Конкурсы для педагогов и детей

Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна.
Место работы:учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Выразительность чтения — способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Сначала провожу следующую работу: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинаю в 1 классе, но становится более конкретной только в З—4 классах.

Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинаю с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение это умение найти самое главное слово в предложении.Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Использую такие упражнения: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Объясняю, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем — восклицательного.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
• изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
• чтение по ролям;
• инсценировки басен, сценок.

Для развития эмоциональной выразительности использую следующие задания:
• найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
• определить это состояние с помощью учителя (например, страх девочки, которая увидела змею (рассказ В. Бианки «Еж-спаситель»), страх матери-утки за своих детенышей (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»);
• соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);
• выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.
Коррекция нарушений чтения на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач:
совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится.

Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).
Речевая гимнастика включает:
• упражнения для дыхания;
• упражнения по модуляция силы голоса;
• упражнения по отработке интонации, темпа речи;
• упражнения по совершенствованию выразительности речи;
• упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать
технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:
• чтение слоговых таблиц различных модификаций;
• чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
• чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения можно проводить на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Рассмотренные разнообразные приёмы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения
Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы | Внеклассное занятие в начальной школе, 2 класс. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 636 дней назад (11 марта 2015)
Просмотров: 1263
Рубрика: статья
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!