Конкурсы для педагогов и детей

Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна.
Место работы:учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.

Коррекция нарушений понимания прочитанного школьниками заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются учащимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
З.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?
4.Артем и Вася читали журналы. Кто-то читал о спортсменах, кто-то о лётчиках. Вася читал о лётчиках, а о ком читал Артём?

Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, учащимся надо оказывать помощь.
- словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом). Привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел — понял».

Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;

б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;

в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);

г) схематичное изображение предмета или действия на доске;

д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;

е) придумывание предложения с прочитанным словом;

ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;

з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.

Приемы, которые включают в себя элемент игры (например: изобрази жука, быка; нарисуй мост, торт и т. д.) вносят разнообразие в проведение урока, специальных занятий, увлекают детей, повышают их работоспособность, вносят элемент соревновательности (Кто как изобразит это животное, предмет? А как изобразишь ты? А какой цветок нарисуешь ты?)
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.

Беглость чтения— это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).
Следует подчеркнуть, что в практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида не используется замер количества прочитанных слов в минуту и темп чтения определяется субъективно (на слух).
Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
• ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
• неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
• выборочное чтение,
• ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
• нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
• предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»).
• чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
• предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
• использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы | Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Опубликовано: 638 дней назад (11 марта 2015)
Просмотров: 967
Рубрика: статья
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!