Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Различение оттенков одного и того же цвета. Конспект занятия.
Автор: Светлана Владимировна Сафронова, педагог-психолог.
Место работы: МБОУ СОШ №17, городского округа-город Камышин.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ.
Описание материала: Данный конспект может широко применяться в практике работы психологов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. Будет полезна родителям, которые самостоятельно готовят детей к обучению в школе.
Задачи:
уточнение названий цветов и оттенков их словесное обозначение;
формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте (словарь: светлый, темный, светлее, темнее); проведения экспериментов с цветом, приобщение к самостоятельной творческой деятельности;
различение оттенков одного и того же цвета, построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона;
развитие ассоциативно – образного мышления (умения анализировать, сравнивать цвета).
Материалы к занятию: игра «Резиночки», цветные карточки градации цветов, демонстрационный материал.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошками».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!
Разминка. Игра «Резиночки».
Правила игры. Разложите все резиночки. Перетасуйте карты и разместите их рубашками вверх.
Когда все готовы, один из игроков переворачивает верхнюю карту колоды и помещает ее таким образом, чтобы каждый игрок мог хорошо видеть карту. Как только карта открыта и выложена возле колоды, все игроки стараются как можно быстрее подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карте. После того, как все наденут резиночки на пальцы, ребята проверяют, правильно ли другие ребята выполнили задание. Затем, называются цвета резиночек. Карточки можно скачать здесь: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/03/ringlding.html
Основная часть.
Упражнение «Окраска воды».

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.
Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.
Психолог: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кончик кисти, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть до половины, прополаскиваю её в другой баночке, получилась вода темнее, чем в первой баночке. В третью баночку я положу ещё больше краски, я полностью обмакну кисть в краску и промою. Оттенок получился ещё более темного цвета. Ещё раз наберу краску и промою ее в четвертой баночке, и ещё раз обмакну в краску и снова промою кисть в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная. Чем больше мы будем добавлять краску в баночку, тем темнее будет оттенок.
Самостоятельная работа:
Ребята, а сейчас пусть каждый из вас выберет цвет гуаши, который больше нравится. Затем возьмите баночку с прозрачной водой и постепенно понемногу добавляйте выбранный вами (только один) цвет. И понаблюдайте, как будет меняться оттенок в баночке от светлого до темного.
Обсуждение.
Цветные карточки.
Набор из 7 карточек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Как работать с материалом. Карточки одного цвета перемешиваются. Психолог выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки карточек.
Дифференцированный подход. Учитывая уровень развития ребенка, упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 карточек.
Примечание: соседние карточки очень мало отличаются по тону, поэтому ребёнку очень трудно заметить это отличие. Если эта проблема возникнет, можно сначала взять три карточки: самую тёмную, самую светлую и промежуточного оттенка. Когда ребёнок научится их упорядочивать, можно постепенно добавлять по одной из оставшихся табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения:
Из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают карточку, и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
• Построить ряд карточек, начиная с самой светлой, т.е. по принципу сгущения тона.
• Построить ряд карточек, начиная с промежуточного тона и продолжая ряд в обе стороны.
• Выложить солнышко, лучами которого являются все 8 рядов карточек, расположенных по принципу убывания интенсивности окраски. В центре можно поместить картинку солнышко, свечку. Выкладывая ряд – каждый из детей занят отдельным лучиком.
• Выложить ряд карточек одного цвета по принципу убывания интенсивности окраски, продолжить его рядом карточек другого цвета по принципу сгущения тона и т.д., попеременно меняя принцип построения ряда.
• Карточки лежат на столе. Ребёнок берёт карточку и ищет в помещении предмет такого же цвета. Он может делать это, держа карточку в руках или, что труднее, по памяти, оставив выбранную карточку на столе. Если подходящий предмет найден, ребёнок кладёт рядом с ним карточку.
• Рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.
Расширение словарного запаса. Вводятся понятия: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый, темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.
- Карточки Монтессори можно скачать здесь.
Весёлая переменка. Ребята, сейчас я буду показывать вам разноцветные карточки. Когда покажу красную карточку – вы хлопайте в ладоши, синюю – шагайте на месте, зелёную – повороты вправо-влево. Итак, начнём.
Дидактическая игра «Подбери заплатку».
Ребята, перед вами полянки различных оттенков, вам необходимо подобрать к ним цветок или звездочку точно такого же оттенка.






Завершающая часть.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
- Над чем надо поработать?
Ритуал прощания.
Упражнение «Ладошки».
Психолог на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: «До свидания!».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект развивающего занятие со старшими дошкольниками Конспект занятия психолого-педагогической гостиной для детей подготовительной группы и их родителей Конспект занятия для детей 5-7 лет. Развитие зрительного гнозиса Цвет Конспект развивающего занятия для детей старшей - подготовительной группы ДОУ «Мои эмоции»

Похожие статьи:

Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Конспект занятия для детей 5-7 лет. Развитие зрительного гнозиса Цвет
Опубликовано: 699 дней назад (4 января 2015)
Просмотров: 2374
+1
Голосов: 1
Любовь Анатольевна Петрачкова # 4 января 2015 в 18:48 0
Огромное спасибо зо материал! Он способствует формированию восприятия цвета, я бы еще использовала названия цветов рыжий, морковный, кирпичный, тем самым расширяя словарный запас детей. Использование в работе самостоятельной работы детей всегда очень интересна, все это способствует закреплению полученных знаний. Ведь говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Желаю успехов в дальнейшей вашей работе!!!
Мария Анатольевна Гановичева # 9 января 2015 в 17:06 +1
+1! Работа очень хорошая, полезна и для учителей ИЗО.