Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок литературы в 10 классе. Лесков «Очарованный странник»

«Открытый» урок литературы в 10 классе
Предварительная подготовка: одному ученику дается задание подготовить сообщение об истории создания Н.С. Лесковым цикла рассказов, посвященных праведникам. К уроку необходимо приготовить словари Ожегова и Даля, организовать доступ к интернет-ресурсам. Урок сопровождается презентацией, поэтому из оборудования нужны компьютер с доступом в интернет, проектор, экран.
На изучение повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» в 10 классе по программе В.И. Сахарова, С.А. Зинина отводится 3 часа. Данный урок является вторым в теме. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с творчеством Н.С. Лескова, анализировали отдельные эпизоды и композицию повести. На дом было задано дочитать повесть до конца, сделать в повести необходимые пометки для характеристики главного героя.
Урок рассчитан на 2 часа, может проводиться как в профильном, гуманитарном классе, так и в физико-математическом. На уроке используется технология проблемного обучения. Работа организуется в группах смешанного состава.
Одним из приемов работы на уроке является составление кластера «Очарованность Ивана Флягина». Учителю необходимо подвести учащихся к постижению русского национального характера через образ данного героя. Составление кластера помогает школьникам обратить внимание на подтекст данной повести, увидеть в разрозненных эпизодах общее – любовь Ивана Флягина к своей Отчизне и черты праведника в человеке, прошедшем нелегкий жизненный путь.
Домашнее задание дается в виде эссе «Нужны ли России праведники?» и является одним из этапов подготовки к написанию сочинения-рассуждения.
Тема урока: Тема «очарованной души» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть смысл названия повести;
выявить особенности изображения русского национального характера в понимании Н.С. Лескова.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у подростков высокой гражданской позиции, чувства гордости за русского человека.
Развивающая:
развивать монологическую речь учащихся;
аргументированно доказывать собственное мнение.
Предметные результаты:
Обучающиеся умеют объяснять свое понимание нравственно-философской проблематики произведения, умеют анализировать прозаический текст
Метапредметные результаты:
Развитие умений работать с разными источниками информации; аргументированно отстаивать свою точку зрения, работать в группе, принимать общее решение; соотносить свои действия с планируемыми результатами; анализировать, обобщать, делать логические заключения; оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
Педагогическая технология: проблемное обучение
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, словари
Ход урока
1.Организационный момент
Настрой учащихся на урок, проверка готовности
2. Актуализация знаний
1 слайд – высказывания И. Сирианина и Д. Фонвизина
«Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы». (Исаак Сирианин)
«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». (Д.И. Фонвизин)
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете данные высказывания.
Что их объединяет?
А что это значит «быть человеком»? Запишите в тетрадь свои мысли.
Трудно ли быть человеком, как вы думаете?
Чтение стихотворения
- Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
«Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть?»
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.
- Так все-таки почему трудно быть человеком?
В чем трудность человеческого бытия?
А трудно ли быть русским человеком?
/В.Шефнер/
2 слайд – высказывание Н.С. Лескова
«Нам снова необходимо подумать о русском народе, вернуться к познанию духа его» (Н.С. Лесков)
- Почему Н.С. Лесков считает, что возникает необходимость подумать о русском народе?
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание поразило Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни?»
Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского: «Если без трёх праведных не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе? И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные…»
Актуальны ли слова Лескова в наше время?
Почему?
В настоящее время с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов виднейшие ученые, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины, осознания принадлежности к своему народу это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила и слабость, иначе не будет развития.
- Какие черты русского национального характера вы можете назвать?
Слайд 3 – черты русского национального характера
- Давайте подытожим сказанное.
Слайд 4 – высказывание Н. Бердяева
«Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью».
Какие черты русского национального характера отмечены Н. Бердяевым?
Кого из героев мы можем назвать истинно русским? Обоснуйте свое мнение.
3. Постановка цели и задач
- Мы продолжаем работу с повестью, с которой познакомились на прошлом уроке.
Как вы думаете, почему я начала урок с беседы о русском национальном характере?
Какова цель нашего урока?
Что мы должны сделать для ее решения?
Слайд 5 – цели урока
4. Практическая деятельность учащихся
Повесть названа «Очарованный странник».
Что значат эти слова?
В каких словарях мы можем найти информацию?
Какой еще словарь нам понадобится?
Слайд 6
ОЧАРОВАННЫЙ:
1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.
2. Выражающий восхищение.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: чары, очарование, очарованный, чародей, чарующий
СИНОНИМЫ:
- к слову «чары» - наваждение: то, что по суеверным представлениям внушено «злой силой» с целью соблазна, обман чувств, призрак.
- к слову «очарованный» - околдованный, завороженный, плененный, сведенный с ума, покорённый, восхищенный.
СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.
- Как можно было человеку, ищущему праведника, художнику слова, объединить в такой оксюморон почти понятия „странник“ и „чары“? Допустимо ли это? При каких условиях?
Кто такой Иван Флягин? Найдите в тексте.
Каким вы его представляете?
На что обращает внимание автор? (чрезвычайно интересный, добрый русский богатырь)
Слайд 7 – рисунок «И. Флягин»
Совпали ли ваши представления с данным рисунком?
- Чем же очаровывается Иван Флягин?
Ваша задача в группе – найти в тексте фрагменты, подтверждающие ваше мнение об очаровании Ивана Флягина
1 группа – главы 1-3 (лошади, голуби, природа)
2 группа – главы 4-6 (привязанность к маленькой девочке, чужие нравы и обычаи, природа)
3 группа – главы 7-13 (музыка, лошади, природа)
4 группа – главы 17-20 (женщина, тишина приобщения к Богу, природа)
5. Осуществление контроля и коррекции
Групповая проверка сделанной работы
Слайд 8 - кластер
- Что объединяет все эти эпизоды?
Как связаны они с нашей темой?
Любит ли Родину Иван Флягин?
Откуда мы это понимаем?
Какие черты русского национального характера мы можем увидеть во Флягине?
Слайд 3
Почему Флягин не принимает второй постриг?
Какой путь духовного развития проходит Флягин?
Как понятие «очарованный странник» можно отнести к Флягину?
Лесков называет своих героев праведниками. Каково значение этого слова?
Слайд 9 – словарные статьи
ПРАВЕДНИК:
1. Верующий человек, живущий праведной жизнью.
2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Является ли Флягин праведником?
Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести: «…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых «падений», вечное оплакивание подлинными и удостоверенными «праведниками» «грехов своих» не есть только присказка и не есть уничижение, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе».
6. Рефлексия
- Достигли ли мы цели урока?
Вернемся к тем высказываниям, с которыми работали в начале урока.
Изменилось ли что-то в вашем понимании?
- Какой вывод мы можем сделать?
В чем же смысл названия повести?
Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально; чувствуется в нём какая-то тайна, тоска и одиночество.
Странник – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он всё-таки идёт и что его ожидает, какого его предназначение.
Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он непоколебимо верит. Этот странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода.
- В чем смысл очарования Флягина?
А закончить урок мне хотелось бы словами М. Задорнова, нашего современника.
Слайд 10
М. Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим. Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны. Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».
- Согласны ли вы с этими словами?
7. Оценивание
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
8. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Нужны ли России праведники?»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Семья в романе Толстого "Война и мир" Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Дидактические материалы по литературе, 10 класс

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Конспект урока русского языка в 5 классе
Опубликовано: 3151 день назад (13 августа 2015)
Просмотров: 16732
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 августа 2015 в 14:03 +1
Здравствуйте, Светлана Владиславовна! Запутался я в вашем конспекте. В задачах вы пишете:"способствовать воспитанию у подростков высокой гражданской позиции, чувства гордости за русского человека. Но как это можно соотнести с приведёнными словами М.Задорнова? Ну, уж какая здесь гордость! Или не надо было так озвучивать задачу. И нет ответа на вами заданный вопрос:" В чем смысл очарования Флягина?" Хочется больше работы по тексту Лескова, вглядывания, осознания и вслушивания в каждое слово, а вы всё время отвлекаетесь на высказывания, пусть и известных, людей, которые никак не помогают понять образ Ивана Флягина,а сразу снимают всякий налёт "очарованности" с главного героя.
Светлана Владиславовна Баландина # 14 августа 2015 в 16:41 -1
Валерий Григорьевич! Благодарю за Ваше внимание к моему творчеству. Но, видимо, Вы невнимательно прочитали методические рекомендации перед конспектом. Там все прописано. Моя задача как учителя литературы - научить мыслить самостоятельно на основе материала художественных произведений, подготовить к написанию сочинения-рассуждения. Работа с текстом не есть самоцель урока. Даже "физики" уходят с этого урока "очарованными", влюбленными в творчество Лескова. В 10 классе учащиеся отлично умеют работать с текстом, и описывать это в конспекте не считаю нужным. Это мое видение данной темы, но я готова обсудить с Вами Ваш вариант проведения данного урока. С уважением к Вашей точке зрения.
Ольга Владимировна Пранцкетис # 14 августа 2015 в 16:06 0
Как же я люблю творчество Лескова! Спасибо за конспект. Что мне понравилось. Стихотворение в начале урока. Мне не знакомо такое стихотворение. Но как же оно замечательно вписалось в текст урока. Здесь можно размышлять и делать выводы. Словарная работа перетекает в обсуждение основной темы урока. Русский характер! Много о нем говорится, но можно, пожалуй, только почувствовать. И правильно, что вы приводите так много разных высказываний и наших современников, и людей заслуженных, но из прошлого. Можно, конечно, больше поработать с текстом, но современный урок требует от учителя так много разных этапов выдержать! Времени не хватает. Это мне понятно.
Светлана Владиславовна Баландина # 14 августа 2015 в 16:47 0
Спасибо, Ольга Владимировна, за Ваш комментарий! Урок рассчитан на 2 часа, так что времени и на обсуждение, и на работу с текстом хватает. А насчет Лескова Вы правы. Сама переживаю каждый раз его "очарование".