Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Изменение имён прилагательных по родам"
Автор: Хабарова Светлана Владиславовна, учитель начальных классов.
Место работы: ГБОУ СОШ №547, город Санкт-Петербург

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе. Данный материал будет полезен учителям начальных классов при изучении темы"Имя прилагательное". Урок ознакомления с новым материалом.На уроке дети учатся правильно определять род прилагательных, уметь изменять имена прилагательные по родам, используя алгоритм определяют род имен прилагательных.
Цель урока: развитие умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний, умение анализировать и делать выводы.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ресурсы:
основные: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
Диск к учебнику «В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Русский язык 3 класс»
дополнительные: презентация к уроку
Организация пространства: Фронтальная работа, групповая работа
Ход урока:
Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?

- Составьте словосочетания о весне.(Яркое солнце, тёплый день, красивый подснежник и т. д.)
-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?(Имя существительное, и имя прилагательное)
Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем гостить в городе «Частеречинске»
-Вспомним , кто живёт в этом городе?(Слайд 3) (Ответы детей: «Части речи», перечисление частей речи с краткой их характеристикой)

-Все части речи в нашем городе живут дружно , поддерживают друг друга и поэтому предложения которые мы составляем с их помощью, получаются правильными, красивыми.
-Но , вот в город приехали гости и ни как не могут понять в какие же дома им заселится, давайте им поможем .

-Ребята, составьте предложение из данных слов, и придумайте ещё 2-3 предложения ,чтобы у вас получился текст на определённую тему .(Работа в парах:на партах у детей лежат карточки со словами, каждая пара составляет предложение.)Приложение №1
Далее идет проверка.Дети читают предложение которое у них получилось.Затем один ученик из пары выходит к доске и разбирает предложение по членам предложения и по частям речи.После этого второй ученик делает морфологический разбор имени существительного с комментированием.
Самоопределение к деятельности
-Назовите имя прилагательное в этом предложении.
-Что вы можете о нём сказать?
-Как определили род имени прилагательного?
Давайте вспомним алгоритм определения рода имени прилагательного (Слайд 5)

-Ребята, скажите, к прилагательному тёплый подходит только существительное ветерок ?

-На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только первый столбик , 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на
карточках)Приложение №2
М.р. Ж.р. С.р.
Тёплый Тёплая Тёплое
ветерок
(Дети выбирают слова на карточках м.р., подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)
- Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали?
-На карточках остались ещё слова. На какие группы можно разделить эти слова?(Дети выбирают слова на карточках ж.р., с.р. подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)
- А, изменится ли прилагательное тёплый для существительных ж.р..?Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным.

(При подборе слов дети находят орфограммы называют их , если это словарные слова, объясняют «Что такое словарное слово». При работе со словом хлеб, обращается внимание на словосочетание « тёплый хлеб» . Небольшая беседа о сказке Константина Паустовского «Тёплый хлеб». Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответственности за свои слова и поступки. Сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды. Ведётся работа со словосочетание « тёплая душа». Когда так говорят, что имеют ввиду. Человек с тёплой душой – добрый, приятный, мягкий, может выслушать, что-то посоветовать. С ним приятно проводить время.)

- Понаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый?
-Сформулируйте тему урока.(Слайд 5)


-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания.
-Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?
Физминутка
-Ребята, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте музыку. А, я почитаю вам стихи. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март. Песнь жаворонка)Слайд 6

Во время воспроизведения музыки учитель читает стихотворения о весне:
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!(Марина Тахистова)

А. К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

-Что вы представили , когда слушали эту музыку?

Работа по теме
1.Создание проблемной ситуации
-Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные?
- Заполните таблицу(Приложение №3), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.73)
Помогите заполнить таблицу.

-Ребята, посмотрите на слайд, что случилось в нашем городе? (Слайд 8)

(Ответы детей : «Пропало имя прилагательное»)
- Да, действительно, имя прилагательное обиделось, на имя существительное из-за того , что его считают зависимой частью речи, и решило переехать от имени существительного на другую улицу. И в нашем городе случился переполох. Давайте докажем имени прилагательному, что оно так же является важной частью речи. Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать сказать?
( Приложение 4)
-Можно ли назвать то ,что написано предложениями? Почему?(Слова не связаны между собой по смыслу.)
Работа в группах.
-Запишите, предложения, какие у вас получились. От каждой группы выйдут по одному представителю и исправят предложения, записанные на интерактивной доске.(1 группа – 1 пр., 2 группа – 2 пр., 3 группа – 3 пр.).
(Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания .)


-Выпишите из текста словосочетания ( имя прилагательное + имя существительное). Определите род имен прилагательных , выделите окончания. Как определили род им. прилагательных?

-Ребята, посмотрите , что произошло с текстом?
-Прочитайте предложения , что вы можете о них сказать?
- Нужна ли нам такая часть речи , как имя прилагательное и для чего?

2.Упражнения для закрепления( диск)
- Поиграем в игру.(игра на диске)
-Выполнить задание самостоятельно, 1 ряд выписывает словосочетания с именами прилагательными м. р., 2 ряд с именами прилагательными ж. р., 3 ряд с именами прилагательными с.р. Выделите окончания имён прилагательных.
-Проверка , к доске выходят по 3 человека от каждого ряда.
-Докажите , что это прилагат. м,р. ,ж. р., с.р. (дети должны назвать два способа определения рода, по сущ. и по окончанию прилагательного)
(При выполнении задания дети составляют словосочетание «домашнее задание», в этот момент даётся домашнее задание)
Д/з дифференцированное , в трех конвертах:
1) Задание к упражнению.
Списать текст. Найти в нём имена прилагательные. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных
2) Задание к упражнению:
Прочитать. У имён прилагательных вставить нужное окончание. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных..
3) Задание к упражнению:
Прочитать. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Приложение №5

Подведение итогов урока
-Как же определить род имени прилагательного? Повторим алгоритм.

-Какие бывают окончания имён прилагательных?

Рефлексия
-- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Нарисуйте смайлик и вложите его в тетрадь.

- Спасибо за работу.
Скачать Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам"
Презентация на тему: Изменение имён прилагательных по родам

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Агитбригада ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий с презентацией для начальной школы
Опубликовано: 471 день назад (21 августа 2015)
Просмотров: 6813
+10
Голосов: 10
Валерий Григорьевич Вершинин # 21 августа 2015 в 21:32 +2
Здравствуйте, Светлана Владиславовна! Хороший, толковый конспект урока. Тема проработана во всех направлениях. Дети активно участвуют на уроке. Слайды презентации помогают ученикам закрепить изученный материал. Примите мой голос. Если есть время, исправьте, пожалуйста, опечатку. По вашим стихам надо взять пьесу П.Чайковского "Подснежник", а если " Песнь - то Жаворонка, а не журавля, но у неё печальный характер. Может быть, Жаворонок из Детского альбома"? Он подойдёт по настроению к стихам.
Светлана Владиславовна Хабарова # 21 августа 2015 в 21:43 +2
Валерий Григорьевич спасибо большое за содержательный комментарий.Да, действительно,Жаворонка, ошиблась, исправлю.Первый раз размещала материал на сайте.А, почему взяла "Песнь жаворонка"?У этого произведения второе название "Март" из сборника "Времена года", а урок проходил как раз в марте.Еще раз большое спасибо!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 23 августа 2015 в 21:13 +3
Светлана Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересный, содержательный урок, который соответствует всем требованиям ФГОС. Примите голос (отдала ранее) за интересную разработку урока.
Светлана Владиславовна Хабарова # 24 августа 2015 в 18:58 0
Надежда Владимировна, спасибо!!!
Алла Ивановна Ефимова # 24 августа 2015 в 12:33 +1
Замечательная, интересная разработка.
голос и удачи.
Светлана Владиславовна Хабарова # 24 августа 2015 в 18:58 0
Алла Ивановна, большое спасибо!!!
Наталья Александровна Ермакова # 29 августа 2015 в 02:49 +2
Здравствуйте,Светлана Владиславовна! Вы очень творческий человек и в совершенстве владеете своим предметом, очень интересно было побывать на Вашем занятие!Принимайте голос № 6
Лариса Владимировна Петрухина # 3 сентября 2015 в 22:08 +1
Мне тоже очень бы хотелось побывать на уроке Светланы Владиславовны!!! Урок интересный, насыщенный, детям некогда скучать. Предложено огромное количество интереснейших заданий. С удовольствием познакомилась с конспектом. Спасибо Вам! Голос.
Светлана Владиславовна Хабарова # 29 августа 2015 в 21:11 0
Наталья Александровна, спасибо большое за добрые слова!!!Очень приятно!!!
Светлана Викторовна Жук # 6 сентября 2015 в 17:18 +1
Добрый вечер, Светлана Владиславовна! Разработка урока мне очень понравилась! Урок содержательный, продуман каждый этап. Задания разнообразные и интересные. Есть и проблемная ситуация, и алгоритм. Созданы условия для учеников с разными способностями, что, несомненно, повышает эффективность урока. Примите мой голос! Успехов в работе!
Лилия Ивановна Дудина # 12 марта 2016 в 10:03 0
Здравствуйте Светлана Владиславовна! С большим интересом побывала на вашем уроке! Все этапы выдержаны продуманы, много интересных и разнообразных заданий. Успехов!