Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для начальной школы. Сказки от А до Я

Конспект внеклассного занятия «Сказки от А до Я» для детей младшего школьного возраста.
Автор: Хиценко Светлана Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 городского округа - город Камышин Волгоградской области.

Описание материала: Конспект клубного часа в группе продлённого дня в рамках цикла «Развитие речи» для детей младшего школьного возраста по теме «Сказки от А до Я».

Форма проведения: Игра — путешествие.

Предварительная работа:
• чтение сказок, просмотр видео и фотоматериалов по теме «Сказки»;
• подготовка вопросов для игры по изученным сказкам;
• приготовление атрибутов к каждой эстафете.

Технические средства: Мультимедийная установка, компьютер, презентация к занятию, музыкальный центр.

Оформление класса: Выставка книг, рисунки учащихся.

Цель:
Формирование учебно-познавательных компетенций у детей младшего школьного возраста при изучении устного народного творчества, художественной литературы для детей по теме «Сказка»

Задачи:
• закрепить и расширить знания детей о любимых сказках;
• формировать художественно-речевые способности;
• развивать навыки комплексного творческого восприятия, эмоционального самовыражения, воображения, памяти и внимания;
• воспитывать любовь к устному народному творчеству и художественной литературе;
• создать у детей радостное эмоциональное настроение.

Для игры используются свободные кабинеты начальных классов, кабинет музыки, кабинет хореографии, библиотека и другие помещения школы. На каждом кабинете висит вывеска этапа игры — путешествия.
1. Этап «Герои сказок»
2. Этап «Транспортные средства»
3. Этап «Логические задачи»
4. Этап «Бюро находок»
5. Этап «Сказочная викторина»
6. Этап «Мультландия»
7. Этап «Чудо — дерево»
8. Этап «Магия»
На каждом этапе игроков встречает сказочный герой (в помощь постоянно для проведения разных праздников, игр приглашаю учащихся 5 — 9 классов, бывших воспитанников группы продленного дня)
Начало игры
Звучит песня «Сказка гуляет по свету» (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского).

Ход игры:
• организационный момент, актуализация темы и целей занятия;
• ознакомление детей с маршрутным листом, на котором нанесена последовательность прохождения этапов игры-путешествия;
• в ходе игры на каждом этапе игроки получают ту или иную букву за правильно выполненное задание (буквы А, Н, Д, Е, Р, С, Е, Н). Сложив в конце игры выигранные буквы в слова, дети смогут прочитать фамилию автора сказок, название которых нанесено с пропущенными буквами на плакат:
РУС _ ЛОЧКА.
ОГ _ ИВО.
_ ЮЙМОВОЧКА.
СН _ ЖНАЯ КО _ ОЛЕВА.
СВИНОПА _ .
ПРИНЦ _ ССА НА ГОРОШИ _ Е.
Этап «Герои сказок»
Игроков встречает герой (Андерсен).
Представьте себе маленькую Данию начала ХIХ века. Стада на лугах, домики с гнездами аистов на крышах, у моря, песчаные отмели, на которых сушатся рыбацкие сети, парусники на горизонте. Города с высокими черепичными крышами, освящёнными солнцем, с узкими мощёными улицами, по которым спешат ремесленники, неторопливо идут разбогатевшие торговцы, шествуют в свои канцелярии спесивые чиновники.
Так протекала жизнь и в провинциальном городке Оденсе на острове Фин, где я и родился в 1805 году. Отец мой был сапожником, мать прачкой. Отец умер рано, и мне пришлось работать на швейной фабрике. По вечерам мать, бабушка или старухи соседки рассказывали мне изумительные народные сказки, которые через много лет я по-своему пересказал детям.
В 1831 году я создал свою первую сказку, а с 1835 года ежегодно к Рождеству я дарил детям новую книжку. Угадайте, кто же я? Молодцы! Конечно же, я - Ханс Кристиан Андерсен.
«Каждый сказочный герой,
Может с виду и простой,
Чудным даром наделен,
Потому волшебный он.
Невидимкой может стать
И по небу полетать.
Превратиться в лебедь — птицу,
А потом в красу девицу».


Задание: узнайте героя сказки по описанию.
• «На краю сундука сидел маленький человечек. На голове его была широкая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами. Чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки. Он превратил мальчика Нильса в крошечного человечка, а потом расколдовал его». (Гном из книги «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»)

После ответа команды на экране демонстрируется правильный ответ в виде фрагмента фотографии из данной сказки.
• «И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу». (Финист - ясный сокол)

• «На ней был рваный платок, старая кофта, стоптанные башмачки. Грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у неё топорик...». (Падчерица из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)

• Этот герой мечтает иметь доброе сердце, у него много друзей. Он больше всего боится воды, а самый любимый его напиток – машинное масло. (Железный Дровосек)

• ...А на дураке — то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана просто ...страсть». (Иванушка из сказки «Сивка — бурка»)

• О нем можно сказать его же выражением: «В меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил. Лучший укротитель домомучительниц». (Карлсон)

Игроки получат букву А.
Этап «Бюро находок»
Игроков встречает герой (Шерлок Холмс). На столе разложены вещи и предметы иллюстрации к сказкам.
- Ребята, представьте, что ночью у вас были гости и забыли свои вещи, кому принадлежат эти предметы?
Зонтик. (Оле Лукойе.)
Горошина. (Принцесса «Принцесса на горошине»)
Зеркальце. (Царица «Сказка о мертвой царевне»).
Термометр. (Айболит.)
Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка)
Мыло. (Мойдодыр)
Красная шапочка. (Красная Шапочка)
Самовар. (Муха Цокотуха)
Яйцо и игла. (Кащей Бессмертный)
Хрустальная туфелька. (Золушка)

Игроки получат букву Е.

Этап « Мультляньдия»
Игроков встречает герой (Чебурашка).

- Предлагаю, вам просмотреть мультипликационный фильм «Жили, были».
Демонстрация мультипликационного фильма.
- А теперь, ребята, вспомните, какие сказки участвовали в этом мультфильме.

Игроки получат букву Н.

Этап «Чудо — дерево»
Заготовки для работы: макет дерева, на котором укреплены сделанные из разных материалов сказочные фрукты и овощи.
Игроков встречает герой (Чиполлино).


- Перед вами Чудо-дерево. Необходимо собрать все, что растёт на Чудо-дереве. Попутно надо будет сказать, что это за плод, и в какой сказке он вырос:
• репка («Репка», Русская народная сказка);
• цветик - семицветик («Цветик-семицветик» В. Катаев);
• крапива («Дикие лебеди» Х.-К. Андерсен);
• наливное яблочко («Сказка о мёртвой царевне» А.С.Пушкин);
• тыква («Золушка» Ш. Перро, «Приключение Чиполино» Дж.Родари);
• горох («Принцесса на горошине» Х.-К.Андерсен);
• рожь (русская народная сказка «Мужик и медведь»);
• подснежник («Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак);
• лук, помидор, вишня, редиска («Приключение Чиполино» Дж.Родари).

Игроки получат букву С.

Этап «Сказочная викторина»
Игроков встречает герой (Незнайка).
1. Обычно русские народные сказки начинаются «Жили – были…» Назовите ещё два варианта начала русских сказок. («В некотором царстве…», «Давным-давно…»)
2. Как звали братьев Гримм? (Яков и Вильгельм)
3. Кто авто сказки «Конек – горбунок»?
А) А.С. Пушкин
Б) П.П. Ершов
В) Н.С. Лесков
(П.П. Ершов)
4. У кого из героев сказки были хрустальные туфельки?
(Золушка)
5. Назовите смешное имя игрушки, которое дали ему, когда он упал со стола?
(Чебурашка)
6. Что было в голове у Винни – Пуха?
(опилки)
7. Как звали начальника умывальников?
(Мойдодыр)
8. Какое дерево росло у лукоморье?
(дуб зелёный)
9. За кем побежала Алиса, перед тем как оказаться в Стране чудес?
(за белым кроликом)
10. На чем спала принцесса в известной сказке Г.Х. Андерсена?
(на горошине)
11. Где жил Карлсон?
(на крыше)
12. Какого роста был мальчик в известной сказки братьев Гримм?
(с пальчик)
13. Что весит на дубе у лукоморья ?
(златая цепь)
14. Жилище бабы – Яги?
(избушка на курьих ножках)
15. Второе название скатерти в сказках?
(самобранка)
16. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
17. Куда посадили и пустили по океану Гвидона и его мать в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?
(бочка)
18. Что является гордостью Старика Хоттабыча?
(борода)
19. Как звали крысу Старухи Шапокляк?
(Лариска)
20. По какой дорожке шла Элли со своими друзьями?
(по жёлтой)

Игроки получат букву Е.

Этап «Транспортные средства»
Игроков встречает герой (Винтик и Шпунтик).
Ответьте на следующие вопросы:
• на чём могут совершать путешествие сказочные герои? (пушечное ядро, автомобиль, гуси, бумажный кораблик, прутик и т. д.);
• на чём путешествовал Незнайка и его друзья в Зелёный город? (на воздушном шаре, на ракете);
• на чём впервые Элли отправилась в Волшебную страну? (в доме-вагончике, унесённом ураганом);
• на чём прилетели в Индию Волька и Хоттабыч? (на ковре-самолёте);
• на чём добрались до станции Простоквашино Дядя Фёдор и его друзья (на тракторе);
• на чём передвигался стойкий оловянный солдатик (на бумажном кораблике);
• на чём направился Емеля к царю (на печи);
• на ком отправился Иван-царевич за Жар-птицей (на волке);
• на ком путешествовал Нильс Хольгерсон по Швеции (на гусе);
• с помощью чего летела на юг Лягушка-путешественница (с помощью прутика);
• на ком Дюймовочка летела в тёплые края (на ласточке).

Игроки получат букву Н.

Этап «Логические задачи»
Игроков встречает герой (Мальвина).
Задача 1. На корабле в Африку плывут: доктор Айболит, сова Бумба и обезьяна Чичи. Один из них был капитаном, другой встал у руля, а третий был юнгой и сидел на мачте, посматривая, не виден ли берег Африки. Обезьяна Чичи не умела рулить, доктор Айболит не был юнгой, а сове Бумбе не позволялось входить в капитанскую каюту. Кем была обезьяна Чичи? (юнгой)

Задача 2. Попрыгунья Стрекоза из басни И.С. Крылова утверждает, что она тоже готовилась к зиме. Но каждые сутки ровно половину их времени она спала, третью часть танцевала, а шестую пела. Сколько же времени в сутки стрекоза готовилась к зиме? (нисколько)

Задача 3. Винни Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой верёвку — вдруг пригодится. На этой верёвке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на верёвке? (пять)

Задача 4. Леший собрал сорок восемь мухоморов, а Баба яга на 12 мухоморов меньше. Сколько всего полезных грибов собрали и Леший, и Баба Яга? (ни одного).

Задача 5. Девочка Элли шла в Изумрудный город, и по дороге ей встретились страшные опасности — тигр, людоед и злой паук. Паука она встретила раньше, чем тигра, а людоеда — позже, чем паука. Кого она встретила первым? (Паука).

Игроки получат букву Д.

Этап «Магия»
Игроков встречает герой (Баба- Яга).
Выпишите первые буквы названия картинок и прочитай заклинание:
• которое сказала щука Емеле?
(По щучьему веленью, по моему хотенью)

• которое говорил Буратино?
(Крекс, фекс, пекс)

• из сказки «Горшочек каши» братьев Гримм.
(Раз, два, три, горшочек, вари!)


Игроки получат букву Р.
После прохождения всех этапов игры-путешествия дети возвращаются в помещение группы продлённого дня с буквами, полученными за правильные ответы. Вставив буквы в заранее подготовленные слова, дети называют автора этих сказок:
РУС А ЛОЧКА

ОГ Н ИВО

Д ЮЙМОВОЧКА

СН Е ЖНАЯ КО Р ОЛЕВА

СВИНОПА С

ПРИНЦ Е ССА НА ГОРОШИНЕ

Ответ: АНДЕРСЕН

Рефлексия:
- что нового мы сегодня узнали?
- чему мы научились?
- что нам помогло успешно справиться с поставленными заданиями?
- оцените, насколько успешно каждый из вас справился с поставленными заданиями?
- что надо делать, чтобы лучше знать тексты сказок и сказочных героев?

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий Игра-соревнование в начальной школе. Сценарий Сценарий интерактивной познавательной программы для юных читателей 1-2 класса Внеклассное занятие в 1 классе. Конспект "Любимые сказки"

Похожие статьи:

Сценарий конкурсной программы для 1-2 класса по сказкам Пушкина

Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 класса по теме Зима

Сценарий внеклассного занятия для 1-2 класса по сказкам

Классный час в 1-2 классе по теме «Мир природы»

Участник №207 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Жар - птица. Аппликация из бумажных салфеток для детей начальной школы
Опубликовано: 643 дня назад (2 марта 2015)
Просмотров: 2358
Рубрика: Сказки
+9
Голосов: 9
Лилия Сахиповна Ильясова # 2 марта 2015 в 13:04 +1
Светлана Юрьевна Прочитала вашу работу,очень интересно. Окунулась в детство,в мир сказок.Спасибо большое.
Гульмира Рашидовна Адлова # 2 марта 2015 в 21:19 +1
Добрый вечер. прочитала вашу сказку, на мой взгляд проделана большая и кропотливая работа. МОЛОДЕЦ!!!
Людмила Анатольевна Тимченко # 4 марта 2015 в 21:37 +1
Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Мне очень понравилась Ваша игра - путешествие. Вы предложили ребятам интересные и разнообразные задания, красочно оформили работу, чётко сформулировали цель и задачи Вашего мероприятия. Особенно хочется отметить содержательный этап "Логические задачи". Вы - молодец! Голосую за Вашу работу!
Светлана Юрьевна Хиценко # 4 марта 2015 в 23:41 0
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарий и оценку моей работы.С наступающим Вас праздником 8 марта!!!!
Тамара Буланкина # 5 марта 2015 в 22:02 0
Светлана Юрьевна, спасибо за приглашение! Замечательное, познавательное мероприятие, дети, я думаю, с интересом искали ответы на вопросы и соревновались в знании сказок! Голосую! Успехов!
Светлана Юрьевна Хиценко # 8 марта 2015 в 21:20 0
Тамара, спасибо большое!
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 марта 2015 в 18:57 0
Светлана Юрьевна! Закрепление знаний о сказках лучше всего проводить именно в играх, викторинах. Викторина позволяет развивать самостоятельность в оценке произведения искусства, умение узнавать, называть сказки, детское творчество, воображение. На раннем этапе жизни ребёнок воспринимает жизненные ситуации через сказку. В доступной форме, интересно можно через сказку рассказать и показать ребёнку всё! Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИЁМ, который является помощником педагога в любой ситуации. Хорошими фотографиями Вы оформили публикацию, это сделало её более интересной и яркой. Спасибо за интересную публикацию, она будет полезна многим педагогам. Я с удовольствием возьму себе в закладки. Голос!
Единственное замечание в оформлении - надо было убрать лишние пробелы между строками.
Зоя.
Светлана Юрьевна Хиценко # 8 марта 2015 в 21:23 0
Зоя Григорьевна, большое спасибо за внимание к моей работе. С праздником Вас! Здоровья, счастья и всего самого наилучшего.Светлана.
Ольга Ивановна Абашкина # 9 марта 2015 в 20:34 0
Интересное познавательное занятие. Продуманы разнообразные приемы подачи материала.Подобран красочный иллюстрированный материал, также используются разные технические возможности.Проделана большая работа по разработке занятия.Творческих успехов.
Мила Кузьмина # 9 марта 2015 в 22:12 0
Спасибо за вашу разработку. Интересная форма проведения. Видна подготовительная работа. Продуманы разнообразные задания, которые направлены на расширение знаний детей о любимых сказках. С большим удовольствием вашим материалом пополняю свою копилку!Удачи вам!
Вера Александровна Орехова # 11 марта 2015 в 06:15 0
Светлана Юрьевна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом. Занятие получилось увлекательным и по настоящему сказочным. Вы подобрали красивые и яркие иллюстрации. Публикация оформлена в соответствии с требованиями Портала.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Светлана Юрьевна Хиценко # 11 марта 2015 в 20:09 0
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарий и оценку моей работы.