Конкурсы для педагогов и детей

Создание благоприятной обстановки на уроке в школе

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Значение создания благоприятной обстановки на уроке
Автор: Жук Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 41", город Бийск.
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию статью, которая является обобщением опыта работы по исследуемой теме. Материал будет полезен учителям, начинающим свою педагогическую деятельность.
Цель: определение условий для эффективного решения образовательных и воспитательных задач на уроке.
Задачи: повысить профессиональную компетентность, разработать методические рекомендации по организации урока.

Основной формой обучения в современной школе по-прежнему является урок. Эта форма имеет большой потенциал для решения образовательных и воспитательных задач. Однако решаются эти задачи иногда такими средствами, которые не приводят к нужному результату. От каких факторов зависит эффективность урока? У каждого учителя есть свой ответ на этот непростой вопрос. Безусловно, уже при планировании урока необходимо учитывать особенности данного классного коллектива и индивидуальные особенности личности учащихся. Есть ли ребята с высокой учебной мотивацией или слабоуспевающие ученики? Гуманитарные или математические способности у школьников в этом классе? А особенности темперамента? Какой задавать темп урока? Как избежать утомляемости, которой подвержено большинство учащихся? А нежелание учиться? Можно ли с ним как-то справиться?
Ответы на эти вопросы помогут определить методы и формы работы. Удивительно, но получается, что еще до урока учитель начинает создавать благоприятную обстановку, которая будет помогать решению множества задач. Как часто мы задумываемся о создании таких условий? А может быть, именно от этого и зависит во многом эффективность обучения? Проследим, как складывается ситуация успеха школьника на разных этапах урока.
Организуя занятие, проверяем готовность рабочих мест учащихся, четко предъявляя требования. Это помогает школьникам быстро мобилизоваться для учебной деятельности. Приветствие, улыбка, подчеркивающая доброжелательное отношение, помогают добиться нужного настроя учащихся. Положительные эмоции вызывают незатейливые стихотворения, которые мы иногда любим прочитать ученикам:

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!

При проверке домашнего задания используем сочетание индивидуальных и фронтальных форм. Хотя в современном образовании фронтальная форма не приветствуется, вспомним, что в каждом классе есть группа ребят, которым комфортна именно такая деятельность.
Высокомотивированные учащиеся получают более сложное задание (например, найти орфографические ошибки, исправить их, объяснить написание слов). Слабоуспевающим школьникам предложено воспользоваться образцом, что соответствует их возможностям. Задания разных уровней сложности, без сомнения, помогают создать ситуацию успеха.
Чтобы поддержать интерес ребят и снять тревожность, которая может возникнуть при опросе, используем игровые формы. Постараемся быть объективными при выставлении отметок, не забудем дать мотивировку оценки знаний. Указание на ошибки необходимо сделать в тактичной форме, искренняя похвала создаст хорошую психологическую атмосферу.
Обязательно предлагаем учащимся участвовать в постановке учебных целей. Это подготовит их к активному и осознанному усвоению материала.
Интерес к новой теме можно вызвать постановкой проблемного вопроса. Опора на имеющиеся у учащихся знания помогает в ходе эвристической беседы повысить познавательную активность ребят. Школьники побуждаются сравнивать учебный материал и делать обобщающие выводы. Использование имен учащихся в дружелюбной манере, похвала поддержат необходимый эмоциональный настрой при изучении даже достаточно трудной темы.
На этапе закрепления учебного материала стимуляция мышления осуществляется такой увлекательной формой, как кроссворд. Учащиеся при этом получают возможность применить имеющиеся знания на практике, показать осознанность этих знаний. Кроме того, игровая форма позволяет ребятам почувствовать уверенность в своих силах.
Для домашнего задания оставим достаточно времени: это тоже важный этап урока. Объясняем так, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно выполнить, но и как это сделать. Домашнее задание предусматривает возможность выбора для школьников: пусть оно будет интересно ребятам. Цели такого урока, конечно, достигнуты. Этому во многом способствовало создание благоприятной обстановки.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Новогодняя сказка для детей младшего школьного возраста | Стихотворение в прозе для школьников. Край любимый мой
Опубликовано: 161 день назад (3 июля 2016)
Просмотров: 421
+9
Голосов: 9
Ангелина Владимировна Чернега # 3 июля 2016 в 20:11 +2
Добрый вечер, Светлана Викторовна! Очень актуальная тема! Считаю, что не только молодым педагогам нужно прочесть, но и многим педагогам статья со стажем будет тоже поучительна, для благоприятного климата в классе.Правильно, что вы коснулись этого вопроса. С удовольствием отдаю голос за вас.
Светлана Викторовна Жук # 4 июля 2016 в 16:18 +1
Добрый вечер! Спасибо за поддержку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 июля 2016 в 10:41 +1
Здравствуйте! С интересом прочитала вашу работу. Хорошое обобщение опыта, может быть полезно начинающим педагогам и не только. Спасибо!
Ольга Вячеславовна Варламова # 4 июля 2016 в 15:40 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Спасибо за приглашение. Статья интересная, поучительная, полезная для педагогов. Спасибо! Голосую!
Светлана Викторовна Жук # 4 июля 2016 в 16:19 +1
Добрый вечер, Ольга Вячеславовна! Спасибо за добрые слова и поддержку!
Светлана Викторовна Жук # 4 июля 2016 в 16:21 +1
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Большое спасибо за добрые слова!
Светлана Викторовна Жук # 4 июля 2016 в 16:23 +1
Добрый вечер! Большое спасибо за добрые слова!
Светлана Викторовна Жук # 4 июля 2016 в 16:26 +1
Добрый вечер! Большое спасибо за добрые слова!
Ирина Николаевна Ступченко # 4 июля 2016 в 17:28 +1
Светлана Викторовна! Очень важная и полезная информация. Беру Вашу работу в закладки. Голос!
Светлана Викторовна Жук # 5 июля 2016 в 05:23 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Большое спасибо за поддержку!
Олеся Андреевна Малахова # 5 июля 2016 в 03:34 +1
Здравствуйте! Очень полезная информация,особенно для молодых специалистов,например , таких как я.
Светлана Викторовна Жук # 5 июля 2016 в 05:24 +1
Здравствуйте, Олеся Андреевна! Большое спасибо за добрые слова!
Тамара Васильевна Енина # 6 июля 2016 в 09:12 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна, очень добротная статья.Актуальная, нужная, полезная. Согласна с Вами в том, что обстановка на уроке -важный момент для восприятия материала.Успехов Вам в работе,хорошего отпуска, новых позитивных идей.Голос.
Светлана Викторовна Жук # 7 июля 2016 в 10:15 +1
Добрый день, Тамара Васильевна! Большое спасибо за отзыв и поддержку!
Марина Александровна Куди # 7 июля 2016 в 11:59 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна. Спасибо ,что делитесь с коллегами своими знаниями и умозаключениями. Очень важно
передавать свой опыт, умения и знания на только детям ,но и педагогам,только тогда наша работа не потеряется и будет приносить радость и удовлетворение.
Светлана Викторовна Жук # 7 июля 2016 в 12:04 +1
Здравствуйте, Марина Александровна! Ваша оценка для меня важна. Большое спасибо!
Елена Юрьевна Деришева # 9 июля 2016 в 13:46 +1
Полезная информация.Голос.
Светлана Викторовна Жук # 9 июля 2016 в 14:57 +1
Большое спасибо!
Ирина Ивановна Гончарова # 10 июля 2016 в 19:47 0
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Очень важно, что Вы делитесь опытом по созданию благоприятной обстановки на уроках. Несомненно, что использование разных приёмов, направленных на достижение поставленных задач, будет способствовать как усвоению знаний, так и преодолению у детей неуверенности в себе, что свойственно многим ученикам. Примите голос.
Светлана Викторовна Жук # 13 июля 2016 в 08:03 0
Здравствуйте, Ирина Ивановна! Большое спасибо за комментарий и поддержку!
Варвара Георгиевна Золотухина # 13 июля 2016 в 20:07 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна. Очень полезная и интересная статья у вас. Мне очень понравилось. Действительно, атмосфера в классе - превыше всего. Ведь если каждому ученику будет комфортно в классе, его обучение будет гораздо лучше складываться. Спасибо Вам за то, что подняли эту тему. Отдаю вам голос
Светлана Викторовна Жук # 14 июля 2016 в 13:40 0
Здравствуйте, Варвара Георгиевна! Большое спасибо за комментарий и поддержку!
Эльмира Арсланалиевна Муртаханова # 14 июля 2016 в 11:57 0
Очень интересная тема)Создание оптимально-психологического климата в коллективе-это основа всего.Будь то детский или взрослый коллектив..Тема очень актуальна.Примите мой голос!
Светлана Викторовна Жук # 14 июля 2016 в 13:41 0
Большое спасибо!
Светлана Николаевна Игнатюк # 22 июля 2016 в 02:31 0
Светлана Викторовна, ознакомилась с Вашей работой. Спасибо вам за рекомендации, они действительно помогут начинающим педагогам в нашем нелегком труде. Вызывает неподдельный интерес к Вашей работе то, что все описано из личного опыта. успехов Вам.
Светлана Викторовна Жук # 25 июля 2016 в 12:03 0
Большое спасибо за отзыв, Светлана Николаевна!
Юлия Константиновна Сергеева # 24 июля 2016 в 13:27 0
Полезная информация. Всем учителям и всем, кто имеет дело с коллективом детей, очень пригодится. Ведь не приняв во внимание индивидуальные особенности ребенка, не создашь благоприятные условия для его эффективной деятельности.
Светлана Викторовна Жук # 25 июля 2016 в 12:04 0
Большое спасибо за комментарий и поддержку, Юлия Константиновна!
Валентина Сергеевна Вешкина # 26 июля 2016 в 19:43 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Благодарю за приглашение.
Тема значения благоприятного климата на уроке не нова, как педагог-психолог могу сказать: "Никакие стандарты не смогут поднять настроение и результативность урока без благоприятного психологического климата!" ВЫ в статье очень точно адресуете вопросы учителям о внимании к каждому ребенку, о необходимости настроя на урок не со звонком, а заранее, еще на перемене, дети как взрослые -все разные и каждый день несут в школу свое настроение, работоспособность и даже болячки...Как быстро учитель сможет "прочитать" каждого, подобрать на данный момент нужный "ключик"! (порой очень молодой учитель быстрее справляется с таким заданием, чем опытная важная дама).
Примите голос!
Светлана Викторовна Жук # 27 июля 2016 в 19:27 0
Здравствуйте, Валентина Сергеевна! Большое спасибо за отзыв и поддержку!