Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи ребенка в норме до 3 лет

Развитие речи малыша в норме до 3 лет.
Автор:учитель-логопед Клокова Светлана Вячеславовна, г. Арзамас, МБДОУ д/с № 39.
Описание: Статья о развитие речи ребёнка в возрасте до 3 лет (включительно) будет интересна в первую очередь родителям,учителям-логопедам, а так же педагогам детских дошкольных учреждений.

Тема: Развитие речи малыша в норме до 3 лет
Задачи:
* Помочь родителям проанализировать развитие речи своего ребёнка до 3 лет;
* Узнать нормы развития речи в 1, 2, 3 года;
* Научить грамотно строить речевое общение с малышом.

К концу первого годаребёнок понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, подкреплённую жестами («поцелуй маму», «дай ручку»). В активной речи малыша появляются первые «лепетные» слова. Запас слов не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть и те, которые не имеют в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Обычно, малыш произносит ударные слоги знакомых слов: «КА» - каша, «ПУ» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА» и т.д. К концу первого года обычно ребёнок усваивает звуки А О У М Б П Г К.

К двум годам дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
Малыш понимает значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на стул).
Может выполнить просьбу взрослого, состоящую из двух частей (пойди на кухню и принеси ложку).
Уже понимает обобщающее значение однородных предметов (любой стол- это стол, любой стул- это стул).
К концу второго года в активном словаре ребёнка может насчитываться от 50 до 400 слов. Обычно это слова - существительные, обозначающие игрушки и окружающие ребёнка бытовые предметы, а так же глаголы, обозначающие простые действия.
Малыш может задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
Ребёнок пользуется предложениями, состоящими из 2-4 слов, но речь пока аграмматична.
Характерно неправильное звукопроизношение многих звуков.
Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: может сказать слово верно, может заменить какой-то звук, или не произнести какой- либо звук вообще.
Слоговая структура многосложных слов так же нарушена (не произносят слог в середине слова).
Используют местоимения Я, ТЫ, МНЕ.
Обычно ребёнок усваивает звуки П Б М A В Т Д Н К Г Х.
Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

К 3 годам ребёнок использует фразы из трёх слов. Понимает и начинает использовать в речи множественное число существительных и глаголов.
Называет своё имя, пол, возраст.
Выполняет задания «положи кубик под подушку» и т.д.
Ребёнок начинает понимать не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребёнка - он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Малыш постепенно начинает внимательно слушать и понимать небольшие рассказы с новым содержанием. Причём это такие рассказы, которые ребёнок слушает без помощи иллюстраций. Это очень важно - понимать речь саму по себе. Без использования жестов, картинок и игрушек, тот кто говорит, может только с помощью речи передать слушающему то, что хочет сказать «Во-о-о-т какой большой торт принёс папа!»
Рассказы, которые рассказывает взрослый малышу должны быть небольшими и представлять собой чёткую последовательность нескольких простых и определённых событий, каждое из которых понятно и знакомо ребёнку. Их цель - научить ребёнка воспроизвести в воображении то, о чём говориться в рассказе.
Вспомним рассказ Л.Н. Толстого для детей: «Пришла вода, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали». Здесь всего лишь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Значение и ценность таких классических рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребёнка слушать и понимать всё более сложные рассказы.

Литература: Домашний логопед/ Н.Г. Вологодина/-Ростов н/Д.:Феникс, 2006-256с.-( Неотложка для родителей).

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребёнка до года Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР Как развивать речь ребенка с раннего возраста Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет

Как научить ребёнка говорить

Скороговорки для детей

Изучение гласных звуков и букв с помощью здоровьесберегающей технологии «биоэнергопластика» | Развивающие технологии в логопедии
Опубликовано: 21 день назад (13 ноября 2016)
Просмотров: 189
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Алла Ивановна Ефимова # 20 ноября 2016 в 10:12 +1
Очень хорошая получилась консультация для родителей.
Все подробно расписано.
Примите голос.
Елена Григорьевна Полякова # 22 ноября 2016 в 12:16 +1
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна, примите голос!
Уверена, что Ваша консультация будет полезна широкому кругу людей,
включающему не только педагогических работников. Очень важно то, что
она даёт ориентиры в развитии речи ребёнка. Хотелось бы также уточнения,
какие звуки усваивают дети к 3-м годам. Это важно.
Спасибо за публикацию, желаю новых творческих успехов! С уважением, Е.Г.