! Отдаю Вам свой восторженный голос!
С большим уважением, О.В.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 12 июля 2015 в 14:52 +1
Светлана Викторовна, познакомилась с Вашим уроком в форме ролевой игры "Спасите наши души". В основе урока лежит проектно-исследовательская деятельность учащихся. На уроке мы уже видим их готовый материал, то, что они отобрали, над чем поработали и очень плодотворно (жаль, что не выложили хоть парочку слайдов со страницами сборника). Замечательный урок. Хочу сказать спасибо за знакомство с творчеством Николая Зиновьева, не зря ребята выбрали его стихи эпиграфами к разделам, трогают, оставляют след. Спасибо за Ваш плодотворный труд. Голосую +1
Вера Валерьевна Ляпина # 14 июля 2015 в 07:22 +1
Отличная идея- ролевой урок! Не все старшеклассники умеют грамотно излагать свои мысли. Вы на таком уроке развиваете речь, логику изложения материала. Браво! ГОЛОС!
Инна Николаевна Евсейчик # 25 июля 2015 в 21:48 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Познакомилась с Вашей разработкой. Такие трогательные, проникновенные, берущие за душу слова, стихи. Думаю, что ребята не остались равнодушными ко всему услышанному. Учитывая всё происходящее в мире сегодня, тема войны - одна из злободневных проблем человечества. Но так хотелось бы, чтобы о войне дети узнавали только из книг и фильмов. К величайшему сожалению, нашим детям пришлось увидеть войну своими глазами. Вы затронули и эту войну (войну на Донбассе) на своём уроке. Мы никогда не думали, что придётся учить детей под взрывы снарядов и залпы орудий за окном и смотреть в детские глаза, наполненные страхом. То, что пришлось пережить нам изменило взгляд на многие вещи. Отличная разработка. Глубокая, жизненная. Спасибо огромное. Если Вы не против, возьму себе в закладки. Я бы проголосовала за Вашу работу сто раз. Мой голос.