Конкурсы для педагогов и детей

Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна.
Место работы: учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.


Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

При устранении нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида необходимо опираться на общие дидактические принципы — принцип индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности, которые являются чрезвычайно важными в работе с учащимися коррекционной школы. Процесс обследования и анализа дает возможность педагогу определить вид нарушения чтения, его проявление у каждого учащегося и перспективный план работы по устранению.

Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения — выражается в отсутствии ошибок на: 1 )замены, 2) пропуски, З)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, б) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяю следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения учащихся начальных классов коррекционной школы.

К ним относятся:
- звуко-буквенный анализ слов: например,
подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные О, У, А;

- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, уголь);

- отобрать картинки, названия которых начинаются со звуков А, О, У;

- речевое лото. Раздаются карточки с картинками на слова, начинающиеся с гласного звука (ослих, астра, улей; утка, уши, азбука; осы, уголь, аист; облако, угол, окна). На каждой карточке по три картинки. Называется слово. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой О.

- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов: аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увязи, экзамен, учеба.
в) узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова
дети должны определить (хлопнуть, поднять карточку) соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын, наш дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил пол, лук бык, мак сыр, соль топ, мак
рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб
сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук

После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

Задания на узнавание и вычленение согласного звука.

а) узнавание начального звука в слове. Детям предлагается на слух ряд слов, в которых они должны определить наличие или отсутствие соответствующего звука, подняв карточку со знаком «- » или «+»;

б) узнавание последнего согласного в слове;

в) узнавание согласного в середине слова;

г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

• чтение таблиц с трудными словами;
• предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
• чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;
• хоровое чтение трудной части рассказа;
• распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
• чтение по догадке;
• тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

В целях предупреждения ошибок провожу предварительную словарную работу, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида | Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Опубликовано: 641 день назад (11 марта 2015)
Просмотров: 693
Рубрика: статья
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!