Конкурсы для педагогов и детей

Проект с презентацией ко Дню Победы - 9 мая в школе, 10 класс

Проект "О доблести, о подвигах, о славе"
Автор проекта: Даньшина Кристина, 10 класс, МОУ «Малошелковниковская СОШ» Егорьевского района
Руководитель: Гончарова Тамара Владимировна, учитель физики

Актуальность проекта
В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Ответы современных школьников на вопросы о Великой Отечественной войне поражают не только наивностью, но и полным незнанием важнейших фактов: когда началась война, кто с кем воевал, наши главные победы, подвиги героев войны и т.д.

Цель проекта:
1. формирование патриотического воспитания подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам;
2. воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины – наших земляков;

Задачи:
1. Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и детьми войны.
2. Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них.
3. Приобщать школьников к культурному наследию России.

Время неумолимо мчится вперед. Наша страна готовиться отпраздновать 70-летие Великой Победы над заклятым врагом человечества – гитлеровской Германией. Все меньше и меньше остается ветеранов войны. Уходят друзья, кто от ран, кто от срока нажитых новых болезней, кто от немало прожитых лет. В нашем селе уже нет ни одного ветерана войны, о них говорят музейные экспонаты нашей школы.

В союзные времена в школе была пионерская организация, которая носила имя нашего героя – земляка Гавриила Павловича Масловского. И ребята 80х годов проводили поисковую работу по сбору материала об участниках Великой Отечественной Войны села. В школьном музее есть альбомы о них. С пожелтевших фотографий смотрят на нас молодые солдаты, воины тех далёких и грозных лет. В одном ряду с ними те, кто ковал победу в тылу. Он не дожил, не долюбил, говорят стихотворные строчки о молодых бойцах, чью жизнь оборвала вражеская пуля.

Изучая историю пионерской организации нашей школы, накануне праздника Великой Победы мне вдруг захотелось рассказать младшим ребятам о человеке, чьё имя носила Пионерская дружина 70 -90 годов. Этим человеком был капитан – Гавриил Павлович Масловский. Родился он в селе Большая Шелковка в 1922 году в бедной крестьянской семье. В 1924 году умер его отец. Старшему Ивану было тогда 14 лет.

Семья Масловских начинала трудовую жизнь батраками у местных кулаков. Небольшая избушка – землянка ютилась между двух кулацких домов. Семья часто не имела хлеба, дров. В 1933 году Гавриил Павлович пошёл в 1 класс. В Большой Шелковке он окончил 2 класс и вместе с матерью переехали в село Долино, в коммуну «Путь революции». Старшие братья: Иван, Трофим и Александр работали в коммуне. Гавриил учился в Малой Шелковке, позже в г. Рубцовске, в школе имени Кирова. Был вожаком комсомольской организации колхоза. После краткосрочных курсов работал заведующим фермой. Затем был призван в Советскую Армию. Воинскую службу проходил в пограничных войсках на амуре. В 1939 году окончил пехотное училище. На фронте в августе 1943 года был принят в партию (ему было 21 год). 13 января 1944 года капитан Масловский получил задание от командира, выполняя которое, назад не вернулся. И перед своей смертью он написал письмо сыну. Это письмо было как завещание, которое сейчас знает вся страна. Копия письма после войны была обнаружена в архиве воинской части, в которой служил Г. П. Масловский, и передана на хранение в Центральный музей Советской Армии (инв. № Б-4/1796).

Коммунист Масловский геройски погиб при выполнении боевой задачи. Славному городу Ленинграду грозила опасность. От выполнения его задания зависело благополучие города, и ради него Гавриил Павлович готов был пожертвовать ценой собственной жизни. В морозный январский день 1944 года в окопной землянке Ленинградского фронта начальник штаба отдельного дивизиона войск Масловский писал последнее письмо сыну. Дивизия занимала позиции недалеко от деревни Хлебоедово Поддорского района Новгородской области. Разведка доложила, что в роще Круглая, противник имеет крупный склад боеприпасов: бомб, артиллерийских снарядов которые гитлеровцы готовят для отправки под Ленинград. Обстановка требовала уничтожения склада. Командование приняло решение об уничтожении этого склада и поручило эту операцию капитану Масловскому. Вот и высота. Несколько рядов колючей проволоки, секретная сигнализация, заминированные подходы, тщательно замаскированные огневые точки. Попробуй, проберись в таких условиях незаметно. Невозможно. Но на фронте ничего невозможного нет, и капитан выбрал единственно правильный путь – самопожертвование.

Взрывать буду я. Всем в укрытие! Это приказ. В траншею! Масловский берег солдатские жизни. И через несколько секунд раздался неимоверной силы взрыв, содрогнулась Земля. Черное облако высоко поднялось над лесом, рушились деревья. И только в траншее, где укрылись солдаты, была тишина. Все было ясно. Солдаты не имели права уйти без командира, они искали его всюду, задыхаясь в гари и пороховом дыму, и нашли его. Он лежал навзничь, и ещё дышал. Но с каждой минутой сердце билось слабее, рана в живот была смертельной. Задание было выполнено ценой жизни командира. Перед выполнением задания, капитан написал предсмертное письмо – завещание сыну Юрию, которому было3 года.

Письмо в бессмертие нашего земляка, это письмо ко всей молодёжи, это завещание о том, как надо любить свою Родину. В Поддорье, на месте гибели капитана стоит памятник, на котором золотыми буквами на мраморной плите воспроизведен тест письма – завещания. В Нижнем – Удинске, где жили его мать и сын, школа и одна из улиц носит имя Масловского. На привокзальной площади города стоит памятник . В нашем селе тоже есть улица Масловского. Чтобы убедиться в правдивости этих исторических фактов, ребята из отряда Саши Ковалева в 80-х годах писали всюду письма (На радио в передачу «Пионерская зорька», в журнал «Юность», вели переписку с сестрой Гавриила Павловича – Полиной Павловной (она жила в Чите и после смерти жены героя, воспитывала их сына - Юрия)). В Интернете много сайтов, где есть информация о подвиге нашего героя земляка. Имя Масловского стоит в одном ряду с такими прославленными именами Героев Отечественной войны, как Матросов, Гастелло, Космодемьянская…, кто имел мужество ради Победы распорядиться своей собственной жизнью.

Не менее интересная судьба была у нашего односельчанина – Евстигнеева Григория Лукьяновича. Его сын – Александр живет сейчас в родительском доме в нашем селе. «Был взят в армию в кадровые военные в апреле 1941 года. Ещё не успел познакомиться со службой, началась Великая Отечественная война. Я попал сразу на передовую. Были ожесточённые бои. Мы молодые, не обстрелянные были ещё бестолковые. Привезли нас, роту - 130 человек, на передовую, через 9 дней отвели в тыл на пополнение. Из 130 в живых осталось только 9 человек. Мне удалось пробыть на передовой до осени 1941 года. Немцы нас гнали на восток. После сильных боёв мы сильно утомились ни евши и не спавши. Был солнечный теплый день, и я уснул в окопе. Наши войска отступили на другую линию обороны. А на это место зашли немцы и спящего меня взяли в плен.

Лагерь военнопленных был в городе НОВО-Борисове в Белоруссии. Мне пришлось пробыть в лагере полтора месяца. Там было 3 лагеря по 500 человек каждый. Кормили 1 раз в сутки. Давали 200г хлеба пополам с опилками и суп. Мы его называли «баландой», он был из прелой гречихи или мерзлой картошки. Его мы есть не могли, и через полтора месяца, я уже не мог ходить. Ребята под руки водили меня. Немцы стали нас переписывать по национальностям. Прошёл слух, что украинцев хотят распустить по домам, и я записался украинцем из Киевской области под фамилией Соколенко. И вот нас стали погружать в вагоны, в которых возили уголь. Грузили столько, сколько запихают. Охрана была через один вагон, будка с пулеметчиком. Как показал голову сверх борта, уже стреляют. Взяли по направлению города Минска.

У меня было 2 товарища: один из Бийска, второй из Семипалатинска. Мы решили бежать. Я очень был слаб, не мог ходить и их просил, чтобы они не бросили меня. И вот уже стало темнеть, они перебросили меня через борт на буфера. Ко мне перелез Бийский товарищ, Семипалатинский тоже спрыгнул. По всех нас стреляла охрана, и вот Семипалатинский струсил и полез назад в вагон, его пулемётной очередью убили. И с соседнего вагона спрыгнул ещё один - настоящий украинец. Когда нас грузили, то всем выдали сухой паек. Я ребятам говорю: «Только не бросайте меня, я вам отдам этот хлеб». И вот мы все трое спрыгнули, ребята поднялись и бегом, а я за ними на четвереньках. Они дождались меня в лесу. Соскочили мы на западную сторону дороги, друзья взяли меня под руки, и мы перешли линию фронта на восточную сторону.

Из леса вышли к деревушке. В этой деревне немцев не оказалось. Прожили там 3 дня. Нам заменили одежду на крестьянскую. Деревушка бедная, всего 10-12 дворов. Жители нам посоветовали перейти в соседнюю деревню через 3 километра. Деревня была большая, там был колхоз. Положили меня ребята на сеновал под крышей, колхозники сюда на наряд собирались. Женщины сразу окружили, досыта наплакались, глядя на меня. Побежали по домам, принесли продуктов. Назначили одну старушку ухаживать за мной. Здесь пролежал неделю, поправился. Поблагодарили мы колхозников, и пошли по направлению на восток. Много прошли и остановились в одной деревне. Нам люди подсказали, что дальше вам не пройти, потому что нет документов. А здесь в лесах, недалеко, километров 30, находились партизаны. Мы остались в деревне. И вот в одну из ночей пришли в деревню партизаны, человек 10, и мы ушли с ними в лес. Всего их было 36 человек. Мы прихватили из деревни вместе с нами ещё 18. Пришли в отряд ночью, на утро нас допрашивали. Одного из нашей группы расстреляли, признали изменником. Пробыл я в партизанах 2 года, пока наши войска не освободили местность, и мы соединились с фронтом. Имею награды: медаль за отвагу, за победу над Японией, за победу над Германией, за взятие городов – 3 медали и несколько юбилейных медалей». (Из собственных воспоминаний Григория Лукьяновича).

Ещё о многих судьбах можно рассказать младшим ребятам. И мы, ребята волонтёрского отряда «Милосердие» возьмем на себя такую ответственность – как можно больше информации о ветеранах войны, тружениках тыла и детях войны собрать и оставить в школьном музее для будущих поколений. В этом заключается продолжение жизни.

Мы, дети, считаем своим священным долгом сохранить память о тех, кто защищал нас от фашистского порабощения. Низкий вам поклон, ветераны, за ваше мужество, за вашу волю, за вашу отвагу. За то, что мы сейчас можем спокойно учиться и отдыхать. Спасибо вам за внимание.
Литература.
1. Говорят погибшие герои [Текст]: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов.- М.: Политиздат, 1982. – 287 с., ил.
2.Материал из музея МОУ «Малошелковниковская СОШ»
3. Интернет ресурсы (см. слайды №16,17
Презентация на тему: О доблести, о подвигах, о славе

Рекомендуем посмотреть:

Проект памяти ко Дню Победы, 5 - 11 классы Творческий проект с элементами исследования ко Дню Победы, 5-6 класс Творческий проект ко Дню Победы. Я не участвовал в войне, она участвует во мне Исследовательский проект на День Победы, 8 класс
Приложение к заявлению на аттестацию учителя физики на 1 категорию | Исследовательская работа к 9 мая - День Победы, 10 класс
Опубликовано: 464 дня назад (28 августа 2015)
Просмотров: 1133
+2
Голосов: 2
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 августа 2015 в 01:19 0
Молодцы! Очень интересная работа, нужная и молодёжи, и старшему поколению Голос.! Дальнейших успехов.
Тамара Владимировна Гончарова # 30 августа 2015 в 14:21 0
Большое спасибо!