Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса

Урок-викторина по химии, 8 класс
Сценарий урока-викторины по химии «Своя игра»
Автор: Талдыкина Дарья Сергеевна, бакалавр 4 курса обучения ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», факультет биологии, географии и химии, направление «Естественнонаучное образование, профиль «Химия»»
Описание работы: вашему вниманию представлен материал, предназначенный для проведения внеклассного мероприятия по химии среди учеников 8 классов общеобразовательных школ, занимающихся по программе О.С. Габриеляна. Отличительной особенностью данного урока-викторины является разнообразие используемых форм вопросов. Мероприятие рекомендуется проводить в конце III/IV четверти учебного года. Материал полезен для учителей химии.
Цель: повысить интерес учащихся к предмету химия
Задачи:
Образовательные: обобщить и актуализировать ранее полученные знания учащихся по данной дисциплине, укрепить междисциплинарные связи
Развивающие: продолжить развитие навыков работы в команде
Воспитательные: расширить кругозор учеников, продолжить воспитание мотивации к обучению, положительного отношения к знаниям, пробудить интерес учащихся к науке химия
Оборудование и реактивы: интерактивная доска или проектор; асбестовая сетка, спички, бихромат аммония, спирт; 2 химических стакана большого объема, концентрированные растворы гидроксида аммония и соляной кислоты; фарфоровая чашка, стеклянная палочка, вата, концентрированный раствор серной кислоты, перманганат калия; растворы хлорида железа (III) и роданида калия, 2 фарфоровые чашки, предметное стекло, стакан с водой.
Раздаточный материал: фотографии ученых, таблица
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня вы участники игры-викторины «Своя игра». Сейчас вам нужно разделиться на команды, всего их должно быть пять. 1мин на разделение ребят по командам. Расселись.
Уважаемые игроки, в течение минуты придумайте, пожалуйста, названия своим командам. 1 мин на обсуждение
Минута прошла, объявите, пожалуйста, названия своих команд. 2 мин на запись названий на доску.
Итак, команды сформированы, настало время узнать правила сегодняшней игры. Будьте внимательны!
5 команд соревнуются между собой. Цель: набрать как можно большее количество баллов. Как набирать баллы? На экран выводится слайд:  
  На экране вы видите таблицу, в которой указаны темы вопросов. Это: химики и лирики, химия в быту, напишут наши имена, жизнь замечательных людей, химическая полочка. В каждой теме по 5 вопросов, цена которых варьируется в зависимости от их сложности. Это вопросы за 50 баллов, 100, 150, 200 и 250. Соответственно 50б – это самые легкие вопросы, 250б – самые трудные. Одна команда выбирает понравившуюся ячейку с вопросом. Ведущий (учитель) озвучивает вопрос и дает команду «время», параллельно этот же вопрос появляется на экране. Если команда верно ответила на вопрос, она зарабатывает баллы. Внимание, ответ нужно дать только после команды «время», иначе – фальстарт. Если ответ был не верным, право ответить на вопрос переходит другой команде. Ответ нужно дать в течение 20 секунд. Команде, давшей правильный ответ, переходит право выбора следующей ячейки. Все заработанные очки вносятся в таблицу. Если ни одна из команд не отвечает на вопрос, ведущий «снимает» вопрос и говорит верный ответ. Победит та команда, которая после открытия всех ячеек с вопросами наберет наибольшее количество баллов.
Есть какие-либо вопросы?
Чтобы определить, какая из команд откроет сегодняшнюю игру, я загадаю загадку. Команда, давшая верный ответ и начнет игру.
Итак, готовы? Поехали!
"Природной соли маленький кусок отвечать у доски помог" (мел)
Команда открывайте ячейку.
Вопросы викторины:
ХИМИКИ И ЛИРИКИ
50б. Этот предмет – атрибут любой уважающей себя феи
(Волшебная палочка)
Ведущий: как вы думаете, можно ли изготовить волшебную палочку самостоятельно? Показывает опыт «Волшебная палочка»
100б. О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках, написанных А.С. Пушкиным?
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров…
(металлический блеск)
150б. Какое из физических свойств металлов вспоминается вам, глядя на строки стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»?
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.
(ковкость/пластичность)
200б. В произведении А. Беляева «Продавец воздуха» приводится описание свойств газа, без которого жизнь на Земле невозможна. Назовите этот газ
(О2)
250б. Кто из величайших русских химиков был отцом Любови Дмитриевны Блок, супруги известного русского поэта Александра Александровича Блока?
(Д.И. Менделеев)

ХИМИЯ В БЫТУ
50б. Сейчас вы увидите опыт, который называется «Дым без огня». Показывает опыт учитель. Какую русскую поговорку опровергает данный химический эксперимент?
(нет дыма без огня)
100б. Раствор этой кислоты используется в кулинарии, а также для консервирования
(уксус/уксусная кислота)
150б. Какой способ очистки чайной заварки от чаинок вы используете, когда наливаете ее из чайника в кружку через ситечко?
(фильтрование)
200б. В качестве удобрения в сельском хозяйстве используется гашеная известь – гидроксид кальция Са(ОН)2 – которая получается при смешивании негашеной извести – оксида кальция  СаО – с водой. Напишите уравнение реакции протекания данного процесса
(СаО + Н2О = Са(ОН)2)
250б. Старинные серебряные монеты, ювелирные серебряные украшения, серебряная посуда часто бывают покрыты черным налетом. К какому известному вам классу бинарных соединений относится этот налет?
(оксиды)

… НАПИШУТ НАШИ ИМЕНА
50б. Назовите первый элемент таблицы Д.И Менделеева
(водород)
100б. 5-% спиртовый раствор простого вещества используется для дезинфекции кожи вокруг повреждений. Назовите элемент VII группы таблицы Д.И. Менделеева, входящий в состав этого вещества.
(йод)
150б. Название этому химическому элементу дало древнегреческое слово hēlios (хелиос), в переводе означающее «Солнце»
(гелий)
200б. Вопрос с раздаточным материалом. Команде выдаются фотографии ученых и стикеры с написанными на них названиями химических элементов:  
  
  
  
  
  
Задание: соотнесите фотографию ученого и химического элемента, названного  в его честь
(Эйнштейн – эйнштейний, Нобель – нобелий, Менделеев – менделевий, Кюри – кюрий)
250б. Древние египтяне считали известные им семь металлов представителями семи планет Солнечной системы. Какой драгоценный металл они связывали с Солнцем, а какой – с Луной?
(золото и серебро)

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
50б. Кто из ученых 145 лет назад 1 марта 1869 года открыл Периодический закон?
(Д.И. Менделеев)
100б. Памятник какому русскому учёному-естествоиспытателю, внесшего свой вклад в развитие химии, физики, астрономии, литературы, русского языка, приборостроения, географии, металлургии, геологии, художественного искусства, истории, экономики вы видите на экране?
(М.В. Ломоносов)
150б. Именем этого итальянского естествоиспытателя названа универсальная постоянная – число молекул в 1 моль вещества
(Амедео Авогадро)
200б. Закончите предложение одним словом. Швейцарский врач VI века Парацельс, чье настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, считал, что «настоящая цель химии не в изготовлении золота, а в приготовлении … »
(лекарств)
250б. Учитель показываем опыт «Вулкан», не произнося названия. На экране репродукция картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Назовите причину гибели этого итальянского города, давшую название продемонстрированному опыту
(Вулкан/ вулкан Везувий/ Извержение вулкана)

ХИМИЧЕСКАЯ ПОЛОЧКА
50б. Этим предметом  пользуются не только химики, но и домохозяйки при переливании жидкости в тару с узким горлышком
(воронка)
100б. Загадка. Действует как решето, но выглядит иначе
(бумажный фильтр)
150б. Разгадайте ребус  

(пробирка)
200б. Вопрос с раздаточным материалом. На столе стоит пронумерованная химическая посуда, команде дана таблица:  
  Задание: пронумеровать свою таблицу в соответствии с нумерацией посуды на столе.
250б. Задание на внимательность. Опыт с роданидом калия. К доске вызывается доброволец из команды, выбравшей ячейку с данным вопросом. На кисти его руки демонстрируется опыт с искусственной кровью. Задача команды письменно перечислить всю химическую посуду, используемую в опыте
(фарфоровая чашечка – в ней KSCN
стеклянная палочка
предметное стекло, смоченное FeCl3
химический стакан большого объема с водой)

Подведение итогов: ведущий подсчитывает баллы, набранные каждой командой. Объявляет победителя

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Учебный лист по химии 8 класс Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Методическая разработка урока химии 9 класс

Опубликовано: 983 дня назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 4290
+2
Голосов: 2
Людмила Михайловна # 27 апреля 2014 в 08:30 0
Очень интересные вопросы. Возьму на заметку
Наталья Васильевна Алексеева # 10 сентября 2014 в 18:32 0
Дарья Сергеевна! Огромное спасибо за предоставленный материал, за возможность познакомиться с очень интересной формой и содержанием викторины. Это вечер не просто вопросов и ответов, это настоящая живая игра. Мне очень понравились Ваши рубрики, это так необычно, например, "Химики и лирики". В викторине присутствует химический эксперимент, не только наглядный, но и дающий самостоятельно провести исследование. Это викторина на высшем уровне. Таково моё мнение. Спасибо. Мой голос +1.
Дарья Сергеевна Талдыкина # 10 сентября 2014 в 21:09 0
Уважаемая Наталья Васильевна! Спасибо Вам за высокую оценку моей работы. Я очень рада, что мой труд был не бесполезен.