Конкурсы для педагогов и детей

Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна.
Место работы:учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Основными нарушениями способа чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы школ VIII вида являются трудности слияния букв в слоги и слогов в слова. Для многих детей характерно длительное застревание на неэффективных способах чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения

1 )Развитие звуко - слогового синтеза в устной речи- одно из направлений коррекционной работы в отношении способа чтения:
а) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
-жа -бан
- ма -лач - раст бал
Ро – та ка - мень воз - чик бул - ка
-ли -мин -дух бан
-за -рась
- га
в) игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.

г) игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
д) ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?

е) игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв. МТСО - мост; ЫЗБУ - зубы

ж) игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д.М Б. К
Какое слово получиться, если вставить букву?

2) Отработка навыка чтении всех типов слогов.
Навык зрительного слогоделения отрабатывается на материале двусложных
в такой последовательности:

а) двусложные слова без стечения согласных сначала с ударением па последнем, а потом на первом слоге:
Луна, кусок, мука, рука, туман, пила, лиса.
Мука, колос, шина, шило, рыжик, шарик.

б) двусложные слова со слогом- гласной и стечением согласных в начале слова:
утро, астра, шторы, окно, ждали, шпалы, слоны, пустой, густой.

в) многобуквенные двусложные слова: пропуск, пролил, дружил, пальто, зорька. Далее также отрабатывается чтение трёхсложных, многосложных слов.

Чтение вслух и чтение про себя.
Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя).

Чтение вслух — это чтение для других, оно должно донести до слушателей содержание произведения. Данный вид чтения позволяет проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:
1) Чтение за диктором.
2) Чтение в парах, групповое чтение.
З) Чтение с отрывом взгляда от текста.
4) Чтение с убыстрением темпа.
5) Чтение с переходом на незнакомый текст.
б) Жужжащее чтение.
7) Чтение в темпе скороговорки.
8) Зрительные диктанты.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:

• чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);

• учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;

• после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса хорошо и качественно сформировано.

Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида | Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Опубликовано: 633 дня назад (11 марта 2015)
Просмотров: 735
Рубрика: статья
+1
Голосов: 1
Юлия Олеговна Теплищева # 19 апреля 2015 в 07:24 0
Здравствуйте, Татьяна Александровна. Познакомилась с вашим материалом. Для меня эта тема очень актуальна, т.к. я сама работаю с детьми с ОВЗ. У некоторых очень трудно вырабатывается навык чтения и письма. Такой ребенок просто не может понять его сути . Возьму ваши наработки на вооружение. Примите мой голос. Удачи!