Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие. Игра - Путешествие для 7-11 классов

Путешествие «По морям, по волнам».
Автор: Сыздыкова Бакыт Сапарбековна, преподаватель физики и математики
КГКП «Костанайский педагогический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области, Республика Казахстан.

Описание работы.
В данной разработке рассматриваются: задания о явлениях природы, связанные с птицами, обитателями морей и океанов, логические задания, мир живой природы, загадки.
Данная работа предназначена для учителей, учащихся 7-11 классов, при проведении внеклассных мероприятий.
Тема занятия: Путешествие «По морям, по волнам».
Цели: формировать представления о физической сущности явлений природы, о связи между ними, о законах, которым они подчиняются; воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, развивать познавательный интерес, наблюдательность, эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира; воспитание здоровой атмосферы соперничества.

Три корабля отправятся в путешествие «По морям, по волнам».
Чтобы попасть на корабль, необходимо предъявить пропуск.

Этим пропуском являются ответы на вопросы.
Кто быстрей ответит?
Разминка.

1.Какой остров сам признаёт себя принадлежностью костюма?
Ответ: Я-майка.
2.Какой полуостров говорит о своей величине?
Ответ: Я-мал.
3.Страна, которую носят на голове.
Ответ: Панама.
4.Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии?
Ответ: Налим-Милан.
5.Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь?
Ответ: Ми-ля-ми.
6.В каком мужском имени спрятался кит?
Ответ: Никита.
7.Суша возле воды?
Ответ: Берег.
8.Какие вы знаете цветные моря?
Ответ: Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.
9.Рыба с усами.
Ответ: Сом.
10.Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это не нужно?
Ответ: Якорь.

Загадки.
1.В школьной сумке я лежу, как ты учишься - скажу.
Ответ: Дневник.
2.Белый камушек растаял, на доске следы оставил.
Ответ: Мел.
3.Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но всё же, без него мы жить не можем.
Ответ: Воздух.
4.Что идёт, не двигаясь с места?
Ответ: Время.
5.Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.
Ответ: Рак.
6.Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный, в этом домике жильцы-все умелые пловцы.
Ответ: Аквариум.
7.Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос, пошумит, остепенится-пригласит чайку напиться.
Ответ: Чайник.
8.В море белый дом плывёт, из него дымок идёт. Вот и берег на виду, дом как крикнет «Ду-ду-дууу».
Ответ: Пароход.
9.По реке плывёт бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит…
Ответ: Крокодил.
10.Он гоняет облака, треплет на море суда, мельницами управляет. Кто всем этим заправляет?
Ответ: Ветер.

Корабль поднимает паруса и отправляется в плавание. Каким оно будет, зависит от их знаний. Ребятам предстоит выполнить задания:
1.Некоторые крупные морские птицы часто «сопровождают» суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с теплоходом с малой затратой энергии, летя с большей частью с неподвижными крыльями. За счёт какой энергии, перемещаются в этом случае птицы?
Ответ: В штиль парящие птицы держатся несколько позади судна, а при ветре — ближе к подветренной стороне. Если птица отставала от корабля, например, охотясь за рыбой, то, догоняя пароход, она большей частью должна была энергично махать крыльями.Над кораблем от работы машин образуются потоки восходящего теплого воздуха, которые прекрасно удерживают птиц на определенной высоте. Птицы безошибочно выбирают себе относительно судна и ветра такое местоположение, где восходящие потоки от паровых машин бывают наибольшие. Это дает птицам возможность путешествовать за счет энергии корабля.
2.Объясните особенности движения альбатроса над морскими волнами.
Ответ: Альбатросы при движении используют энергию морских волн. Над гребнем морской волны возникает восходящий воздушный поток, который создает подъемную силу и способствует движению птицы вверх. Достигнув максимальной высоты, птица начинает падать вниз, пока снова не будет подхвачена и поднята следующей волной. Волнообразное движение альбатроса происходит в такт с движением морских волн.
3. Огромные массы нефти транспортируются морским путем и при этом как в результате аварий, так и при промывке резервуаров танкеров на поверхности воды оказываются значительные массы нефти. Чем опасна нефть для птиц?
Ответ: Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода получает доступ непосредственно к коже птиц, и они гибнут от холода. С перьев гнездящихся птиц нефть попадает на яйца и закрывает поры, в результате чего погибают зародыши. Испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников.

Многие морские пословицы связаны с поведением чаек, так например, говорят:
"Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску", что означает приближение шторма.
Когда надвигается шторм, атмосферное давление изменяется, чайки к этому очень чувствительны, из-за большой разницы между наружным и внутренним давлением воздуха у них «ломит кости».
Через два часа всё вокруг темнеет, усиливается ветер. И вот уже ничего не видно и не слышно за грохотом волн.
Спасение возможно, если экипаж выполнит следующие задания:
1. Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?
Ответ: Чтобы уменьшить сопротивление движению.
2. Дельфины очень быстроходны. Учитывая, что плотность воды в 800 раз превышает плотность воздуха, как объяснить причину большой скорости плавания дельфинов.
Ответ: Скорость движения дельфинов зависит от формы их тела и от строения их кожи. Верхний слой ее, очень толстый и упругий (по упругости не уступает самой лучшей резине), связан с другим слоем кожи, в котором есть отростки. Эти отростки входят в ячейки верхнего слоя, и дельфинья кожа становится еще более упругой. При резком увеличении скорости на коже дельфина возникают «скоростные складки» и ламинарный поток (поток слоями) не превращается в турбулентный (неупорядоченный) поток. Бегущая волна на коже дельфина гасит завихрения.
3. Мелкие морские рыбки ходят стайкой, форма которой напоминает каплю. Почему образуется такая форма стайки?
Ответ: Встречная вода действует на отдельных рыбок так, что движение каждой из них может быть облегчено или затруднено в зависимости от положения по отношению к стайке. При форме капли движущейся стайки рыбок, сопротивление воды движению стайки наименьшее.
4. Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?
Ответ: На больших глубинах моря существует большое гидростатическое давление, которое уравновешивается внутренним давлением в организме рыбы. Если рыба окажется на поверхности моря, то давление в организме не будет уравновешиваться внешним давлением, поэтому рыба раздувается, внутренние органы ее лопаются и рыба гибнет.
5. Почему рыбы могут дышать кислородом, растворенным в воде?
Ответ: Всякий газ стремится перейти из того места, где имеется большее давление, в соседнее пространство, где давление меньшее. В крови рыбы давление кислорода меньшее, чем давление его в воде, поэтому кислород переходит из воды в кровь, протекающую по капиллярам жабр.
6. Какой воздух богаче кислородом: тот, которым мы дышим, или тот, которым дышат рыбы?
Ответ: В воздухе, которым мы дышим, кислород составляет по объему 21%. Установлено, что в воде растворяется кислорода вдвое больше, чем азота, что приводит к обогащению воздуха кислородом: воздух, растворенный в воде, содержит около 34% кислорода.

"Если чайка села в воду, жди хорошую погоду», так гласит ещё одна морская пословица. Устанавливается хорошая погода. Но корабль атакуют пираты. Может быть, есть возможность откупиться?
Главарь пиратов ставит условие: если ребята выполнят их задания, путь свободен.
1.Задача.
Пират Джо рассказал, что однажды он поймал рыбу, хвост которой весил 2 кг, туловище такого же веса, как хвост и голова вместе, а две головы – такого же веса, как туловище и два хвоста вместе. Определите вес всей рыбы.
Ответ: 16 кг.
2. В открытых морях и океанах водится весьма интересная рыба прилипало. Эта рыба прикрепляется к различным предметам, особенно часто к акулам и кораблям, и держится с такой большой силой, что ее трудно оторвать. За счёт каких сил прилипало прикрепляется к движущемуся предмету?
Ответ: На спине рыбы прилипало видоизмененный плавник превратился в присоску. Действие этой присоски аналогично действию игрушечного пистолета, стреляющего палочкой с резиновым наконечником. Когда палочка ударяется резиновым наконечником о стенку, резина расплющивается, а потом благодаря силам упругости снова принимает вогнутую форму. Между стенкой и резиновой присоской образуется разреженное пространство, так как часть воздуха вытесняется оттуда во время удара. Поэтому под действием атмосферного давления палочка крепко «прилипает» к стенке.Действие присоски рыбы прилипало осуществляется сокращением мышц животного.
3. Почему рыб иногда называют космонавтами водных стихий?
Ответ: Плотность рыб весьма близка к единице. Это справедливо и для громадной акулы и для крохотного малька. Но по закону Архимеда выталкивающая сила жидкости, действующая на погруженное в нее твердое тело, направлена по вертикали вверх и равна весу жидкости, вытесненной телом. Вес вытесненной воды равен весу рыбы. То есть, любая рыба в воде почти невесома. Поэтому рыбы — это своеобразные космонавты в водной стихии.
4. Какую роль для рыбы играет плавательный пузырь?
Ответ: Плавательный пузырь — это своего рода приспособление, регулирующее среднюю плотность рыбы при ее перемещении на ту или иную глубину. С помощью плавательного пузыря рыбы сохраняют равновесие в воде. Уходя в глубину, рыба сохраняет объем плавательного пузыря постоянным. Она поддерживает в нем давление, равное давлению окружающей воды, для чего непрерывно подкачивает в пузырь кислород из крови.При всплытии, наоборот, кровь усиленно поглощает кислород из плавательного пузыря. Такая подкачка и поглощение — процессы довольно медленные, поэтому при быстром вытаскивании рыбы из большой глубины кислород не успевает раствориться в крови и раздувающийся пузырь разрывает рыбу.
5. Многие морские животные, например кальмары и др., при нападении на них выбрасывают темно-синюю защитную жидкость или ставят «световую завесу». Почему через некоторое время вода, где находится эта жидкость, становится прозрачной?
Ответ: Вследствие диффузии защитное вещество с течением времени рассасывается по объему, занимаемому водой.

Опять поднимаются паруса, и корабль плывёт дальше.
Члены экипажа видят птиц-фрегаты, и их появление дает знать морякам, что земля уже близко.
Лучшие знатоки физики выстраиваются на палубе. Однако им мешают туземцы.
Они не дают пришвартоваться кораблям, если они не помогут им выполнить задания.
Задания туземцев.
1. В прибрежных водах Северной и Южной Америки живет любопытная рыбка четырехглазка. Каждый глаз ее поделен на две половинки — два зрачка, но хрусталик один. Зачем рыбке такое строение глаз?
Ответ: Такое оригинальное строение глаз объясняется тем, что пищей четырехглазке служат как подводные организмы, так и воздушные насекомые. Плавая у самой поверхности воды, рыбка выставляет наружу верхние половинки глаз и следит за тем, что делается над водой. Нижние половинки глаз следят за происходящим в воде.
2. Какая окраска рыб помогает им маскироваться от врагов?
Ответ: У многих рыб темная спинка и серебристое брюшко. Сверху темная спинка рыб не видна на фоне темного дна. Из воды поверхность реки кажется зеркальной, а поскольку брюшко у рыбы серебристое, то ее трудно заметить водным хищникам снизу.
3. Во многих южных морях за плывущей в темноте лодкой остается огненный след. Фейерверк светящихся капель сопровождает каждый удар весла. От всплесков весел убегают огненные шары. Чем вызывается это свечение моря?
Ответ: Свечение моря порождается плавающими по его поверхности живыми существами, главным образом простейшими одноклеточными организмами. Среди многоклеточных организмов живой свет излучают медузы, моллюски, черви и многие рыбы.
Широко известно также свечение медузы, встречающейся в открытом море у поверхности воды. У нее светится внешняя поверхность зонтика и щупальца. Свечение возникает только при раздражениях извне. Таким раздражителем может быть всплеск воды. Свечение в большинстве случаев локализовано в определенных участках тела, реже светятся довольно значительные участки. Живой свет является результатом реакции окисления. За счет химической энергии возбуждаются атомы, и электроны поднимаются на более высокие орбиты. Переходя на более низкие орбиты, электроны выделяют порцию света — фотоны.

Ребята выполнили все задания. Экипаж спасён.
Подводятся итоги и вручаются грамоты.

Использованная литература:
1.Большая детская энциклопедия. Обо всём на свете. Премьера. Астрель,2001
2.Энциклопедия для детей «Птицы и звери», «Аванта+»,М.,2004
3.В. М. Варикаш, Б. А. Кимбар, И. М. Варикаш
«Физика в живой природе», Минск "Народная асвета", 1984
4.И.Я.Ланина «100 игр по физике», Просвещение, Москва,1995г.
5.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», 3класс, Росткнига, Москва,2010г.
6.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика», 4класс, Росткнига, Москва,2010г.
7.И.В.Ефимова «Логические задания для 4 класса. Орешки для ума»,
Ростов – на - Дону, Феникс,2012г.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие для старшеклассников по теме: Правильное питание Внеклассное занятие для подростков. Конфликты в нашей жизни Внеклассное занятие для 5-9 классов на тему: Толерантность
Литературно-музыкальная композиция для студентов колледжа. Сценарий | Викторина с ответами для 2-5 класса на тему: Птицы
Опубликовано: 544 дня назад (10 июня 2015)
Просмотров: 1110
0
Голосов: 0
Аида Амировна Дюсембина # 13 июня 2015 в 19:57 0
Бакыт Сапарбековна!Ваша разработка "По морям по волнам" очень разносторонняя и увлекательная. В ней применены весьма разные и интересные конкурсы и викторины, через раскрытие которых можно познакомиться с явлениями природы, флоры и фауны.
Бакыт Сапарбековна Сыздыкова # 3 июля 2015 в 22:51 0
Здравствуйте.
Аида Амировна, спасибо вам за положительный комментарий.
Желаю Вам всего доброго,успехов!