Конкурсы для педагогов и детей

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Статья «Инновации в системе образования.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область, с. Климоуцы.
Описание материала: Технология критического мышления или РКМЧП относительно молодое направление в современном образовании, но имеет своих почитателей в разных областях преподавания. Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям 5 -11 классов, преподающим литературу и русский язык.
Цель: Раскрыть сущность технологии РКМЧП в условиях введения ФГОС второго поколения.
Задачи: 1. Уточнить методику использования технологии на уроках по изучению информационного материала, художественного текста.
2. Выявить особенности методов и приемов на уроках взаимообучения, дискуссии, письма.

В современном образовании личностно ориентированный подход занимает прочные позиции. Хотя ценностные ориентиры несколько сменились в соответствии с провозглашенными принципами ФГОС второго поколения, в приоритете у преподавателей должна быть развитая и образованная личность, живущая в условиях постоянно меняющегося мира. Именно личностный подход к образованию учитывает возможности и способности ученика, и он сам является активным субъектом деятельности учения.
С понятием личностно ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Методы и приемы РКМЧП успешно используются в педагогической практике нашей страны на протяжении последних 20 лет.
В процессе применения технологии происходит обобщение знаний учащихся, обучение разным способам мышления, появляется возможность ведения бинарных уроков, обучения может стать вариативным и дифференцированным, у ребенка формируется четкая направленность на самореализацию, что опять же соответствует требованиям времени.
Учитель, работающий по технологии РКМЧП, перестает быть главным источником информации для ученика, он способствует организации совместного поиска решения проблемы, учит находить оптимальные варианты из множества предлагаемых обстоятельств.
Урок обязательно состоит из трех стадий: вызов, когда ученик вспоминает и озвучивает все знания по проблеме, пусть даже ошибочные, осмысление, когда происходит знакомство с новой информацией, постановка и обсуждение проблемных вопросов и, наконец, рефлексия, где учащиеся формулируют выводы, ставят новые вопросы, в конечном счете, убеждаются в достижении поставленных целей.
На разных этапах урока могут применяться определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам деятельности в пошаговой реализации занятия. Каждый прием в критическом мышлении имеет своей целью раскрытие творческого потенциала учащихся.
В зависимости от целей и задач технологическая карта урока может выглядеть так:
1.Работа с информационным текстом.
Технологическая карта.
Вызов – составление кластера.
Осмысление – инсерт (маркировка).
Рефлексия – возвращение к кластеру.
Необходимый комментарий.
Кластеры или грозди – это графические систематизаторы, показывающие различные типы связи между объектами, явлениями, предметами.
В центре листа пишется слово или тема, или проблема. Далее вокруг, как грозди, записываются слова, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом, темой.
Прием «Инсерт» или маркировка, когда учащиеся делают пометки карандашом по тексту: «v» - это уже известно,«-» - противоречит представлениям читающего, «+» - новое, «?» - узнать подробнее, есть вопросы.
Привыкнув читать произведение «по диагонали», ученики не всегда вдумываются в содержание, данный прием подразумевает использование целого спектра мыслительных операций. Учащийся не только запомнит текст, но и сформирует собственную точку зрения на информацию, содержащуюся в произведении.
Возвращение к кластеру, составленному в начале урока, предполагает дополнение его новыми подробностями, мыслями по поводу основной темы занятия.
2.Работа с художественным текстом.
Технологическая карта.
Вызов – выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.
Осмысление – сопоставление версии с новым фрагментом текста (Прием «Чтение с остановками»).
Рефлексия – выдвижение новой версии развития сюжета (Прием «Синквейн»).
Необходимый комментарий.
6 класс. Фрагмент интегрированного урока по рассказу Т.Тэсс «Голубая ель» (литература, русский язык, биология).
Перед анализом текста дается информация о писателе.
Татьяна Тэсс (1906 - 1983) – советская писательница, журналистка, много лет работала в газете «Известия». Очень разносторонний человек, закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, документальных книг и повестей, публицист, главной темой ее творчества было воспитание не только детей, но и взрослых. Тэсс – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра. В свое время она была самой читаемой журналисткой «Известий».
Стадия вызова.
Вопрос детям:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
(Учениками делаются записи вариантов ответа).
После этого начинается чтение текста «Голубая ель».
Прием «Чтение с остановками» (если произведение небольшое, остановок будет 4- 5).
«Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? (Дети высказывают свое мнение).
…Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ел стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…
Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?
(Дети предлагают варианты дальнейшего развития событий).
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.
Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту? (Дети выдвигают свои версии будущих событий рассказа).
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».
После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия. Методисты предлагают развернуть дискуссию об ответственности человека за погубленную красоту, о подчас потребительском отношении к окружающей природе, о совести и отсутствии таковой.
Затем можно составить синквейн (от французского «пять»). Строгие правила составления синквейна таковы:
1.Первая строка – тема, выраженная одним существительным.
2.Вторая строка – описание темы двумя прилагательными.
3.Третья строка – описание действия тремя глаголами или его производными – причастиями, деепричастиями.
4.Четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме.
5.Пятая строка – одно слово-синоним первому, образно повторяющий суть темы.
В нашем случае это может быть так:
Ель.
Голубая, сказочная.
Погублена, убита, уничтожена.
Мертвая ель - укор совести.
Напоминание.
3.Взаимообучение.
Технологическая карта.
Вызов – игра «Верю – не верю» или «Верные и неверные утверждения».
Осмысление – стратегия «Зигзаг».
Рефлексия – сводная сравнительная таблица.
Необходимый комментарий.
Игра «Верю – не верю» хороша при изучении биографии литератора.
Учитель предлагает детям несколько утверждений по еще не изученной теме, ученики должны выбрать ответы, обосновав свое мнение. После знакомства с жизнью и творчеством писателя или поэта возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, исходя из уже полученных знаний.
Смысл стратегии «Зигзаг» в упрощенном варианте заключается в распределении между группами больших по объему текстов, но объединенных одной темой. Например: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Толстого. Первая группа читает главу о детстве Наташи, вторая – о дружбе с Соней, третья – о взаимоотношениях с Андреем Болконским, четвертая – о Наташе и Анатоле Курагине, пятая – О Наташе и Пьере Безухове. Затем ребята планируют способы преподнесения материала для всех учеников, после презентации своей работы ученики проверяют, как их товарищи поняли текст. Задача команды разобраться во всей теме целиком.
На стадии рефлексии ученики составляют сравнительную характеристику главных персонажей произведения.
4.Дискуссия.
Технологическая карта.
Вызов – «толстые и тонкие» вопросы.
Осмысление – перекрестная дискуссия.
Рефлексия – написание эссе.
Необходимый комментарий.
Научить ребят думать над прочитанным материалом, понимать произведение помогает прием «Толстые и тонкие вопросы».
«Толстые» вопросы предполагают привлечение дополнительных знаний, умение анализировать и размышлять, а «тонкие» требуют односложного ответа.
Примеры «тонких» вопросов: Кто является автором произведения о превращении собаки в человека? Как звали младшего брата Николая Ростова, погибшего на войне 1812 года? Что повлияло на изменение характера Кая в сказке «Снежная королева»?
Примеры «толстых» вопросов: Назовите несколько причин, почему Андрия в «Тарасе Бульбе» можно считать предателем? В чем сходство и различие героев «Войны и мира» А. Болконского и П. Безухова?
Когда вопрос сформулирован и записан, каждый ученик обдумывает ответ и записывает его в тетрадь. Это позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
После этого может начаться «Перекрестная дискуссия». Данный вид деятельности помогает понять и использовать разные приемы аргументации, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить как к собственной позиции, так и к чужой.
Технология перекрестной дискуссии:
Формулировка проблемного вопроса, не имеющего однозначного ответа, он пишется посредине страницы в тетради, составляется схема для дискуссии:
аргументы за аргументы против
Каждый участник дискуссии внимательно изучает аргументы товарищей, отвечает на их вопросы, делает вывод: - Да, потому что…
- Нет, потому что…
Такой вид работы создает условия для предупреждения однозначного толкования событий и поступков героев произведения.
В конце урока учащиеся пишут эссе о прочитанном произведении, еще раз делятся своими мыслями о поведении героев, дают оценку характерам и обстоятельствам.
5.Письмо.
Технологическая карта.
Вызов – инвентаризация.
Осмысление – составление чернового варианта, правка.
Рефлексия – редактирование, написание чистового варианта.
Необходимый комментарий.
Навыки письменной речи играют важную роль для развития критического мышления, потому что они позволяют рассмотреть со всех сторон образ героя произведения, осмыслить не до конца сформулированные для себя понятия и явления.
При создании письменных текстов автор должен пройти три этапа:
1.Инвентаризация. Это работа по сбору информации и, так называемое, «собирание мыслей».
2.Составление чернового текста или использование приема «Свободное письмо», суть его заключается в записи без остановки мыслей, пришедших в голову по проблеме письменной работы, не придавая значения правильности правописания, речевым ошибкам.
3.Правка – это доработка текста, стремление четко и грамотно выразить свои мысли, соотнести форму и содержание.
4.Редактирование. На этом этапе работы могут быть добавлены целые абзацы либо исключены таковые.
Приемов и методов в технологии РКМЧП еще великое множество, они замечательно представлены в книге С. И. Заир-Бека и И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке», данное издание несколько раз переиздавалось, интерес к нему не угасает, авторы постоянно добавляют новые приемы, стратегии, есть чему поучиться и попробовать на практике. На мой взгляд, применение РКМЧП способствует формированию у учащегося способности рассматривать проблему под разным углом, учиться принимать иную, отличную от его точку зрения; технология меняет социальный контекст образования, позволяет развиваться открытому диалогу между учителем и учеником.
Список используемой литературы:
1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2 изд., дораб.-М.:Просвещение,2011.-223с.:ил.-(Работаем по новым стандартам).
2.Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка./С.В.Столбунова// Первое сентября. Русский язык.- 20005. №18,с.5-11.
3.Васюта И.В. Махотина А.Ф. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы./ И.В. Васюта, А.Ф.Махотина// Первое сентября. Литература.-2005. №3,с. 27-29.

Рекомендуем посмотреть:

Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
О роли домашнего задания в образовании учащихся | Рассказ для школьников. Мои любимые парнокопытные
Опубликовано: 504 дня назад (24 июля 2015)
Просмотров: 4754
Рубрика: Без рубрики
+17
Голосов: 17
Татьяна Александровна Толстикова # 24 июля 2015 в 17:19 +4
Тамара Васильевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с предложенным Вами материалом. Современная жизнь вносит в систему образования множество инноваций, и на страницах сайта педагоги делятся своими впечатлениями и опытом. Безусловно, применение предложенной технологии способствует формированию у учащихся множества навыков, раскрывающих их потенциал. Предложенные Вами приёмы и методы в данной технологии очень интересны, и должны заинтересовать педагогов старшего звена. Успехов Вам! Примите мой голос.
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 июля 2015 в 18:44 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна!Вы представили очень важный и интересный материал, который заставляет учащегося глубоко вникать в произведение, находить все звенья, определять их значение и взаимосвязь. Голосую и беру себе в заметки.
Алла Ивановна Ефимова # 24 июля 2015 в 23:21 +1
Доброй ночи, Тамара Васильевна, спасибо за приглашение. Вы представили очень интересный и актуальный материал.
Думаю, Ваша статья будет интересна многим коллегам!Спасибо за предоставленный опыт! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! С удовольствие голосую за Вашу разработку!
Наталья Константиновна Клочкова # 25 июля 2015 в 08:29 +1
Нашим учителям было предложено обучиться Сингапурской методике. Об этой технологии тогда я имела весьма смутные представления. Но уже при подготовке к первому занятию почувствовала интерес. Перед нами стоит задача – работать на конечный результат, вот и появляется желание привнести в традиционные уроки что-то новое. В чем ценность предлагаемой Вами технологии пока сказать трудно. Надо ее изучить, прежде чем проводить урок по данной методике.
Тамара Васильевна Енина # 25 июля 2015 в 12:10 +1
Здравствуйте,Наталья Константиновна, в своей статье я ссылаюсь на хорошую книгу С.И.Заир-Бека и И.В.Муштавинской, в их пособии для учителей есть примеры разработок уроков по математике, это, правда, очень интересная, вполне удобоваримая технология.
Валентина Сергеевна Вешкина # 25 июля 2015 в 16:29 0
Добрый вечер, Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение. Ваш материал очень нужен учителям:технология критического мышления востребована в школе, а Вы поделились своим опытом доступным языком, на конкретном примере. Я обязательно возьму в закладки Вашу разработку и другим советую. Желаю Вам успехов!
Вера Александровна Орехова # 25 июля 2015 в 16:37 0
Тамара Васильевна, спасибо за приглашение.
Интересная , полезная и познавательная разработка.
Примите мой голос + 1.
Желаю удачи и успехов!
Инна Николаевна Евсейчик # 25 июля 2015 в 21:01 0
Здравствуйте, Тамара Васильевна. Прочитала Вашу статью. Узнала много важной и нужной информации. Материал полезен педагогам, независимо от преподаваемого предмета. Взяла себе в закладки. Надеюсь, Вы не против. Мой голос.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 25 июля 2015 в 21:10 +1
Тамара Васильевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Ваша статья интересна, так как содержит примеры, а не просто описание технологии. Сама сейчас изучаю и пробую внедрять эту технологию, она заслуживает внимания. Мой голос Вам, +1!
Надежда Евгеньевна Скорых # 26 июля 2015 в 20:44 0
Тамара Васильевна,добрый вечер! Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Благодаря грамотному описанию Вами РКМЧП я понимаю, что технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Голос №10
Галина Николаевна Сыромукова # 26 июля 2015 в 21:04 0
Тамара Васильевна, материал интересный, нужный! Спасибо! творческих успехов!
Светлана Николаевна Матвеева # 27 июля 2015 в 14:39 0
Уважаемая, Тамара Васильевна! Внимательно прочитала Вашу статью «Инновации в системе образования.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Технология развития критического мышления через чтение и письмо (или РКМЧП) - тема актуальная. Я бы добавила в конце немного выводов. Примите голос! Желаю творческих успехов.
Ольга Николаевна Францева # 27 июля 2015 в 19:58 0
Доброго времени суток, Тамара Васильевна, спасибо за приглашение! Спасибо Вам за очень интересную статью о формирование нового стиля мышления.
Актуальность материала не взывает сомнения, поскольку в современном мире, характеризуемом увеличением информационных потоков, очень важно формировать культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Технологии РКМЧП прекрасно стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.
В разработке очень подробно описана технологическая карта урока по технологии РКМЧП.
Ваша публикация, несомненно, будет востребована среди коллег. С Вашего разрешения беру в закладки.
Желаю успехов! Голос +1!!!
Наталья Александровна Ермакова # 28 июля 2015 в 10:49 0
Тамара Васильевна, здравствуйте! Согласна с коллегами, очень интересная статья и подход к работе! Усвоение художественного теста-это умственная и творческая работа. Хороший читатель сможет отыскать в прочитанном главное, осмыслить его, а при необходимости сформулировать и обосновать свои мысли,защитить их.Обучение детей культуре чтения очень важная и актуальная тема, замечательно что делитесь своим опытом. С удовольствием голосую, голос №14
Тамара Васильевна Енина # 28 июля 2015 в 12:55 0
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии и голоса.Будем дальше работать.
Надежда Боевна Кикеева # 28 июля 2015 в 17:34 0
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Технология, описанная Вами, приобретает все большую популярность, так как отвечает требованиям современного образовательного процесса. Вы не только доступно и грамотно изложили суть данной технологии, но и проиллюстрировали яркими примерами. Спасибо за работу! Примите мой голос.
Лилия Данировна Зиннурова # 30 июля 2015 в 19:30 0
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение! Познавательное и замечательное мероприятие Ваше мне понравилось. Конспект оформлен методически грамотно. Молодец! Голосую.