Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ на тему: Семья

Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) «Вся семья вместе- и душа на месте»
МОУ-СОШ №4 структурное подразделение МДОУ- детский сад № 10 г. Маркса Саратовской области
музыкальный руководитель Дергачева Светлана Вячеславовна

Цель: Показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.
Задачи: Образовательная: определить значение семьи в жизни человека. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры: послушание, совесть, трудолюбие, любовь, родители и т.д.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье. Воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к семье, послушание, смирение, трудолюбие; желание жить по законам Божьим.
Развивающая: развитие у детей творческих способностей, познавательной активности.
Оборудование: икт: проектор, нетбук, записи русских народных песен, мультимедийный экран, слайд-шоу «Вся семья вместе –и душа на месте», элементы костюмов, веник, метёлка, тучки и солнышки по количеству детей, свеча « Отец и сыновья»Толстой Лев Николаевич , «Дедушка» К .Д. Ушинский
Словарная работа: родители, любовь, послушание, семья, почитание.
Ход НОД:
СЛАЙД 1 (Заставка) Дети входят парами под р.н.п. «Балалайка»
- Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»- Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам: «Благости!»- Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам: «Радости, удач,успехов и везенья!»- и пожелать и детям и гостям Прекраснейшего настроения.
В начале нашей встречи я хочу загадать вам загадку.
Если взять любовь и верность, К ним добавить чувство нежность, Все умножить на года, Что получится?...
Дети: Семья!
- А кого вы представляете, когда слышите слово семья.
Ответы детей (это мама, папа, дети, бабушка, дедушка, родственники, родные люди)
-Вы любите сказки, интересные истории?
Дети: Да.
-Тогда слушайте.
( русская народная песня «СВЕТИТ МЕСЯЦ» ) СЛАЙД 2 (деревня)
-Ни далеко ни близко, ни высоко ни низко, ни в наши дни, а в стародавние жил-был в деревне молодой мужик один-одинешенек. Был он небогат, оно и понятно: «одна пчела немного меду натаскает». Жил он без радости: «изба детьми весела», а «один – и у каши сирота». Сядет за стол (Парень сидит за столом подперев голову), а одному ни есть, ни пить не хочется. Затянет он песню русскую старинную про высокий дуб, что стоит один-одинешенек среди долины, будто рекрут-солдат. Поет про дуб, а выходит, вроде бы про себя, про тоску свою горькую. (Парень поет первый, второй куплеты русской народной песни «Среди долины ровныя».)
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Растёт цветёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый
Один у всех в глазах,
Один, один бедняжечка,
Как рекрут на часах.

-Услыхала эту песню соседка, что мимо по воду шла, постучала в окошко и говорит:
– Полно тосковать-то! «Без дела сидит да в пустой угол глядит!» Нанимайся в пастухи! Работа хорошая!
Он и пошел.
СЛАЙД 3(Пастух)
- А к пастухам в деревне отношение особенное. Всякий знает, что пастух целыми днями скотину пасет, и еду готовить ему некогда, поэтому люди каждый день по очереди пастуха к себе в избу приглашают, сытно угощают.
СЛАЙД 3 Деревня
-Деревня-то одна, а житье-бытье в каждой семье разное: «что ни дом, то свой обычай». Вот наш пастух ест-пьет, а сам вокруг себя поглядывает, прислушивается да уму-разуму учится. Народ так говорит: «Около людей потрешься – ума наберешься».
СЛАЙД 4 (Изба)/i]
В первый день позвали его в избу, где жили хозяин с хозяйкой, а с ними сыночек маленький да старый дедушка.
СЛАЙД 5 (изба внутри)
-Проходи, гостем будешь.
Усадили пастуха за стол, потчуют, а пастух угощается да по сторонам посматривает.
« Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
-Что ты делаешь, дитятко? -спросила у него мать.
-Коробочку, -отвечает дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и головы опустили. Стыдно им стало за то, что они так старика обижали. Привели они дедушку, за стол посадили и стали за ним ухаживать.»
Посмотрел на все это пастух и подумал: уважай старика, сам когда-нибудь старым будешь, а «где старость, там и слабость». «Подсади дедушку на печку, и тебя потом внуки подсадят». Поел, поблагодарил хозяев и ушел.
Ведущая.
- Ребята. Как вы думаете, какую заповедь нарушили в этой семье?
Дети:- Почитай отца и мать.
Правильно. Если мы будем чтить и уважать своих родителей, то и нас будут почитать наши дети.

- Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка".
Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
-Вы помогли маме вымыть посуду?
-На прогулке испачкали куртку?
-Убрали за собой игрушки?
-Заботишься о бабушке, она приболела?
-Подрался с другом?
-Помог папе в хозяйственных делах?
-Поздравил деда с днем рождения?
-Забыл покормить своего питомца?
-А что же было дальше?
СЛАЙД 6 (Изба 2)
-На следующий день пошёл пастух в другой дом.
– Заходи, гостем будешь, – хозяйка его встречает,
СЛАЙД 7 (внутреннее убранство)
а хозяин в горнице своих сыновей поучает, велит им в дружбе жить, а они не слушаются, дерутся.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит :-Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
-Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь- вас всякий легко погубит.
Покивали братья головами, поклонились старику: – Спасибо, отец, за науку. Больше ссориться не станем, будем в дружбе жить.
Пастух поблагодарил хозяев и говорит: «Доброе братство дороже богатства».
Хозяйка. Ребята, кто в дружбе живёт, того скука не берёт. Покажем, как мы веселиться умеем?
Дети. Покажем.
Игра «Метелка»
Дети встают в пары, хлопают в ладоши и поют. Водящий встает в центр круга и с метелкой тоже поет, он может повторять ее, сколько захочет, по окончании песни он бросает метелку. Дети в парах, как и водящий, должны образовать новую пару. Кто остается без пары тот и становится водящим.
Слова: Жила- была бабка на широкой печке
Захотелось бабке искупаться в речке.
Взяла бабка мыло, мыло и мочало.
Эту песню хорошо начинать сначала.
1-2-3- с метелкой ты.

Вот еще один день к концу.
- Долго ли, коротко ли ходил пастух по деревне – заходит однажды в избу,а там и тепло, и светло тут и мать, и отец, и бабушка, и дедушка, а детей и внуков – сразу и не сосчитаешь
СЛАЙД 8 (изба 3)
СЛАЙД 9 (внутри),
СЛАЙД 10(семья).
Ребёнок читает потешку.
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются,
Две Дашки у кашки питаются,
Две Ульки в люльке качаются,
Две Аленки в пеленках улыбаются…

И все друг другу рады, а больше всех – матушка: «Вся семья вместе – и душа на месте». Гостя за стол усадили, вволю накормили, напоили, развеселили.
Песня «Радость моя»
Ветер стучится в стекло (движение рук вверху, покачиваясь)
Звёзды дрожат за окном
В доме тепло и светло
Вся семья за столом (круговое движение рук вперед)
Вся семья за столом
Мамы улыбка моей
Мне всех дороже наград
Ярче горячих свечей
Папин ласковый взгляд
Папин ласковый взгляд
Припев:
Будем шутить, будем играть (поочередное движение рук в стороны)
И говорить и вспоминать
Это наш дом, наша семья (круговое движение рук вперед)
Счастье моё, радость моя (сложить руки на груди)
В разных заботах у нас
День беспокойный прошёл
Вечером дома сейчас
Вместе нам хорошо
Вместе нам хорошо
Время торопит свой век
Путь и дорога своя
Но в моём сердце на век
Папа мама и я
Папа мама и я (приложить руки к сердцу)

Пастух. Вот какую семью я хочу: чтобы и у меня в доме так же весело стало: чтобы и жена рядом была, и малые деточки.
Хозяйка:
Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети.
Дети - это счастье, дети - это радость Дети - это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это нам награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.
Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности:
СЛАЙД 11 (ценности)
любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.
Хозяйка. Семья – это очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить своим близким любовь, терпение, уважение и понимание. У меня есть волшебный огонёк от семейного очага этой большой дружной семьи. Я передам его вам, а вы –друг-другу и каждый пусть скажет, какой же должна быть семья?
Дети передают друг другу огонёк и называют эпитеты семьи: -в семьях любят друг друга, -весело и дружно живут все вместе. -в семье должен быть мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. -дети должны уважать своих родителей, любить их, быть послушными.
-в семье работать не ленятся, -родных почитают, -друг друга любят да уважают, -а где любовь да совет, там и горя нет.
Хозяйка. А сейчас прижмите ладошки к своему сердцу и сохраните тепло семейного очага в сердце на всю жизнь.
Для наших гостей в подарок мы приготовили символ российской семьи- ромашку.
СЛАЙД 12 (ромашка)
Пусть она служит напоминанием о нашей встрече.
Дети дарят гостям подарки , прощаются и выходят из зала.

Список используемой литературы
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Конспект НОД для детей с ОНР в старшей группе. Лесные жители Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада Конспект интегрированной НОД в старшей группе
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе ДОУ на тему: Осень
Опубликовано: 31 день назад (7 ноября 2016)
Просмотров: 83
+1
Голосов: 1
Анна Игоревна Болычева # 7 ноября 2016 в 19:27 0
Здравствуйте, очень важная тема затронута в данной методической разработке. Очень полезно обьяснить детям, что нужно заботиться о старших, уважительно относиться к возрасту, хорошо вести себя по отношению к родителям. В этой разработке в игровой форме показаны основные семейные ценности. Считаю очень полезной данную разработку. Спасибо
Анна Игоревна Болычева # 7 ноября 2016 в 19:27 0
Здравствуйте, очень важная тема затронута в данной методической разработке. Очень полезно обьяснить детям, что нужно заботиться о старших, уважительно относиться к возрасту, хорошо вести себя по отношению к родителям. В этой разработке в игровой форме показаны основные семейные ценности. Считаю очень полезной данную разработку. Спасибо
Кадрия Фяритовна Антошкина # 9 ноября 2016 в 21:39 0
Очень актуальная тема затронута в вашей разработке. Буду ждать следующих Ваших публикаций на эту тематику. Вам голос!