Конкурсы для педагогов и детей

Программа дополнительного образования патриотической направленности

Программа дополнительного образования для детей 7-11 лет "Патриот"
АВТОР: Белоусова Тамара Петровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД "Дом школьников р.п.Озинки" Саратовской области

Пояснительная записка
В современных экономических и социальных условиях развития государства, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в обществе получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей заметно уступает предыдущему. Оно более безнравственно и криминально, с выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политике.
Актуальность программы
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиции нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа. Сейчас главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно – нравственную и социальную ценность, сформировать у молодежи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества. Занятия в объединениях по программе «Патриот», являются хорошими уроками для становления личности ребенка как гражданина Российской Федерации, формирования его нравственных и волевых качеств, политической, правовой культуры.
Эта программа призвана помочь взрослым и детям в гармонизации семейных отношений, отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны. Поможет понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Цели: Воспитание и социально – педагогическая поддержка обучающихся в становлении гражданами, патриотами Отечества, малой Родины, формирование общечеловеческих ценностей, профилактика безнадзорности.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей элементам истории России, географии, правоведения;
• Учить правильной, красивой и логической речи;
• Научить правильно, подавать подготовленный материал аудитории.
Развивающие:
• Развить у обучающихся творческое мышление, зрительную память, произвольное внимание;
• Сформировать потребность в дальнейшем саморазвитии и самообразовании;
• Развить потребность в самостоятельности и активной жизненной позиции.
• Развитие творческой инициативы, познавательной активности детей.
Воспитательные:
• Воспитание чувства верности своему Отечеству;
• Ориентация обучающихся на общечеловеческие ценности;
• Воспитание правовой личности.
Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет, реализуется в течение 2 лет.
Режим проведения занятий: 2 часа в неделю, 36 недель – 72 часа за первый год обучения и 36 недель – 72 часа за второй год обучения.
В программу включены три раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой поселок. Раздел знакомит с памятными местами р.п. Озинки, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного поселка, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами поселка, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями поселка, района.
3. Я патриот. Раздел формирует чувство патриотизма у воспитанников, любви к России, знакомит с символами поселка, области, России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания. Знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Формы подведения итогов: (Приложение №1)
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения;
- выступления на мероприятиях.

Основные формы проведения занятий:
1.Занятие – игра
2.Занятие – исследование
3. Занятие – беседа
4. Занятие - викторина
5. Теоретическое занятие
6. Практическое занятие
7. Праздничные мероприятия

Ожидаемые результаты реализации программы:
По итогам I года обучения:
Формирование у обучающихся:
- основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России;
- патриотических чувств: любви к родине, гордость за свою страну, семью, школу, республику.
По итогам II года обучения:
- устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России, развитие чувства гордости и памяти о подвигах земляков, защитников Отечества;
- уважительного, доброжелательного и бережного отношения к памятникам истории, национальным традициям, результатам труда, поддержание нравственных устоев семьи;
- интереса к познанию, понимание смысла жизни, индивидуально – ответственному поведению, отвлечение от противоправной деятельности.
Учебно-тематический план: 1 год обучения

Наименование разделов программы и темы Количество часов
всего тео-рия прак-тика
I. «Мы вместе»
1. Организационное занятие 1 1 -
2. Моя семья живёт в России 2 1 1
3. Моя семья участвует в жизни страны 2 1 1
4. Наши семейные традиции 2 1 1
5. Профессии моей семьи 2 1 1
6. Семейные реликвии, трудовые будни моей семьи 2 1 1
7. Как воевали мои предки, боевые подвиги моих предков 2 1 1
8. Семейное творчество 2 - 2
9. Кем гордится наша семья, в моей семье лентяев нет 2 1 1
10. Памятно и ценно для моей семьи, мои родственники- герои труда 2 1 1
11. Моя мамочка любимая. Альбом семьи 2 1 1
12 Технология составления генеалогического древа семьи 4 1 3
ИТОГО: 25 11 14
II « Мой поселок»
1 Мой любимый поселок – Озинки 2 1 1
2 Моя школа 2 1 1
3 Достопримечательности Озинок 2 1 1
4 Памятники рассказывают 2 1 1
5 Знакомство с материалами музея 2 1 1
6 Ремесло и промыслы нашей местности в прошлом 2 1 1
7 Путешествие в свое прошлое 2 1 1
8 Герои ВОВ - озинцы 2 1 1
9 Каким мы видим наш поселок в будущем 2 1 1
10 Выдающиеся земляки – наши современники 2 1 1
Итого: 20 10 10
III «Я патриот »
1 Моя Родина – Россия 2 1 1
2 За что мы любим Родину 2 1 1
3 Многонациональная Россия. 5 2 3
4 Символика России, области, поселка. 4 2 2
5 Мы - будущее нашей страны 2 1 1
6 Дорогами земными и космическими 4 2 2
7 Труженики тыла, участники ВОВ. 4 2 2
8 Мои земляки – погибшие при исполнении воинского долга. 4 2 2
Итого: 27 13 14
Итого за I год: 72 34 38


Учебно-тематический план: 2 год обучения


Наименование разделов программы и темы Количество часов
всего тео-рия прак-тика
I. «Мы вместе»
1. Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны 2 1 1
2. Мы – будущее России 2 1 1
3. Может ли семья мной гордиться ? 2 1 1
4. «Моя родословная» - составление генеалогического древа рода 4 1 3
5. Твои права и обязанности 4 2 2
6. Труд на благо семьи и Родины 2 1 1
7. Труд в тылу во время войны, останутся в памяти нашего рода 4 2 2
8. Мои родственники - герои труда, боевые награды моих дедов, заслуги перед Родиной 4 2 2
9. Мамы разные важны 2 1 1
10. Наш досуг, как проводим свободное время 2 1 1
11. Домашний архив 2 1 1
ИТОГО: 30 14 16
II « Мой поселок»
1 Озинки – моя гордость 2 1 1
2 История поселка 4 1 3
3 Народ населяющий мой поселок 2 1 1
4 История моей школы 2 1 1
5 Памятные места р.п. Озинки 2 1 1
6 «На пути к Отваге» - о жителях района, награжденных медалью «За Отвагу».
( Исследовательская работа, сбор материала) 4 1 3
7 «Живая память» - о погибших земляках в Афганистане и других горячих точках. 2 1 1
8 Что еще, быть может краше, чем в краю родимом жить. 2 1 1
Итого: 20 8 12
III «Я - патриот »
1 Я живу в России 2 1 1
2 Армейская жизнь 2 1 1
3 Мы граждане России - о Конституции, паспорте гражданина России, их значение в жизни каждого человека 2 1 1
4 Города – герои 4 1 3
6 Подвиг Ленинграда в годы блокады
2 1 1
7 Подвиг героев – пионеров в годы войны 2 1 1
8 Великие полководцы 2 1 1
9 Моя страна – глазами мох друзей 4 1 3
10 Терроризму – нет! 2 1 1
Итого: 22 9 13
Итого за II год 72 31 41
Итого по программе: 144 65 79
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие:
Знакомство со структурой кружка «Патриот». Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Тестирование и диагностика общего развития обучающих. Заполнение анкетных данных.
Мы вместе
Теоретический материал: Моя семья живёт в России, участвует в жизни страны, наши семейные традиции, технология составления генеалогического древа семьи, профессии моей семьи, семейные реликвии, трудовые будни моей семьи, как воевали мои предки, боевые подвиги моих предков, семейное творчество. Кем гордится наша семья, в моей семье лентяев нет. Памятно и ценно для моей семьи, мои родственники- герои труда. «Моя мамочка любимая», альбом семьи.
Практические занятия: Составление древа жизни, конкурс рисунков «Семейный праздник», рассказы о членах семьи, встреча с семейными династиями воспитанников, памятные вещи семьи их история и ценность, выставка рисунков «Кем хочу быть?», сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВОВ, вернисаж «Портрет мамы», выставка работ совместного прикладного творчества воспитанников и их родителей, история моей фотографии и её значимость.
Мой поселок
Теоретический материал: Мой любимый поселок - Озинки, моя школа, достопримечательности Озинок. Памятники рассказывают. Знакомство с материалами музея. Ремесло и промыслы нашей местности в прошлом. Люди, вошедшие в историю поселка. Герои ВОВ - озинцы. Каким мы видим наш поселок в будущем. Выдающиеся земляки – наши современники.
Практические занятия: Работа по карте Озинки (где моя улица), архитектура и история здания школы, экскурсия на площадь, достопримечательности Озинок, встреча с военнослужащими пограничной части, экскурсия к памятникам, вспомним их поимённо, улицы, названные в честь героев – озинцев: Имашева, Якушева, Александрова, Масленникова. Конкурс рисунков «Мой поселок», подготовка – репетиция выступление перед ветеранами, рисунок «Мой любимый уголок поселка».
Я патриот
Теоретический материал: Моя Родина – Россия. За что мы любим Родину. Многонациональная Россия. Вместе мы сила! Мои чувства по отношению к Родине. Мы - будущее нашей страны. Символика России, области, поселка. Мои земляки – участники ВОВ. Наши земляки - погибшие при исполнении воинского долга. Мы против терроризма.
Практические занятия: Конкурс рисунков «Флаг России», «Что такое Родина?» стихи о Родине, песни о Родине (слушаем в исполнении детского хора и поём сами), Гимн, экскурсии в музей, изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек к 8 Марта, встреча с воинами, служившими в Чечне, Афганистане. Символы России, Герои Великой Отечественной войны, Урок Мужества, забота о пожилых людях, выступление перед ветеранами участниками снятия блокады Ленинграда, Урок Мужества, выступление перед женщинами – ветеранами, встреча с директором музея, открытка «Кремлевские куранты».
Содержание программы
2 года обучения
Мы вместе
Теоретический материал: Диспут «Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны», «Мы – будущее России», может ли семья мной гордиться? Беседа «Я – патриот», «Твои права и обязанности». Труд на благо семьи и Родины, труд в тылу во время войны, мои родственники- герои труда, боевые награды моих дедов, заслуги перед Родиной. Мамы разные важны (сообщение), «Наш досуг» как проводим свободное время, фото – презентация «Мы вместе».
Практические занятия: Коллективная аппликация «Наша Россия». Моя гордость и мои успехи. Пословицы и поговорки о труде и лентяях. Складывание бумаги – «Треугольники с фронта». Рисунок «Кем хочу стать». Сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВОВ. Вернисаж «Портрет мамы». Выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и родителей, самая ценная фотография в альбоме. Пословицы, поговорки о дружбе, труде. Рисунок – фантазии «Когда мне будет больше лет». Складывание бумаги «Армада кораблей», выпуск листовки ко Дню Победы.
Мой поселок
Теоретический материал: Озинки – моя гордость. История поселка. Национальные особенности жизни людей. Памятные места в р.п. Озинки. «На пути к Отваге» - о жителях района, награжденных медалью «За Отвагу». «Живая память» - о погибших в Афганистане и других горячих точках. Путешествие в свое прошлое. Что еще, быть может краше, чем в краю родимом жить.
Практические занятия: Творческая работа с бумагой, пластилином . «Достопримечательности р.п. Озинки», экскурсия на площадь, экскурсия на Братскую могилу, к Мемориальной доске. Сбор материалов для экспозиции «На пути к Отваге». Встреча с ветеранами участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с военнослужащими – пограничной части, работа с пластилином «Ракета». Вспомним героев – земляков.
Я патриот
Теоретический материал: Я живу в России. Армейская жизнь. «Мы граждане России» - о Конституции, паспорте гражданина России, их значение в жизни каждого человека. Подвиг Ленинграда. Подвиг разведчиков в ВОВ. Великие полководцы. «Моя страна – глазами мох друзей» (исследовательская работа). Символика и ордена. Дорогами земными и космическими.
Практические занятия: Раскрашивание костюмов народов России, природа России (стихи). Герои Великой Отечественной войны - земляки, Урок Мужества - выступление перед ветеранами участниками снятия блокады Ленинграда, Урок Мужества - выступление перед ветеранами Сталинградского сражения, Выступление перед женщинами – ветеранами, встреча с ветеранами –узниками концлагерей, Экскурсия в Музей. Встреча с пограничниками. Оформление поздравительной открытки ветерану. Заучивание стихов, песен военной тематики, ДВСР
Методическое обеспечение программы «Патриот»
№ Название раздела программы Форма занятий Приемы и методы Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
1. « Мы вместе » Беседа, викторина, исследование, игра, практическое занятие, праздник Проблемно - исследовательские, проблемно – диалогические, познавательные игры, дискуссии, творческие задания,
метод эмоционального стимулирования, рефлексия деятельности. Фото - презентации,
картины, фотографии, видеозаписи, мультимедийные материалы. Мультимедийный проектор,
компьютер, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, микрофон, диски с музыкальными композициями, канцелярские принадлежности. Наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест; беседа;
мини-сочинения.

2. « Мой поселок» Беседа, викторина, исследование, игра, практическое занятие, праздник , устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. Проблемно - исследовательские, проблемно – диалогические, ИКТ,
дискуссии, творческие задания, словесные, наглядные, практические, рефлексия деятельности Плакаты, картины, фотографии, научная и специальная литература, архивные материалы. Мультимедийный проектор, компьютер, видеомагнитофон, музыкальный
центр, микрофон,
диски с музыкальными композициями, канцелярские принадлежности, наглядный материал, различные атрибуты.
Наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест; беседа;
мини-сочинения.

3. « Я патриот» Беседа, викторина, исследование, игра, практическое занятие,
творческие дела, встречи с интересными людьми. Проблемно - исследовательские, проблемно – диалогические, ИКТ, познавательные игры, дискуссии. Плакаты, картины, фотографии, научная и специальная литература. Мультимедийный проектор, компьютер, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, микрофон, диски с музыкальными композициями,
канцелярские принадлежности. Наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест;беседа;
мини-сочинения.
Праздничные мероприятия.

Приложение №1
Диагностика воспитанников детских объединений по патриотическому воспитанию
Основные показатели воспитанности патриотизма Признаки и уровни формирующихся качеств.
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. 3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством педагога, приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
4. Служение своими силами 3 – участвует в делах при организации и поддержке педагога, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
3 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своем объединении 3 – активно участвует в делах объединения, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах объединения ;
1 – в делах объединения участвует при побуждении.

Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.

Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:

- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.

Патриотическое и гражданское воспитание
Методика незаконченных предложений

Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…


Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше:
веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный.

Используемая литература:
1. А.Я. Данилюк , А.М.Кондаков, В.А. Тишков «Просвещение» «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва 2009.
2. И.В.Ткаченко, «Сборник методических рекомендаций по патриотическому воспитанию», Саратов 2006г.
3. С.А. Кулибабина, «Озинки - милый сердцу край», Саратов 2008г.
4. Журналы военно-патриотической направленности.

Литература для детей:
1. В. Степанов «Мы живем в России» Москва, Оникс 2006г.
2. «Государственные Символы России», Детский энциклопедический журнал №12 2009г, г. Дмитров.
3. «По следам прошлого. Дороги истории». Энциклопедия для детей, Москва 1997.
4. Озинки – милый сердцу край, Саратов 2008г.

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Проведение спектакля "Золушка"
Опубликовано: 700 дней назад (9 января 2015)
Просмотров: 2567
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 5
Евгения Олеговна Шмарина # 11 января 2015 в 14:43 +2
Тамара Петровна у вас непонятно с календарно-тематическим планом распределение часов,а так можно воспользоваться!Спасибо!
Белоусова Тамара Петровна # 11 января 2015 в 15:05 0
Программа на 144часа,вначале цифрами обозначено всего,затем теория и практика. Возможно,что не так я первый год в должности педагога дополнительного образования и первый раз загрузила, может что то не так я сделала.Спасибо за комментарий.
Раиса Владимировна Коломыцева # 11 января 2015 в 21:41 +2
Добрый вечер, Тамара Петровна! Интересная программа вами представлена, думаю, что она заинтересует желающих воспользоваться вашими советами. Мой голос+1, большое спасибо!
Лариса Александровна Коломенцева # 12 января 2015 в 19:18 +2
Спасибо, тема актуальна и интересна.
Наталья Александровна Ермакова # 13 января 2015 в 22:35 +2
Добрый вечер, Тамара Петровна! Интересная и такая нужная программа!Голос,мне понравилось!
Игорь Владимирович Грушевский # 16 января 2015 в 15:11 +1
Здравствуйте, Тамара Петровна! Интересная программа! Голос!
Надежда Осипцова # 19 февраля 2015 в 23:06 +1
Здравствуйте
Таблицу надо было преобразовать в текст, а так ничего понять невозможно.
Педагоги вряд ли ей смогут воспользоваться. А жаль...
Надо размещать для ЧИТАТЕЛЕЙ..., а не формально
С уважением, Надежда - член экспертного совета