Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О роли домашнего задания в образовании учащихся

Статья «Роль домашнего задания в образовании учащихся».
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область, с. Климоуцы.
Описание материала: Предлагаю Вам статью о роли домашнего задания в образовании учащихся. Данный материал будет полезен учителям 5 -11 классов. Это публикация о некоторых особенностях домашнего задания в традиционной школе и в рамках реализации ФГОС.
Цель: Выявить роль домашнего задания в современном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать традиционные и современные (ФГОС) способы домашнего задания.
2. Конкретизировать объем, время выполнения домашнего задания и способы его проверки.

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним.
Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.
В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
Задание должно быть понятно каждому ученику.
Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее задание обязательно дифференцированное.
Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое.
Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят, пятиклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя.
Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к А.С. Пушкину в Михайловское»). Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя.
(Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стилизацию в духе И.А. Крылова, нарисовать титульный лист своей будущей книги).
К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов.
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Требования к объему и времени выполнения домашнего задания не претерпели значительных изменений.
Так, согласно нормам СанПин объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч; а по предметам регионального компонента домашних заданий не должно быть вообще.
Начинать самоподготовку ученик должен с предметов средней трудности после 15 часов, именно в это время, по мнению ученых, наблюдается подъем работоспособности.
Занимаясь, ребенок устраивает небольшие (до 5 минут) произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы или делает физминутки (2 – 3 минуты).
Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, чтобы не перегружать чрезмерным заданием детей.
Основная причина перегрузки – несогласованность с заданиями по другим предметам. Каждый учитель старается задать объемный материал, особенно это происходит по предметам, где дети сдают ЕГЭ.
Для выявления затрат времени учащимися на подготовку домашнего задания был проведен опрос в общеобразовательной школе, который показал, что только начальные классы (57%) подходят ответственно к выполнению домашней работы, но при этом большинству (43%) из них помогают родители.
Средние классы тратят на домашнее задание от часа до полутора часов в отличие от рекомендуемых двух - двух с половиной (67%).
Старшеклассники отводят самостоятельной домашней работе от часа до двух с половиной, вместо нормативных до трех с половиной (84%).
Наиболее трудоемкой из изучаемых дисциплин для учащихся является математика, это констатировали 72% обучающихся.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что сохраняются
диспропорции между нормативным и фактическим временем подготовки домашнего задания, а также слабое участие родителей в осуществлении контроля.
Способы проверки домашнего задания традиционны.
Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли.
Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос с вызовом к доске.
Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные опросы.
Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек, перфокарт, заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы оцениваются.
Самопроверка и взаимопроверка, работа в парах часто применяются на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу, кластеры и синквейны.
Специалисты не рекомендуют применять одни и те же способы проверки самоподготовки, а лучше варьировать их.
Часто возникает вопрос о необходимости использования решебников при выполнении домашнего задания.
Решебник существует как данность. Учащиеся им пользуются, учителя снижают оценки за ответы, аргументированно доказывают наличие ошибок в такой литературе, но дети продолжают прибегать к помощи быстрого выполнения домашней работы. Выход видится в одном: применять нестандартные формы домашнего задания.
Итак, работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников.
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд.
Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте.
Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе.
Список используемой литературы:
1.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
3.Амосова А.Г. «Формирование УУД в основной школе от действия к мысли: система знаний» Пособие для учителя. –«Просвещение», 2013.-148с.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Интерактивные игры на уроках литературы в 5-11 классах | Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
Опубликовано: 3179 дней назад (16 июля 2015)
Просмотров: 8175
Рубрика: Без рубрики
+12
Голосов: 12
Ольга Николаевна Францева # 16 июля 2015 в 11:47 0
Добрый день, Тамара Васильевна, спасибо за приглашение.
Вы представили очень интересный и актуальный материал. Действительно, проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Думаю, Ваша статья будет интересна многим коллегам!
Спасибо за предоставленный опыт!
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
С удовольствие голосую за Вашу разработку!
Наталья Константиновна Клочкова # 16 июля 2015 в 12:27 +1
Здравствуйте Тамара Васильевна!Спасибо за приглашение. Вы представили интересную разработку. Ваш материал может помочь в подготовке к родительскому собранию. Но небольшой совет: в заголовке в конце предложения точки не ставьте.
Удачи Вам!
Елена Ивановна Понкратенко # 16 июля 2015 в 15:10 +1
Соглашусь с мнением Натальи Константиновны, что предложенный Вами, Тамара Васильевна, материал может стать хорошей и полезной консультацией для родителей. Бесспорно, домашнее задание играет важную роль в формировании ЗУН детей и без таких заданий сложно было бы обойтись. Считаю важным прививать ученикам правильную мотивацию к выполнению домашних заданий. Дети должны понимать, что домашнее задание нужно выполнить не для того, чтобы просто выполнить, а для того, чтобы закрепить свои знания, которые получил на уроке.
Татьяна Николаевна Сидорова # 16 июля 2015 в 17:45 +1
Наталья Константиновна, вы представили интересную работу. Соглашусь с коллегами, что материал данной статьи можно использовать на родительских собраниях.Также считаю, что домашнее задание должно остаться в школах, но должно задаваться исходя из возможностей детей.
Лилия Данировна Зиннурова # 16 июля 2015 в 20:04 0
Тамара Васильевна! Вы представили очень нужный и актуальный материал. Его можно использовать на родительских собраниях, семинарах учителей, заседаниях методического объединения различного уровня. Вообщем статья будет интересна всем педагогам. Молодец! Беру материал к себе в закладки.
Алла Ивановна Ефимова # 16 июля 2015 в 22:42 0
Доброй ночи, Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение. Вы представили очень интересный и актуальный материал.
Думаю, Ваша статья будет интересна многим коллегам!Спасибо за предоставленный материал.
С удовольствие голосую за Вашу разработку!
Ольга Васильевна Яковлева # 16 июля 2015 в 22:46 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна. Вы представили нужный, ценный и актуальный материал, который можно использовать на родительских собраниях, консультациях для учителей. Новые подходы к выполнению домашнего задания описаны Вами интересно, подробно, в соответствии с ФГОС. Замечательно, что есть думающие, творческие педагоги, которым эта проблема не безразлична. Примите мой голос
Анна Юрьевна Копылова # 17 июля 2015 в 10:28 0
Добрый день, Тамара Васильевна! Действительно," способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы!". Дети должны осознавать, что домашние задания нужно выполнять для того, чтобы закреплять свои знания, которые они получают на уроке. Ваш материал актуален. Спасибо за статью. Примите мой голос!)))
Инна Николаевна Евсейчик # 17 июля 2015 в 13:02 0
Добрый день, Тамара Васильевна! Вы затронули злободневную тему. Тема домашнего задания волнует и педагогов, и учеников, и родителей. Обойтись без домашнего задания, конечно же, невозможно. Вопрос в том, что на подготовку домашнего задания (если подходить к ней серьёзно и ответственно) требуется гораздо больше времени, чем предполагают нормы. Но, увы, современные школьники ухитряются тратить в два раза меньше (об этом сказано в статье). Отсюда и пробелы в знаниях. Спасибо за интересную статью. Мой голос.
Тамара Васильевна Енина # 17 июля 2015 в 13:12 0
Спасибо, уважаемые коллеги за оценку моей работы и добрые слова.
Женни Фердинандовна Гессе # 17 июля 2015 в 14:08 0
Работа носит обобщающий характер и может быть полезна особенно для начинающих преподавателей и учителей. Действительно задания для домашнего выполнения носят самый разнообразный характер, начиная с сочинений, заканчивая простыми расчетными заданиями.
Необходимо отметить, что в свете развития интернета, выполнение домашнего задания обучающимися частично упрощается, по этой причине имеет смысл выдавать задание, нацеленное на осознанный поиск правильного ответа, который НЕ ЛЕЖИТ на поверхности.
Ермакова Наталья Александровна # 28 июля 2015 в 10:52 0
Здравствуйте Тамара Васильевна! Очень интересная и нужная публикация,спасибо! Голос!
Галина Николаевна Сыромукова # 28 июля 2015 в 18:08 0
Тамара Васильевна, спасибо за представленный опыт! Вы умница! Голосую!
Тамара Васильевна Михайленко # 27 августа 2015 в 22:41 0
Здравствуйте Тамара Васильевна! По ФГОС возникает много вопросов, очень много пока еще непонятного, но вы просто умница, что так подробно поделились опытом. Каждый учитель использует свои методы, приемы, Ваши -заслуживают внимания. Я считаю, что любая работа на уроке ребенку должна быть интересна. А тем более при задании на дом нужно постараться сделать так, чтобы ребенку было возможно сделать все по силам и еще чтобы интересно было. Тогда любой метод проверки домашнего задания будет хорошо, а от него зависит и результат. Спасибо вам. Желаю дальнейших творческих успехов.