Конкурсы для педагогов и детей

Программа кружка для детей 3-5 лет

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги для детей 3-5 лет «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края

Описание: Работа будет интересна педагогам ДОУ и дополнительного образования для организации кружка, основной целью которого является развитие мелкой моторики ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность кружка «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах:
- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
- аппликация, оригами, пластилинопластика, тестопластика, торцеварие.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года, 32 занятия в год.
Форма работы – групповая, не более 10 человек.
Занятия проходят во второй половине дня. Для этих целей оборудован специальный кабинет с индивидуальными местами для каждого ребенка, проектор, ноутбук.
Занятия рассчитаны на детей 3-5 лет
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Скрепление различных деталей.
7.Нанизывание различных предметов.
8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы.
9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
10.Лепка предметов из теста.
11.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскотной рисунок.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, объемной аппликации, торцевания, тестопластики, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Гениальность на кончиках пальцев», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Прогнозируемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
• Научатся различным приемам работы с бумагой;
• Познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов
• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная, ;
• Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
• Овладеют навыками культуры труда;
• Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия проходят 1 раз в неделю для детей 3-5 лет. Продолжительность одного занятия 30 минут. В дальнейшем 30 минут мы берем за один условный час. Количество часов в год – 32.

Наименование разделов и тем
I.-ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 9 часов
1.-«В гости к солнышку» - завитки-1 час
2.-«Посчитаем цыплят» - ватный диск-1 час
3.-«Листопад» - пластилин-1 час
4.-«Рябинка алая» - пластилин-1 час
5.-«Грибок» - аппликация из кусочков цветной бумаги – 1 час
6.-«Репка» - шарики из салфетки-1 час
7.-«Цветок из петелек»-1 час
8.-«Заготовки» - торцевание-1 час
9.-«Солнечный цветок» - семечки-1 час
II-В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ-11 часов
10.-«Снеговичок» - шарики из салфетки-1 час
11.-«Елочное украшение» - тесто-1 час
12.-«Подарок для елочки» -1час
13.-«Овечка» - завитки-1 час
14.-«Варежки» - аппликация-1 час
15.-«Снежный домик» - аппликация из крупы-1 час
16.-«Масленица» - оригами-1 час
17.-«Снегири прилетели» - аппликация объемная-1 час
18.-«Мое сердечко» - торцевание-1 час
19.-«Галстук для папочки» - оригами-1 час
20.-«Сердечко» - тесто-1 час
III.-ВЕСНА – КРАСНА -12 часов
21.-«Цветочек» - аппликация-1 час
22.-«Вербочки» - шарики из салфетки-1час
23.-«Пасхальное яйцо» - тесто-1 час
24.-«Светофор» - аппликация-1 час
25.-«Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами -1 час
26.-«Ракета» - оригами-1 час
27.-«На морском дне» - оригами-1 час
28.-«Цветочек» - объемная аппликация-1 час
29.-«Посидим, поговорим» - оригами-1 час
30.-«Букет для ветерана» - цветочек из салфеток-1 час
31.-«Бабочка» - аппликация - 1 час
32.-«Ромашки» - цветочек из салфетки-1 час
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Собрания - Выход на общее родительское собрание и групповые собрания с целью ознакомления родителей условиями и содержанием дополнительной образовательной услуги «Умные пальчики»-Сентябрь
2. Консультирование, практикумы:
- Индивидуальное консультирование
- Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста через выполнение творческих заданий» - В течение года
3. Наглядно – просветительская работа:
- Выпуск буклета «Гениальность на кончиках пальцев».
- Материал в родительский уголок «Способы развития мелкой моторики детей»-1 раз в полугодие
4. Дни открытых дверей - Просмотр занятий «Цветок из петелек», «Ромашки»
5. Творческая выставка коллективных работ-«Подарок для елочки»,«На морском дне»
«Салют победы»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
4. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.
6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
7. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
8. С. К. Кожохина, Е. А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества». Ярославль 2007.
9. М. М. Евдокимова «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.
10. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в средней группе Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в старшей группе Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы Тематическое планирование в старшей группе. Кружок ПДД

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Аппликация Варежка из бумаги в подготовительной группе | Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
Опубликовано: 668 дней назад (4 февраля 2015)
Просмотров: 6719
+8
Голосов: 8
Наталья Сергеевна Мыжевских # 4 февраля 2015 в 19:44 +1
Здравствуйте, Светлана Владимировна! Материал содержательный и полезный. Принимайте голос!!!
Надежда Анатольевна Халимуллина # 4 февраля 2015 в 19:45 +2
Здравствуйте, Светлана Владимировна! Примите мой первый голос! Как хорошо, что есть такие воспитатели, которые неравнодушны к развитию детей! Действительно - роль развития мелкой моторики трудно переоценить. Тем более, что многие родители этому занятию уделяют очень мало времени. Правильно Вы говорите о том, что начинать развивать детей необходимо как можно раньше. Пригодится многим и Ваш учебно-методический план. Заметно, что и работу с родителями проводите регулярно, ведь только наша совместная работа по развитию детей приносит плоды. Успехов Вам!
Светлана Владимировна Бузмакова # 4 февраля 2015 в 19:52 0
Огромное спасибо за приятные слова. Работа и правда приносит свои результаты. Программа уже адаптирована. Я работаю по ней второй год. Дети и родители довольны. Удачи и Вам.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 февраля 2015 в 19:58 +1
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение. Интересный курс. Думаю, что такие занятие будут очень полезны для детишек. Посещая эти занятия, дети очень многому научатся: и работать с бумагой, и лепить, и многое-многое другое. А главное - это общение, ощущение ситуации успеха, а любому это важно, особенно детям 3 - 5 лет. Очень интересный курс. Творческий успехов Вам!
Светлана Владимировна Бузмакова # 4 февраля 2015 в 20:04 0
Спасибо за отзыв. Можно адаптировать программу для своих детей и по своим интересам. Суть работы от этого не поменяется. Спасибо за комментарий.
Гульназ Талгатовна Гильманова # 4 февраля 2015 в 20:45 +1
Светлана Владимировна, отличный материал! +1, мой голос за вас.
Елена Владимировна Мещерякова # 4 февраля 2015 в 20:51 +1
Спасибо за отличный пример оформления программы. Тоже есть по лепке, хочу поделиться на страницах данного сайта. Как бы ваш материал добавить в закладки?
Развитие мелкой моторики в детстве - залог хорошего письма и речи в недалеком будущем.
Елена Николаевна Лебедева # 4 февраля 2015 в 21:11 +1
Светлана Владимировна, спасибо за публикацию. Познакомилась с вашей программой. Конечно, еще есть над чем поработать (части занятия, например. В соответствии с ФГОС ДО алгоритм может быть другим, не стандартным). Но это ваш выбор. Наверняка приносит хорошие " плоды". Только исправьте, пожалуйста, пока есть время: список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы. Уберите это слово. Просто: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Успехов Вам!
Светлана Владимировна Бузмакова # 5 февраля 2015 в 04:50 0
Спасибо Елена Николаевна за внимание к работе. Почему Вам не понравилось слова ИСПОЛЬЗОВАННОЙ, ведь именно так оформляется список источников во всех курсовых и дипломных работах согласно стандарта по оформлению документации. А что касается организации занятий - это выбор каждого педагога. Я вообще не хотела выкладывать учебно-методическую часть, но потом вспомнила, что когда сама составляла программу, то очень много времени потратила на его составление, поэтому оформила кратко, чтобы облегчить труд другим. Спасибо за комментарий.
Снежана Андреевна Копенкова # 5 февраля 2015 в 00:44 +2
Здравствуйте! Светлана Владимировна! Ознакомилась с вашей программой. Вами проделана огромная работа, да на весьма актуальную тему (развития мелкой моторики) Которая всегда совершенствуется в своих направлениях и требует не малых усилий и внимания!Спасибо вам, за проделанную работу +1
Елена Ивановна Шабарова # 5 февраля 2015 в 13:20 +1
Очень интересный и полезный материал! Беру в закладки. Голос.
Тамара Александровна Новичкова # 5 февраля 2015 в 20:09 +1
Светлана Владимировна, принимайте голос! Очень интересную программу вы опубликовали. Развитие мелкой моторики трудно переоценить в развитии ребёнка. И чем раньше родители будут обращать внимание на развитие своего ребёнка, тем меньше будет проблем с возрастом. Ведь это залог того, что ребёнок в школе лучше будет осваивать азы письма, чтения, преобретёт навыки работы с бумагой, конструктором. Хорошо бы донести ваш материал до молодых пап и мам, поднимать этот вопрос на родительских собраниях. Думаю, что ваша публикация будет востребована. Спасибо, что делитесь своими наработками. +1
Ольга Васильевна Петрова # 6 февраля 2015 в 21:32 0
Спасибо большое за предложенный материал, мне очень импонируют люди творческие, неравнодушные к детям и их занятиям. Успехов вам в работе!
Анна Владимировна Шаповалова # 7 февраля 2015 в 12:24 0
Спасибо за интересную информацию)
Удачи!
Галина Валентиновна Зайцева # 7 февраля 2015 в 19:17 0
Светлана Владимировна! Познакомилась с Вашей прогаммой "Умные пальчики". Чаще всего под названием "Умные пальчикки" подразумевают штриховку, рисованием по клеточкам. Интересно Ваше видение развития мелкой моторики. Спасибо. Вам мой голос!
Светлана Владимировна Бузмакова # 10 февраля 2015 в 17:30 0
Спасибо, Галина Валентиновна, за комментарий. Я согласна, что под развитием мелкой моторики ребенка часто рассматривают именно штриховку. Мы выполняем задания по штриховке. Но детям 3-4 лет интересней выполнять поделки, а вот дети постарше успевают на занятии не только сделать поделку, но и выполнить штриховку.
Вера Александровна Орехова # 8 февраля 2015 в 21:12 0
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение. Полезный и нужный материал Вы предложили, который заинтересует многих педагогов. С Вашего позволения беру себе в закладки и обязательно использую в работе.
Голос +1. Желаю удачи и успехов!!!
Елена Ивановна Кох # 10 февраля 2015 в 15:45 0
Разработка интересная ,но можно бы к ней добавить и работы сделанные детьми!
Светлана Владимировна Бузмакова # 10 февраля 2015 в 17:31 0
Елена Ивановна, заходите в мой блог. Некоторые работы, которые мы выполняем с детьми представлены в виде мастер-классов.
Ирина Александровна Винокурова # 26 марта 2015 в 19:05 0
Светлана Владимировна! Ваша программа меня заинтересовала. Действительно, развитие мелкой моторики играет большое значение для развития детей,особенно речи малыша. Очень здорово, что Вы работаете в данном направлении, так как считаю , что проблема развития мелкой моторики дошкольника очень актуальна на сегодняшний день! Просмотрела мастер-классы. Очень интересные работы. Одна не похожа на другую. Спасибо! Дальнейших творческих успехов!Примите мой голос!