Конкурсы для педагогов и детей

Разработка урока ОПК в 4 классе. Таинство причастия

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: "Таинство причастия"
Автор: Зинченко Светлана Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ СОШ №6 посёлка Газырь,Выселковский район
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль ОПК в 4 классе. Таинство причастия.
Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.
Задачи
предметные: - раскрыть сущность таинства Причастия;
личностные: - формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям православия;- воспитывать уважение к традициям православного мира, историческому прошлому и настоящему нашей Родины;
метапредметные: - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Ключевые слова:
храм, христианские Таинства, Тайная вечеря, икона, литургия, Церковь.
I.Организационный момент.
1 . Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
2. - Сегодня наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения неизвестного поэта. Вы прослушайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос: кому посвящены эти строки?
Пока живу - Тебе молюсь.
Тебя люблю - дышу Тобой.
Когда умру - с Тобой сольюсь,
Как звёзды с утренней зарёй.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть Благодарю!
•Итак, ребята, кому посвящено это произведение? (Богу, Всевышнему)
•Какие строки или слова указывают на это? Зачитайте.
•За что благодарит Бога автор? Подтвердите словами стихотворения.
•А почему поэт благодарит Бога? Подтвердите словами стихотворения.
Да, ребята, Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю для искупления грехов человеческих и для того, чтобы научить жить нас по законам Божьим.
II. Введение в тему.
Ребята, мы с вами уже говорили о том, что христианская вера является последованием учения Иисуса Христа, а его учение очень велико.
Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.
Тема нашего урока “Таинство Причастия”.
1.- В ходе нашего урока, мы с вами должны ответить на 3 вопроса :
•Как Христос передал Себя ученикам?
•Что такое Причастие?
•Что такое литургия?
В конце урока мы вернёмся к ним и ответим на них самостоятельно.
2. - На наших уроках мы уже говорили о том, что православные христиане стараются как можно чаще посещать храм. Давайте попробуем найти ответ на вопрос: «А зачем люди ходят в церковь?» (Дети высказывают свое мнение. Педагог обобщает.)
- Любоваться иконами, слушать пение хора, ставить свечи и даже молиться можно и дома, для этого не нужен храм. Главное, для чего люди возводят церкви – это для совершения таинств.
3. Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». (Если затрудняются, можно прочесть сказку). Каков урок этой сказки? Козлята попадают в беду за непослушание.
Итак, непослушание - зло, за которое следует наказание.
4. Отгадайте загадку:
И у этих, и у тех,
Даже, может быть, у всех,
К сожалению бывает,
И людей одолевает
Зло. Оно зовется… (грех)
Мы говорили с вами, что зло называют грехом. Что же такое грех? (Это плохие мысли и поступки).
Грех- это болезнь, которой люди болеют, если нарушают заповеди.
Часто ли мы грешим? Ведь далеко не всегда мы выполняем заповеди. Однако сами не всегда грехи видим. А можно ли справиться с грехом? Как вы думаете, как это сделать, просто ли это? Если мы с вами испачкались, что мы делаем? Моемся.. Вот и грех- невидимая грязь, от которой в церкви есть лекарство – специальное «таинство».
5. Что такое, по-вашему, тайна? (дети отвечают)
Тайна 1. То, что намеренно скрывается от других; секрет.
2. То, что еще неизвестно, не стало доступным познанию.
Вот и слово «тайна» означает, что человек как бы стоит перед некой стеной, за которой скрыто невидимое, недоступное и непонятное.
III. Работа по теме урока.
А начнём мы с события, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется “Страстная седмица”, то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте.
Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться “Тайная вечеря”.
Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова “вечер” и означает “ужин”. Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды.
* Посмотрите на икону “Тайная вечеря” ( на слайде). Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики (такие столы в то время были в моде).ммИ над всеми, кроме одного сияет божественный свет.
- Скажите, а почему один из учеников им не озарён?
- Кто это? (Иуда из Кариота)
- Хорошо!
Итак, следуем дальше.
- Ребята, прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов Господь совершил ритуал омывания ног своим ученикам.
* Посмотрите на слайд, изображающий это действие.
- Определите и докажите, это картина или икона?
- Рассмотрите внимательно эту картину:
Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам.
- Как вы думаете, зачем Иисус сделал это? (варианты ответов детей)
Подведём итог: во-первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам, а во-вторых, для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?
Таким образом, Он показал им , что все равны!
Затем Он воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благославил его, преломил и дал ученикам, сказав: “Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое” (пояснение слов ученикам)
Потом Он взял чашу с виноградным вином, благославил её и подал апостолам, говоря: “Пиите от нея вси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов”.
Так Иисус Христос установил одно из великих таинств православной церкви Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.
Причастив их, Спаситель оставил заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нём. Причастие Христу и Церкви называется таинством.
Всего таинств семь:
- В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии.
Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.
Ребята, литургия имеет различные названия. Первое название - греческое, означает “общественная служба” и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.
Обратите внимание на слово “умилостивительная”. Как вы его понимаете?
В апостольское время, то есть когда жили апостолы,“Литургия” называлась “преломлением хлеба”.
Посмотрите на слайд (на слайде священник, ломающий хлеб).
•Кто на нём изображён? (Священник)
•Что он делает? (ломает хлеб)
•Вот поэтому и называлось так это Таинство.
Во время литургии, в самой первой части, которая называется Проскомидия, приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия.
Хлеб для Причастия называется Просфора .
Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит это, никто объяснить не может, даже ангелы.
- Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила.
Для того чтобы причаститься необходимо, как минимум три дня попоститься (во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах, накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах.
В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смертьи Воскресение Христа. По Окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.
- Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой бога.
IV. Итог.
Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященные великому Таинству:
И нет на свете выше счастья:
Пред Чашей разомкнуть Уста,
Принять Священное Причастие
И стать частицею Христа.
В этих строках автор главную цель этого Таинства: стать частицею Христа.
V. Рефлексия.
А теперь вернёмся к главным вопросам урока.
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме Причастия) .

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы» Конспект урока по ОПК 4 класс. Культура и религия Конспект открытого урока по технологии в 4 классе с презентацией Конспект урока по чтению в 4 классе школы VIII вида Крылов "Чиж и голубь"

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение

Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс
Опубликовано: 878 дней назад (16 июля 2014)
Просмотров: 6447
Рубрика: ОРКСЭ
+14
Голосов: 14
Марина Викторовна # 16 июля 2014 в 20:43 +2
Самой интересно стало.очень хорошо
Светлана Владимировна Иванова # 21 июля 2014 в 22:30 +2
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Спасибо за приглашение. С большим интересом читала Вашу разработку.
Очень понравилось! Мне придётся через год впервые вести этот предмет и Ваш конспект будет служить мне образцом! Мне кажется, очень трудно раскрывать такие понятия как Литургия, Проскомидия, Причастие. Вы делаете это доступно. На уроке Вы воспитываете в детях уважение к традициям православного мира. Спасибо за предоставленный материал. Беру к себе в закладки, а Вам мой голос!
Светлана Викторовна Зинченко # 22 июля 2014 в 14:48 +1
Большое спасибо, Светлана Владимировна. У меня в этом году 2 класс,а ОРКСЭ (ОПК) я веду со своего 4-го, 3 раз протаптывать эту тропинку буду в следующем 4 классе. Муж шутит :"Школьная матушка". В первый год было очень тяжко, много самой надо было пройти. Верите, даже мужа сооблазнила пройти через венчание. А здорово!
Инна Владиславовна Соколовская # 21 июля 2014 в 23:40 +25
Вершина благ… вершина всех желаний:
В намоленности Храма, как печать,
Вершиной всех земных пожертвований,
Христово таинство – причастие принять.
И окунуться в благость осознанья,
Что Дух Святой проник в твой мир и плоть,
Что ты в одном с Творцом существованьи,
Что ты помазан, как и Сам Господь.
С причастием - любовью захмелею,
Направлю взор я к Божьему лицу;
Для душ людских нет ничего важнее
От таинства – причастия к Творцу.

Светлана Викторовна, с большим интересом ознакомилась с вашей разработкой по Основам православной культуры. Очень хорошо, что Вы знакомите детей на уроках с Таинствами Православной Церкви. Дети должны знать и иметь представления, что Православные Таинства – это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, что именно через них верующим сообщается невидимая Божественная благодать. Проведя такой урок, Вы неприменно должны сводить детей в храм или свозить в паломническую поездку и уже на практике показать Православные Таинства. Спасибо за приглашение посетить ваш блог.
Светлана Викторовна Зинченко # 22 июля 2014 в 14:55 +1
Инна Владиславовна, спасибо за тёплые слова. А с нашим замечательным Батюшкой из храма мы дружим. Такие темы дети с большим удовольствием впитывают в храме. Родители пишут согласие. что они не возражают против исповеди и причастия. У меня были дети, которые со слезами проходили через это, а родители говорили после таких поездок спасибо.
Татьяна Владимировна Ермошина # 22 июля 2014 в 00:56 +2
Здравствуйте! В наше время тема веры очень востребована и в тоже время невероятно сложно найти в общении с детьми на уроках ОРКСЭ ту грань, которая разделяет "навязывание" веры и простое знакомство с понятиями, культурой других религий и т. д. Часто присутствует непонимание со стороны родителей. Спасибо за материал! Желаю Вам удачи!
Светлана Викторовна Зинченко # 22 июля 2014 в 15:00 +1
Спасибо за отзыв. Но , ведя предмет основы православной культуры, я очень много узнала сама, мне было это интересно постичь то, от чего столько лет в те давние времена уводила детей в антирелигиозных беседах. Всё таки правильное решение принято при введении предмета ОРКСЭ.
Вера Александровна Орехова # 22 июля 2014 в 21:29 +1
Спасибо за познавательный материал. Благодаря такому занятию, у детей формируется представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан. И, конечно же, необходимо формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям православия с раннего детства. Хороший материал. Голосую +1. Желаю удачи!!!
Инна Владиславовна Соколовская # 23 июля 2014 в 22:45 +24
Входите в Церковь тихими шагами.
Входите в церковь с радостной душой,
поскольку здесь за Царскими Вратами
другая жизнь, и мир уже иной.
Здесь Божий Храм и на молитву с Богом
приходим мы оставив грешный мир;
Здесь нам покажут верную дорогу
и пригласят на невечерний пир.
Здесь вкусишь ты плоды Святаго Духа,
и здесь поймешь, что все еще не жил.
Что самая главнейшая наука,
чтоб в сердце всех и каждого любил;
Что здесь притворство Богу не угодно,
поскольку в нем самом неправды нет,
здесь истина доступна и свободна,
а где притворство - там свободы нет.
Входите в Церковь тихими шагами,
входите в Церковь с радостной душой,
поскольку здесь за Царскими Вратами
другая жизнь, и мир уже иной.

Светлана Викторовна, замечательно, что Вы бываете в храме с детьми. Знаю, как это порой бывает трудно пробить стену, и сколько при этом бывает искушений. У нас семь Таинств Православной Церкви, так что Вам необходимо продолжить разрабатывать методические разработки и дальше. Мы будем ждать новых работ. Божьего Вам Благоденствия и Помощи Божией в вашем нелегком труде.
Светлана Викторовна Зинченко # 24 июля 2014 в 08:19 +2
Инна Владиславовна, большое спасибо за Ваш отзыв: душевно, приятно, трогает душу. Ещё раз-СПАСИБО!
Рита Шотаевна Чобанян # 13 сентября 2014 в 16:18 0
Светлана Викторовна. Мне очень понравился Ваш материал.
В процессе таких мероприятий, формируются представления о важных патриотических и нравственных ценностях, отношения к ним, оценки того или иного поступка, уважительному отношению к истории родного края, к людям старшего поколения. Спасибо! Удачи Вам!
Павлова Лидия Васильевна # 15 марта 2015 в 10:11 0
Светлана Викторовна, хорошая разработка, небольшое дополнение. Дмитрий Мережковский Бог О Боже мой, благодарю За то, что дал моим очам Ты видеть мир, Твой вечный храм, И ночь, и волны, и зарю... Пускай мученья мне грозят, - Благодарю за этот миг, За все, что сердцем я постиг, О чем мне звезды говорят... Везде я чувствую, везде, Тебя Господь, - в ночной тиши, И в отдаленнейшей звезде, И в глубине моей души. Я Бога жаждал - и не знал; Еще не верил, но любя, Пока рассудком отрицал, - Я сердцем чувствовал Тебя. И Ты открылся мне: Ты - мир. Ты - все. Ты - небо и вода, Ты - голос бури, Ты - эфир, Ты - мысль поэта, Ты - звезда... Пока живу - Тебе молюсь, Тебя люблю, дышу Тобой, Когда умру - с Тобой сольюсь, Как звезды с утренней зарей. Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала. Тебя за полночь и зарю, За жизнь и смерть - благодарю!.. Спасибо.