Конкурсы для педагогов и детей

Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
Дошкольная педагогика рассматривает игру как одно из средств всестороннего развития детей. Нельзя говорить о значении подвижных игр только для физического воспитания, упомянув о возможности широкого их использования в общих воспитательных целях. Уже одно то, что в подвижных играх детям приходится действовать всем вместе, организованно, подчиняясь понятным для них правилам, является в руках воспитателя прекрасным средством для воспитания поведения детей в коллективе.
В играх детям неизбежно приходится сдерживать себя, уступать друг другу. Благодаря умелому руководству постепенно дети приучаются действовать в играх более целенаправленно. Уже у 4-5 летнего ребенка можно наблюдать стремление добиться успеха в игре (не попасться ловушке, найти флажок, угадать, чей голос и т.п.).
Обязательное выполнение правил, преодоление препятствий является прекрасным упражнением для воспитания у детей выдержки.
Игры заставляют детей быть активными, деятельными, добиваться успеха, действовать согласовано, дружно, понимать друг друга.
В подвижных играх с музыкальным сопровождением у детей развивается музыкальный слух, ритм, движения становятся более выразительными.
Роль слова в подвижных играх также очень велика.
Словесные указания воспитателя в процессе игры по выполнению движений способствуют образованию и закреплению двигательных навыков у детей, благодаря слову дети осмысливают правила игры.
Во время игры дети обмениваются впечатлениями, вносят свои предложения и добавления к игре; часто в играх детям приходится произносить короткое стихотворение, петь песенку, пользоваться считалочками и т.п. Все это способствует развитию речи у детей.
Особенно большое значение имеют подвижные игры для физического развития ребенка-дошкольника.
Особенно положительное влияние на состояние здоровья детей оказывает про ведение подвижных игр на свежем воздухе в любое время года.
В подвижных играх используются движения (бег, прыжки, метание и др.), в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота и тем самым повышают деятельность всего организма ребенка. Подвижные игры предохраняют организм детей от охлаждения, так как в движении способствуют выработке тепла организмом.
Привычка находиться длительное время на воздухе (особенно зимой) легче образуется у детей при условии проведения с ними во время прогулки подвижных игр. Интересная деятельность вырабатывает у детей положительное отношение к зимним прогулкам. У детей постепенно образуются условно-рефлекторные связи на длительное пребывание на воздухе, вырабатывается привычка играть, активно действовать в любую погоду.
Подвижные игры в значительной степени могут способствовать укреплению нервной системы ребенка, что является одной из важных задач физического воспитания. Подвижные игры помогают создать у детей бодрое, спокойное настроение.
Подвижные игры являются также прекрасным средством для организации активного отдыха.
После занятий, согласно режиму детского сада, дети идут гулять.
Организация интересных, разнообразных подвижных игр во время прогулки имеет большое значение.
Подвижные игры в свободное время открывают перед воспитателем большие возможности для закрепления двигательных навыков, которым дети обучаются на занятиях гимнастикой и подвижными играми. Подвижные игры проводятся в детском саду ежедневно. Чем чаще ребенок будет упражняться в движении, тем лучших результатов он достигнет. В играх с бегом и прыжками, лазанием, метанием дети получают возможность упражняться в разнообразных движениях .
Ценно и то, что подвижные игры дают возможность детям применить полученные ими двигательные навыки в несколько измененных условиях. Игры в помещении, на участке, на открытой площадке, в лесу, заставляют детей приспосабливаться к окружающим условиям, действовать иначе в зависимости от складывающейся обстановке. В играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, чтобы достигнуть поставленной цели. Ребенок сам решает, где ему удобнее перепрыгнуть через «ров» (игра «Волк во рву»), выжидает, когда лучше это сделать, удачно выполненное несколько раз подряд одно и то же движение обогащает опыт ребенка.
Ребенок увереннее применяет его в последующих играх. Изменение условий игры заставляет его снова искать новых, более удачных путей. Все это способствует развитию активности, инициативы.
Подвижные игры дают возможность воспитателю развивать у детей такие нужные качества, как быстрота движений, выносливость и пр.
В играх с бегом, ловлей сам характер движений вызывает необходимость действовать как можно быстрее (ловишки, перебежки). Содержание, правила игры требуют ловкости при выполнении движений; суметь увернуться от ловишки, незаметно проскочить, ловко перелезть через препятствие и т.п.
С помощью игр у детей развивается и выносливость. Воспитатель постепенно увеличивает продолжительность непрерывного бега в играх, количество прыжков-поскоков за один прием. Осторожное, в пределах, доступных для ребенка, повышение нагрузки благоприятно влияет на его сердечнососудистую систему.
По данным Е.Г. Леви-Гориневской, дети с которыми систематически играют, занимаются физическими упражнениями, легко, без признаков утомления, пробегают в быстром темпе до 15-20 м в средней группе и до 30 м в старшей группе.
Однако подвижные игры только в том случае являются прекрасным воспитательным средством, если будет обеспеченно правильное руководство этими играми со стороны воспитателя.
Тематика подвижных игр должна быть близка и понятна детям.
В играх младших дошкольников все дети одновременно выполняют одинаковые для всех движения: все бегают, все прыгают. В младших группах подвижные игры лучше проводить в самом начале прогулки, как только дети выйдут из помещения.
В летнee время ежедневное проведение на воздухе в облегченной одежде одной-двух подвижных игр в младшей группе можно использовать как воздушную ванну в движении.
Подвижные игры в младшей группе используются с целью развития движений у детей. Программный материал по движению, указанный в руководстве, осваивается, в основном, с помощью подвижных игр.
Дети 4-5 лет еще сохраняют некоторые черты, свойственные маленькому ребенку (неустойчивость и неуравновешенность поведения, склонность к подражанию) и вместе с тем, уже приобретают новые свойства. Дети становятся более самостоятельными, активными, подвижными.
Использование подвижных игр с целью закаливания, укрепления организма детей требует от воспитателя, особенно в зимнее время, умения правильно подобрать и провести игру с учетом погоды.
В летнее время подвижные игры также используются как средство закаливания. С этой же целью они включаются в воздушные ванны, которые согласно указаниям «Руководство для воспитателя детского сада» ежедневно проводятся с детьми на открытом воздухе.
В средней группе с детьми уже проводятся специальные занятия гимнастикой и подвижными играми. Навыки, полученные детьми на этих занятиях, закрепляются в подвижных играх.
Постепенно воспитатель приучает самих детей организовать и проводить игру. Обычно девочки охотно играют в игры с пением, плясками. Мальчики реже принимают участие в таких играх. Надо признать, что самостоятельное проведение подвижных игр с правилами самими детьми средней группы, без всякого участия воспитателя им трудно. Необходимо оказывать следующую помощь в организации игры: привлечение небольшой группы детей к игре, выбор игры совместно с детьми, подбадривание играющих, оценка игры по окончании - все это является переходом к самостоятельному проведению подвижных игр с правилами.
Благодаря систематическим занятиям в средней группе двигательные навыки у старших детей становятся более прочными. Движения, вызывавшие ранее затруднение, теперь выполняются увереннее.
В играх старшей группы шире используются разнообразные движения: бег, прыжки, упражнения в равновесии, лазание, метание. Указание к проведению остаются теми же: вовлечение в игру одновременно большой группы детей, чередование подвижных моментов с более спокойными.
Продолжительность непрерывно бега в подвижных играх для старшей группы может быть доведена до 25-30 сек. за одно повторение игры. Общая продолжительность игры 10-12 минут.
Заинтересованность воспитателя ходом игры, ее результатом в
значительной степени повышает интерес детей к игре.
I. Место подвижных игр в режиме дня.

Подвижные игры проводятся со всеми детьми одновременно 3-4 раза в день: утром, в перерыве между занятиями, на прогулке, после полдника, вечером в ночных группах после ужина, кроме того, дети играют самостоятельно, небольшими подгруппами.
II. Подбор и планирование подвижных игр
Воспитатель подбирает подвижные игры из «программы» по своей группе, использует подвижные игры из предшествующего возраста, особенно в начале года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует данному сезону.
В холодную и сырую погоду не следует планировать игры с пением и речитативом.
При подборе игр учитывать:
• подготовленность группы детей (осенью целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями).
• Для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение года, усложняя движения и правила игры, проводить игры в различных условиях: в группе, зале, на участке, на поляне.
• При повторении игры меняется цель.
ИГРА «ЛОВИШКИ» (планирование)
1 раз
Воспитатель разъясняет правила игры, проверяет, усвоили ли правила игры, хорошо ли выполняют движения.
2 раз
Воспитатель использует игру как средства быстроты, поэтому ставит задачу - как можно быстрее убежать от ловишки. (для чего нужна большая площадка, не в пример как в первый раз).
3 раз
Выдвигаем новую задачу - развивать ловкость (удерживание)
в плане всегда пишется цель игры, но по - разному, с усложнением.
При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом не забывать, ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.
Утром еще до гимнастики весной и летом рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждая детей к движениям, игры в мяч, катание обруча, кольцебросы, классы. При этом дети объединяются в группы, играют самостоятельно. В перерыве между занятиями проводятся игры малой и средней подвижности (хороводные).
После спокойных занятий, требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки, желательно, чтобы их было 2 на прогулке:
1. с большой нагрузкой;
2. спокойная.
После музыкальных и физических занятий планируют игры меньшей подвижности или средней, проводить их в середине или в конце прогулки.
Нужно поощрять подвижные игры самими детьми, помнить, что подвижныe игры проводить спустя более 20-30 минут после еды, и ни в коем случае ни перед едой, так как эмоциональный подъем, возбудимость понижает аппетит.
Незадолго до сна - спокойная игра. На вечерней прогулке - полезные игры большой и средней подвижности, в которой участвуют все одновременно.
С детьми круглосуточной группы рекомендуется про водить игры малой подвижности.
Важно планировать игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится 10-15 игр, новых , но с разными целями, с повторами. Слишком большое количество игр требует много времени для разучивания, затрудняет повторение.
При составлении плана на неделю подбираются игры с учетом подготовленности детей, но разного характера и содержание, что обеспечивает разностороннее развитие детей и интерес к играм.
У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру повторяют 3-4 раза в течение недели.
Средним и старшим группам достаточно 2-х, 3-х повторений, однако спустя некоторое время планируются опять эти же игры, чтобы с их помощью закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.
В плане на неделю учитывать, что в конце недели у детей сказывается утомление, значит, нужно планировать простые, знакомые всем детям игры средней подвижности.
В зимнее время на прогулках следить за детьми, чтобы от игры дети сильно не перегревались и не охлаждались.
Летом важно предупредить перегревание организма, в жару не играть в игры большой подвижности (игры с элементами волейбола, баскетбола).
III. Подготовка воспитателя к игре
Определить задачи, воспитатель составляет план. Начинающий
воспитатель должен показать последовательность игpовых движений в плане, темп, дозировку, прием сбора детей их размещение, распределение ролей. Сигнал для начала и окончания игры (бубен). Объяснение, указание к проведению, итог игры. Воспитатель знакомиться с образами, которые будут в иrpе, заранее, до прогулки, разучивает текст, готовит шапочки, пособия, атрибуты к игре.
IV. Оценка проведения подвижной игры
Чтобы оценка была объективной. Воспитатель должен проанализировать, пронаблюдать за качеством движений детей, за их самочувствием и поведением, за выполнением правил игры, после чего делает выводы" направленные на усовершенствование методики игры.
Методические рекомендации по составлению картотеки игр
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. Игры помогают ввести в учебно¬-воспитательный процесс, подготовить их к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли: чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность мысли строгим правилам игры, учиться быть целеправленным.
Главной целью игровой деятельности детей дошкольного возраста, является: формирование и совершенствование социально активной индивидуальности ребенка, укрепление детских игровых объединений, развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Методические рекомендации по составлению картотеки:
Настоящий Госстандарт предполагает проведение организованной учебной деятельности в игровой форме.
Игра развивает детскую инициативу в игре, обеспечивает свободу детского игрового творчества и корректирует нежелательные в воспитательном смысле повороты сюжета игры. Воспитывает дружеские отношения между играющими.
При составлении картотеки игр необходимо учитывать требования к оформлению:
1. Название игры
2. Цели, задачи игры
3. Оборудование
4. Ход игры
При планирование игровой деятельности учитываются возрастные особенности детей.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Игры для младших дошкольников по теме Животные Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры для детей 4-6 лет

Похожие статьи:

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?

Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры для дошкольников в детском саду

Конспект игры-занятия в подготовительной группе по оригами
Опубликовано: 644 дня назад (8 марта 2015)
Просмотров: 1978
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Оксана Викторовна Козырева # 8 марта 2015 в 09:18 0
Пишу вам первый комментарий Тасмиля Наиловна! Материал вами собран большой и актуальный. Вы со всех сторон проработали вашу тему. Но необходимо исправить, пока позволяет время у вас - добавить цель, задачи, описание материала. Ознакомьтесь с правилами размещения материала в Блоге. Надеюсь в дальнейшем вы избежите таких ошибок.
Ольга Ивановна Абашкина # 8 марта 2015 в 10:33 0
Тасмиля Наиловна! Хочу поздравить вас с прекрасным весенним праздником -8 марта!!!!!
Вы разработали замечательный материал.Данная тема всегда актуальна и востребована.
Интересный подбор игр.Методические рекомендации по планированию, составлению картотеке, с учётом
федеральных государственных стандартов.
Творческих успехов.