Конкурсы для педагогов и детей

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования "Калейдоскоп"
Пояснительная записка
АВТОР: Белоусова Тамара Петровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД "Дом школьников р.п.Озинки" Саратовской области
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей, творческих умений и навыков, программа является общеразвивающей и образовательной, т.к. полученные воспитанниками знания используются в их жизнедеятельности.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, занятия по программе «Калейдоскоп» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Воспитанники объединения в процессе занятий познакомятся с техникой работы из бумаги, картона, природного материала, фантиков, песка, соленого теста, цветных лент, скорлупы, гофрированной бумаги.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на один год, 5 раз в неделю по 1 – 2 часа, всего 180 часов за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.
Цель программы:
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности;
– научить ребёнка создавать поделки из бумаги, картона, природного материала;
- научить работать с песком, соленым тестом, салфетками, скорлупой, соломой, гофрированной бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
* закрепление и расширение знаний и умений по работе с различными материалами, обучение приемам работы с инструментами;
* обучение умению планирования своей работы;
* обучение приемам и технологии изготовления композиций, изучение свойств различных материалов;
* обучение приемам работы с различными материалами;
* обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
* развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
* развитие образного мышления и воображения;
* создание условий к саморазвитию обучающихся;
* развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
* воспитание уважения к труду и людям труда;
* формирование чувства коллективизма;
* воспитание аккуратности;
* развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
*доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
* наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
*демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
* научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
* «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и созидать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
• традиционные, комбинированные и практические занятия;
• лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
*словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
*наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
* практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
* объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
* репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
* частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
*фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
* индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
* групповой – организация работы в группах;
* индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
• умение планировать порядок рабочих операций,
• умение постоянно контролировать свою работу,
• умение пользоваться простейшими инструментами,
• знание видов и свойств материала,
• овладение приемами изготовления несложных поделок,
• расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся:
• научатся различным приемам работы с природным материалом, салфетками, фантиками, соленым тестом, бумагой;
• научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
• будут создавать композиции с изделиями;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• составление портфолио из лучших работ
• проведение выставок работ учащихся:
в объединении,
в учреждении;
• участие в районных выставках детских творческих работ, конкурсах.
Учебно-тематический план
Дата проведения Разделы и темы Всего часов Теория
часов Практика
часов
I Введение (4 ч)

1.1. Знакомство с деятельностью кружка, техника безопасности.

1.2. Сбор природных материалов.
Итого по разделу:

II. Работа с природным материалом. ( 32 ч)
2.1.Вводное занятие. Инструменты, приемы работы.
2.2.Изделия из шишек, веточек, семян
2.3.Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав.
2.4. Изделия из засушенных цветов – составление композиций в виде панно, с добавлением украшений из бумаги
2.5. Аппликация из соломы
2.6.Аппликация из песка
2.7. Итоговое занятие, Выставка работ.
Итого по разделу: 2

III. Фантазии из соленого теста (38 ч)
3.1.Вводное занятие. Соленое тесто. Инструменты, приемы работы. Сушка, окрашивание.
3.2. Викторина «Сказки, сказки ...» Лепка сказочных героев (по замыслу)
3.3. «Подкова»
3.4. «Винни – Пух»
3.5. Яйцо пасхальное
3.6. Панно «Сердце»
3.7. Зимняя избушка
3.8. Панно «Солнечное»
3.9.. Колючий ежик
3.10. Итоговое занятие. Выставка работ.
Итого по разделу:

IV. Работа с бросовым материалом ( 34 ч)
4.1. Вводное занятие. Инструменты, приемы работы.
4.2 Поделки из бумажных и картонных коробок
4.3. Поделки из фантиков
4.4 Поделки из пластиковых бутылок, баночек.
4.5.Панно «Конфетный цветок» (ячейки из - под конфет)
4.6. Ваза «Пуговички»
4.7.Картина из меха «Цыплята»
4.8. Панно из диска
4.9. Итоговое занятие. Выставка работ.
Итого по разделу: 2

V. Салфеточная аппликация (26 ч)
5.1. Введение в тему, знакомство с техникой.
5.2. Декорирование папки для портфолио
5.3. Декорирование баночек
5.4. Декорирование тарелочек
5.5. Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток.
5.6. Итоговое занятие. Выставка работ.
Итого по разделу:

V.I. Бумагопластика (46 ч)
6.1. Введение в тему, знакомство с техникой.
6.2.Коллективное панно «Цветы и травы»- из гофрированной бумаги.
6.3. «Бусы», «Камешки» - композиции из комочков бумаги.
6.4. « Шляпка» – украшенная цветами в разной техники.
6.5. «Сказочное море». Моделирование поверхности бегущих волн.
6.6. «Таинственные деревья». Моделирование стволов и веток деревьев способом сминания, скручивания бумаги.
6.7. «Гостья из Снежного королевства». Вырезание снежинок.
6.8. Изготовление книжки раскладушки «Календарь 2015г».
6.9. Папье-маше. Знакомство с простейшими приемами папье-маше. Изготовление на готовой форме (шар, ваза, пиала).
6.10. «Цветочное королевство». Полуобъёмная аппликация из силуэтов цветов (одноярусных, многоярусных). Творческая работа.
6.11. Изготовление открыток к праздничным датам.
6.12. Итоговое занятие. Выставка работ.
Итого по разделу:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. Программа рассчитана на 1 год.
1. Введение (4 часа)
Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. На первых занятиях педагог знакомит с программой ее разделами, рассказывает о новых увлекательных видах рукоделия.
2. Работа с природным материалом ( 32ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Вводное занятие. Инструменты, приемы работы. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок, картин, панно из природных материалов. Изделия из природного материала: из шишек, веточек, семян, листьев деревьев и кустарников, трав. Изделия из засушенных цветов – составление композиций. Аппликация : из соломы, песка. Итоговые занятия. Выставки работ.
3. Работа с соленым тестом (38 ч.)
Вводное занятие. Соленое тесто. Инструменты, приемы работы. Сушка, окрашивание. Тематика изделий: Викторина «Сказки, сказки ...» Лепка сказочных героев (по замыслу), «Подкова», «Вини – Пух», Яйцо пасхальное, панно «Сердце». Зимняя избушка, панно «Солнечное», «Колючий ежик». Итоговые занятия. Выставки работ.
Инструменты и материалы: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки - все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки : Сушка в духовке - нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка - самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка - она более всего подходит для объемных лепных украшений, изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
4. Работа с бросовым материалом (34 ч.)
Вводное занятие. Инструменты, приемы, техника работы. Поделки из бумажных и картонных коробок, из фантиков, пластиковых бутылок, баночек, панно «Конфетный цветок» (ячейки из - под конфет), ваза «Пуговички», картина из меха «Цыплята», панно на диске. Итоговые занятия. Выставки работ.
Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
5. Салфеточная аппликация (26 ч)
Введение в тему, знакомство с техникой. Декорирование папки для портфолио, баночек, тарелочек. Изготовление объёмной аппликации с использованием техник изготовления салфеточной бумаги и распушения салфеток. Итоговые занятия. Выставки работ. Салфеточная аппликация одна из технологий способствующая сенсомоторным умениям и интеллектуальному развитию детей. Пластические возможности салфеток в создании декоративно-прикладных работ. Основные приемы салфеточной аппликации.
6. Бумагопластика (46 ч)
Введение в тему, знакомство с техникой. Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользования ножницами и шаблоном. Коллективное панно «Цветы и травы»- из гофрированной бумаги. «Бусы», «Камешки» - композиции из комочков бумаги. « Шляпка» – украшенная цветами в разной техники. «Сказочное море». Моделирование поверхности бегущих волн. «Таинственные деревья». Моделирование стволов и веток деревьев способом сминания, скручивания бумаги. «Гостья из Снежного королевства». Вырезание снежинок. Изготовление книжки раскладушки «Календарь 2015г». Папье-маше. Знакомство с простейшими приемами папье-маше. Изготовление на готовой форме (шар, ваза, пиала). «Цветочное королевство». Полуобъёмная аппликация из силуэтов цветов (одноярусных, многоярусных). Творческая работа. Изготовление открыток к праздничным датам. Итоговые занятия. Выставки работ.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
• выставки детских работ,
• творческие конкурсы,
• интеллектуальные викторины;
• открытые занятия,
• мастер - классы для родителей;
• участие в мероприятиях разного уровня.
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Литература:
• Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
• Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».
• Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.
• Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.
• Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.
• Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Сюзанна Хелмольд. Профиздат, 2007

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет Программа кружка для учащихся 7-8 классов Программа студии изобразительного искусства 2 и 3 года обучения

Похожие статьи:

Программа кружка для детей 3-4 лет «Пластилиновая ворона»

Проведение спектакля "Золушка"
Опубликовано: 693 дня назад (16 января 2015)
Просмотров: 2773
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 4
Инна Александровна Миловидова # 16 января 2015 в 23:51 +2
Тамара Петровна, добрый вечер. Прежде чем мне написать комментарий ответьте на вопрос: "Почему Вы написали в пояснительной записке, что существует проект Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования?" Федеральный стандарт утвержден в 2004 году, затем был изменен в 2008г., 2009г. и 2012г. И образовательные учреждения уже перешли на новый ГОСТ обучения. Голос мой сегодня примите, а дополнительный комментарий я напишу позже.
Белоусова Тамара Петровна # 18 января 2015 в 11:19 0
Инна Александровна ,здравствуйте ! Я скачала за основу программу, а все занятия которые с детьми проводим вставила свои, работаю первый год просто не внимательна, как мне теперь поправить?
Инна Александровна Миловидова # 21 января 2015 в 23:31 +1
Тамара Петровна! У вас интересная программа. Вы последовательно всё изложили. У вас написано "В результате обучения по данной программе обучающиеся". Эту фразу лучше писать - ожидаемые результаты.Вы подобрали интересные и развивающие занятия. Результат программы можно увидеть в формах, которые вами написали. Это замечательно. Но вот показатели результативности:позитивная динамика познавательного интереса; накопление детьми опыта и социальных установок; удовлетворенность всех обучающихся; положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации (вы написали). Не понятно, как будет это отслеживаться (кроме положительных отзывов). Потому что бы это отследить - необходимо проводить мониторинг, а это в реализованных программах очень важно. И в программах лучше писать не положительных отзывов, а просто - отзывов. Потому что отзыв может быть положительный, так и отрицательный. И не надо бояться разных отзывов от родителей, внешних организаций. Так как, это маленький звоночек, что бы что-то изменить или пересмотреть. И не бывает творческих и профессиональных специалистов, которые не ошибаются.
Удачи вам в профессиональной деятельности. Успехов!
Белоусова Тамара Петровна # 23 января 2015 в 11:00 0
Инна Александровна спасибо большое за Ваш нужный для меня комментарий!
Надежда Осипцова # 19 февраля 2015 в 23:00 +1
Здравствуйте
Программа с методической точки зрения составлена НЕВЕРНО!
Почему нет почасовой раскладки по каждому разделу? Есть только общее число на раздел, а на отдельные темы - нет.
В программе нет самого главного: что должны усвоить обучающие, какие навыки они должны получить. Есть лишь какие-то общие фразы и ни какой конкретики.
Из Вашей программы даже непонятно какими именно видами творчества Вы занимаетесь с детьми.
Такое создаётся впечатление, что Вы эту программу даже не апробировали в своей деятельности.
Так как программа размещена на интернет-ресурсе, то можно было бы хотя бы наглядности какой-либо добавить.

Читается программа (визуально) очень сложно.
Это, наверное, была табличная форма записи, а Вы её не преобразовали и сделали обычной и в итоге у Вас получился местами набор отдельных фраз.

Вы разместили черновик программы, но не рабочую программу профессионального педагога.
С уважением, Надежда - член экспертного совета сайта