Конкурсы для педагогов и детей

Конспект классного часа в 9 классе. Толерантность

Конспект классного часа в 9 классе по теме «Формируем толерантность»
Некрасова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области.

Описание материала. Данный материал представлен на профессиональный конкурс для учителей и педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» в номинации «Сценарии, конспекты классных часов». Методическая разработка урока окажется полезной для классных руководителей 9-11 классов, студентов педагогических вузов. В данной разработке представлен развернутый конспект занятия.
Описанные приемы могут применяться классным руководителем, педагогом - предметником в беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции учителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использу­ет те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Конспект классного часа, 9 класс.
Тема занятия: «Формируем толерантность»
Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся.
Задачи: 1. Рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности.
2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы. Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: ручки, листы бумаги
Ход занятия.
1.Организационный момент
- приветствие
- пожелание хорошего настроения, активности, взаимоуважения.

2.Вводное слово.
1. - Сегодня мы поговорим о толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
2. - Что же такое толерантность? (ответы учащихся)
Давайте вместе обобщим все сказанное:
Определения толерантности:
1. Сотрудничество, дух партнерства.
2. Готовность мириться с чужим мнением.
3. Уважение человеческого достоинства.
4. Уважение прав других.
5. Принятие другого таким, какой он есть.
6. Способность поставить себя на место другого.
7. Уважение права быть иным.
8. Признание многообразия.
9. Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, идеям, верованиям и поведению.
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

- Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
3. - Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила…
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим,
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).
4. Какое из определений вам импонирует больше всего? (ответы)
5. Определим цели нашего занятия.
-сообщение темы
- постановка актуальности занятия:
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерант­ность - не растворимый кофе, поэтому каждый человек, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодо­ления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцен­тризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толе­рантных форм взаимодействия на практике.
- Классный час призван помочь нам:
* осознать необходимость применения принципов толерантности;
* осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии различных людей;
* освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имею­щими разные стили поведения, разные типы характеров и т. д.;
* осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности.

- При обсуждении материала, соблюдаем правила толерантного общения в группе:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.

2.Основная часть.
- распределение учащихся на 2 группы
- работа в группах по заданиям.

1. Групповая работа «Толерантный человек».
Прием «мозговая атака»
Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.

Задание группе 1.
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги.
- На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы счи­тает себя толерантным.
- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным.
- На каких уроках можно успешно формировать толерантность?

Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерант­ной личности, выпишите их на листе бумаги.
- Возможна ли «толерантность» в среде подростков?
- Как Вы понимаете слова: «Оценка человека и оценка его действия - не одно и то же»?
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?

Материал для беседы:
Толерантная личность:
- Уважение мнения других
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе
- Понимание и принятие
- Чуткость, любознательность
- Снисходительность
- Доверие, гуманизм

Интолерантная личность:
- Непонимание
- Игнорирование
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Выражение пренебрежения
- Равнодушие
- Цинизм
- Немотивированная агрессивность

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

2. Упражнение "Поиск толерантной позиции»
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - монада, в ко­тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Янь» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселен­ная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, кото­рые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении мона­ды, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формиро­вания толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холо­да, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины ... .
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость ... . При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Согласно Э.Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизи­рующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превос­ходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек счи­тает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Прием «Превращение монады»
Представьте себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Попытайтесь сделать рису­нок монады для каждой из двух предложенных позиций. Анализ рисунков.

3. Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов».
Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах.
Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти по­зитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем обсуждается выполненное задание. После выполне­ния задание может выглядеть, например, так:
Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.
Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

4. Упpaжненue «Сильные стороны».
Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
1 этап упражнения. Группам предлагается вспомнить проблемную ситуацию из жизни.
2 этап упражнения. Рассказать другой группе о том затруднении или проблеме, которую определили участники первой группы.
3 этап упражнения. Участники второй группы, выслушав, должны проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны и рассказать о них. Потом группы меняются ролями.

5. Игра «Загадочный апельсин».
Цель: осознать, что чем больше потреб­ность человека в чем-либо, тем менее объективно он воспринимает реальность, в связи с чем увеличивается его интолерантность.
Группам учащихся раздается текст. Из группы выбирается один представитель. Каждому предлагается в течение пяти ми­нут ознакомиться со своей ролью. Одному участнику предлагается роль Петра Зеленого, другому - Ивана Добродушного.
Текст для 1 группы:
Вы Иван Добродушный, вице-президент медицинской ассоциации, занимаю­щейся разработкой вакцины, предотвращающей развитие редкого заболевания, вспышка которого наблюдается в последние три месяца. Несколько тысяч человек пострадали от этого заболевания, поражающего мозг. Опыты показали, что Ваша вакцина, полученная из сока редкого сорта апельсинов, излечивает болезнь на ранних стадиях. К сожалению, только небольшое количество, около 4000 апельсинов, было выращено в этом году. Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Америки, продает партию из 3000 апельсинов. Сока, полученного из этого ко­личества апельсинов, достаточно для производства вакцины. Вам поручено связаться с мистером Кардозой и предложить ему сумму до 250 тысяч долларов.
Вам также стало известно, что некий Петр Зеленый из экологической ор­ганизации собирается вести переговоры с мистером Кардозой по поводу покупки 3000 апельсинов. Предварительно Вы решаете поговорить с Петром Зеленым, чтобы он Вам не препятствовал.

Текст для 2 группы.
Вы Петр Зеленый, председатель известной экологической организации города.
Работаете над проблемой нейтрализации нервно-паралитического газа. Совсем недавно бомбы с экспериментальным газом, которые использовали во время Второй мировой войны, были перевезены для захоронения на небольшой остров у берегов Белого моря. Во время транспортировки две бомбы дали течь. Газ может выделиться в атмосферу в течение двух недель. Если это случится, несколько тысяч людей получат серьезные по­ражения мозга, которые могут привести к смерти. Вы выработали синтетические па­ры, которые при вводе в корпус бомбы нейтрализуют газ. Пары можно получить из кожуры редкого сорта апельсинов, растущих в Южной Америке. К сожалению, только 4000 этих апельсинов было выращено в этом году.
Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Аме­рики, продает партию из 3000 апельсинов. Этого количества достаточно для производства нейтрализатора. Вам также известно, что некий Иван Добродуш­ный из медицинской ассоциации собирается вести переговоры с мистером Кардо­зой, чтобы купить эту партию. Вы можете предложить мистеру Кардозе до 250 тысяч долларов. Но предварительно Вам надо встретиться с Иваном Добродушным, чтобы убедить его не препятствовать сделке.

Далее в течение 5-7 минут участники должны прийти к какому-либо решению проблемы, заявленной в задании.
Ведущий знакомит присутствующих с вариантами решения проблемы, пред­ложенными участниками.
Как правило, участники не обращают внимания на тот факт, что одному партне­ру нужен сок, а другому - кожура апельсинов, поэтому предложенные варианты связаны с проявлением вынужденной толерантности, а бывает, интолерантности.

6. Упражнение «Коррекция позиций»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

3. Заключение
Мы видим, что есть два пути развития личности - то­лерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож­ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

- Выбор за вами. Все в ваших руках.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Участник №314 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект урока биологии в 7 классе. Особенности строения типа Членистоногие | Дидактические игры по биологии, 7 - 8 класс
Опубликовано: 623 дня назад (27 марта 2015)
Просмотров: 5142
+2
Голосов: 2
Ольга # 27 марта 2015 в 18:12 0
Здравствуйте, спасибо за урок, обязательно воспользуюсь Вашим материалом.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 27 марта 2015 в 22:51 +2
Добрый вечер Светлана Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим конспектом классного часа в 9 классе по теме «Формируем толерантность». Очень нужная тема и интересное занятие проведено. Хорошие продуманные задания группам. Замечательные задания тест, а также упражнение «Коррекция позиций» хороший ход для педагога. Думаю, что ребята активны были и выполняли все задания. Мне понравилось ваше внеклассное мероприятие. Примите мой первый голос.
Светлана Владимировна Некрасова # 1 апреля 2015 в 11:46 0
Спасибо за приятные слова.
Алексей Васильевич # 28 марта 2015 в 07:15 0
v
Светлана Владимировна Некрасова # 1 апреля 2015 в 11:46 0
Алексей Васильевич. Спасибо.