Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе для детей с ОВЗ

Урок чтения и развития речи в 3 классе для детей с ОВЗ.
Автор: учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.
Урок чтения и развития речи в 3 классе.
Тема: «Объяснительное чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Улетают журавли»
Описание материала: Данный урок проведен в 3 классе ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки. Дети нашего образовательного учреждения обучаются по адаптированной программе, составленной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. и ориентирована на учебник «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, З.Д. Будаевой. – Москва, «ВЛАДОС», 2004. В классе обучаются дети с ОВЗ( с нарушением интеллекта), возраст 11-12 лет.

Цель: познакомить с рассказом И. Соколова - Микитова «Улетают журавли».

Задачи:
- совершенствовать навык правильного и осознанного чтения целыми словами; расширить знания учащихся о перелётных птицах; обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся; - развивать речевые умения, творческие способности, внимание, умение анализировать произведение;
- эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
Обучение УУД:
• Речевые и читательские умения ;
• Умения обобщать, анализировать, конкретизировать, и доказывать;
• Участвовать в коллективной деятельности.

Оборудование: иллюстрации, словарные слова, тексты для пятиминутки чтения, название раздела «Осенняя пора», скороговорка, игра «Составь слова», буквы на магнитах.
Ход урока.
1. Организация класса.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надёжных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
2. Пятиминутка чтения.
- Назовите тему раздела. («Осенняя пора»)
- Подул осенний ветер и к нам залетели в открытое окно разноцветные осенние листочки. Их нам прислала осень. Осень хочет, чтобы вы о ней многое узнали и прочитали её рассказы (чтение разных текстов об осени, напечатанных на осенних листья, вырезанных из цветной бумаги.)
- О чём вам рассказала осень? (ответы учащихся ) - Назовите осенние приметы.
3. Речевая разминка.
- Проведём речевую разминку.

1)Интонационное задание: Прочтите (хором): Вот и осень пришла
Прочтите эту фразу с разной интонацией:
- удивлённо, - важно,
- обиженно,
- радостно,
- печально.

2) Игра « Составь слова».
Лист-(-очек,-опад,-ик, -ок, -ья).
Гриб-( -ок, -ы, -очек, -ник)
-Относятся ли составленные слова к осени? Почему?

3) Работа со скороговоркой. Осенняя скороговорка:
Осинку окрасила осень,
Осинка мне нравится очень.
4. Проверка домашнего задания.
Конкурс « Лучший чтец Осени». Выразительное чтение наизусть стихотворений об осени (по выбору учащихся) под музыку Чайковского из цикла «Времена года». Выставка рисунков к стихотворениям.
5. Подготовка к восприятию материала
1) Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Осенняя пора».
- Какие птицы из наших краёв улетают осенью?
- Назовите перелётных птиц. - Куда улетают перелётные птицы?
- Отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль, показ иллюстрации)
- Что вы знаете об этой птице? ( Учитель обобщает и дополняет сведения учащихся.)
- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- А кто из вас видел, как летят в небе журавли?

2) Словарная работа. Объяснение значения слова «косяки».
6. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня читать? - Познакомимся с рассказом И. Соколова - Микитова «Улетают журавли».
7. Знакомство с текстом.
1)Чтение текста учителем.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Почему журавли улетают в тёплые страны?

2) Словарная работа.
Объяснение значения слов: «кулики», «макушки елей»( слова даны на таблицах).

3) Отработка навыков чтения.

- Прочтите слова, записанные на таблице, сначала по слогам, затем целыми словами: по-кру- жи -лись - покружились, под-ни-ма -ют-ся - поднимаются, про-сы-па -ют-ся - просыпаются, ос-та-но-ви-лись - остановились.

4) Самостоятельное чтение. Учащиеся читают рассказ («жужжащее чтение»).
Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

8. Динамическая пауза.
9.Работа над текстом рассказа
1) Объяснительное чтение. Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке с объяснением смысла прочитанного отрывка.

2) Анализ произведения.
- Как готовились к отлёту журавли? Прочтите.
- Как говорится в рассказе о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно? Прочтите.
- Где журавли остановились на отдых?
- Прочтите описание осеннего леса до восхода солнца.
- Прочтите описание осеннего леса после восхода солнца .
- В каком лесу вы хотели бы побывать? Почему?
- Прочитайте последние строки рассказа. Какие чувства они у вас вызывают?
- Каким голосом их нужно читать - радостным или грустным?

3) Игра «Перевёртыши».
Илваруж (журавли).
Икилук (кулики).
Отолоб (болото).
10. Домашнее задание.
Подготовить чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Улетают журавли» с. 46-48, ответить на вопросы.
11. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- О чём этот рассказ?
- Как вы думаете, труден ли путь журавлей? Почему?
- Как мы должны помогать птицам?
- Вернутся ли в родные края весной журавли?
Материал к уроку (пятиминутка чтения.)
Учебные площадки. В.Бианки
А у журавлей и тетеревов для молодёжи настоящие учебные площадки.У тетеревов — в лесу. Соберутся молодые косачи и смотрят, что старый токовик станет делать.
Токовик забормочет, и молодые забормочут. Токовикчуффыкнет, и молодые зачуффыкают — тоненькими голосами.
Только теперь уж токовик не так бормочет, как весной. Весной бормотал: „Продам шубу, куплю балахон". А теперь: „Продам балахон, продам балахон, куплю шубу".
Молодые журавли прилетают на площадку отрядами. Учатся держаться на лету правильным строем — треугольником. Этому нужно выучиться, чтобы беречь силы при полёте на далёкие расстояния.
Первым в треугольнике летит самый сильный старый журавль. Ему, как передовому, труднее рассекать воздух.Когда он устанет, он переходит в хвост отряда, а его место занимает другой, со свежими силами.
За передовыми — голова к хвосту, голова к хвосту, — в такт махая крыльями, летят молодые. Кто сильнее— впереди, послабее — сзади. Волны воздуха бегут от угла треугольника, — точно лодка носом режет воду.
- КУР-ЛЫ! КУР-ЛЫ!
— Слушай команду: прилетели!Сели на землю один за другим. Тут — на площадке среди поля — молодые обучаются танцам, гимнастике: скачут, кружатся, выкидывают хитрые коленца в такт. И есть ещё упражнение, самое трудное: надо подбросить камешек и поймать его клювом.
Готовятся в далёкий путь...
Лесная газета В. Бианки.Осень. Первая телеграмма из лесу.
Исчезли все певчие птицы в ярких и пестрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.
Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так безопасней. В темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути.
А дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь.
На Великом Морском пути показались стаи водяных птиц: уток, нырков, гусей, куликов. Крылатые путники делают остановки на тех же местах, что и весной.
Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла еще шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата - листопадники.
На тинистых берегах заливов кто-то по ночам ставит крестики. Крестиками и точечками усеяна вся тина. Мы сделали себе шалашку на берегу заливчика и хотим посмотреть, кто это шалит.
Лесная газета В. Бианки. Лесные происшествия. Прощальная песенка.
Уж сильно поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке давно покинутый хозяевами домик - скворечня.
Вдруг - что такое? - подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворешню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам... и запел! Но тихонько запел, будто про себя.
Вот кончил. Самочка вылетела из скворечни, - скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня завтра - в путь далекий.
Простились с домиком, где летом вывели ребят.
Они его не забудут, и весной опять поселятся в нем.
Лесная газета В. Бианки. Путешествие вплавь. В лугах никнет к земле умирающая трава.
Уже ушел в свое далекое путешествие знаменитый скороход коростель-дергач.
На Великом Морском пути показались нырцы и гагары. Они ныряют и ловят. На крылья они поднимаются редко. Плывут и плывут. Вплавь перебираются через озера и заливы.
Им не надо даже приподниматься над водой, чтобы с размаху погрузить свое тело в воду, как это делают утки. Их тело так устроено, что стоит только им опустить голову и сильно гребнуть перепончатыми ногами-веслами, как они уже уходят вглубь.
Под водой гагары и нырцы чувствуют себя как дома. Ни один крылатый хищник не станет их там преследовать. Плавают они с такой быстротой, что догоняют даже рыб. А летают гораздо хуже быстрокрылых хищных птиц.
Зачем же им подвергать себя опасности и подниматься на крылья? Они совершают свое далекое путешествие вплавь, где только можно.
Лесная газета В. Бианки. Путем-дорогою
Каждый день, каждую ночь отправляются в путь крылатые странники.летят не спеша, потихоньку, с долгими остановками - не то что весной. Видно, не хочется им расставаться с родиной.
Порядок перелета обратный: теперь первыми летят яркие, пестрые птицы, последними трогаются те, что прилетали весной первыми, зяблики, жаворонки, чайки.
У многих птиц вперед летят молодые; у зябликов - самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается.
Большинство летит прямо на юг - во Францию, Италию, Испанию, на Средиземное море, в Африку, некоторые - на восток; через Урал, через Сибирь в Индию. Тысячи километров мелькают внизу.
Лесная газета В. Бианки.Готовятся к зиме.
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет - разом землю и воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок. Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки-полевки.
Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.
Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.
Лесная газета В. Бианки. Запасы овощей.
Короткоухая водяная крыса летом жила на даче, у самой речки. Там у нее была одна жилая комната под землей. Ход из комнаты вел косо вниз - прямо в воду.
Теперь водяная крыса устроила себе хорошую, теплую зимнюю квартиру далеко от воды, на кочковатом лугу. В квартиру ведут подземные ходы-переходы по сто шагов длиной и больше.
Спальня выстлана мягкой, теплой травой и помещается под самой большой кочкой.
Кладовая соединена со спальней особыми ходами.
В кладовой сложены в строгом порядке - по сортам - похищенные и перетащенные крысой с полей и огородов хлебные зерна, горох, луковицы, бобы и картофель.
Лесная газета В. Бианки. Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы - маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.
Лесная газета В. Бианки. Живые кладовые.
Удивительную кладовую нашла для своей личинки оса-наездник. У нее быстрые крылья, зоркие глаза под загнутыми кверху усиками.
Очень тонкая талия отделяет ее грудь от брюшка, а на конце брюшка - длинное, прямое и тонкое, как игла, жало.
Летом оса-наездник отыскала большую толстую гусеницу бабочки, напала на нее, оседлала и вонзила в ее кожу острое жало. Жалом она просверлила в теле гусеницы дырочку и в эту дырочку опустила свое яичко.
Оса улетела, а гусеница скоро оправилась от страха. Опять стала она есть листья и, когда подошла осень, выткала себе кокон и окуклилась. Вот тут-то, в куколке, и вышла из яичка личинка осы-наездника. Ей тепло, спокойно внутри крепкого кокона и пищи хватит на целый год.
Когда опять придет лето, кокон гусеницы откроется, но вылетит из него не бабочка, а поджарая, жесткотелая, черно-желто-красная оса-наездник. Это наш друг. Ведь она-то и уничтожает этих вредных гусениц.
Лесная газета В. Бианки. Опять лето?
То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет, и станут дни теплые, тихие. И тогда кажется: неожиданно лето вернулось.
Из-под травы цветы выглянули, желтые одуванчики, первоцветы. В воздухе порхают бабочки, комары-толкуны кружатся легкими столбиками.
Выскочит откуда-то птичка-малышка, крошечный бойкий подкоренник, дрыгнет хвостиком и запоет - да так задорно, так звонко!
А с высокой ели тихонько и грустно - точно капельки падают в воду - жалостно прозвенит нежная песенка запоздалой пеночки-теньковки: "Те-тень-ка! Те-тень-ка!"
И забудешь, что зима скоро.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока чтения и развития речи для 3 класса коррекционной школы VIII вида Конспект урока по развитию речи в 3 слабослышащем классе по теме: Жизнь животных зимой Конспект урока чтения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы

Похожие статьи:

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Внеклассное мероприятие для начальной школы с презентацией. Сценарий: Игра путешествие «Устное народное творчество» | Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида
Опубликовано: 3328 дней назад (10 марта 2015)
Просмотров: 7205
0
Голосов: 0
Валерий Григорьевич Вершинин # 11 марта 2015 в 10:39 0
Уважаемая Татьяна Александровна! Мне показалось, что при таком объёме на уроке у вас остаётся мало времени на работу над рассказом. "Конкурс « Лучший чтец Осени». Выразительное чтение наизусть стихотворений об осени (по выбору учащихся) под музыку Чайковского из цикла «Времена года». Выставка рисунков к стихотворениям". Это хорошо, но уводит от основной темы. А когда же заниматься задачами "умения обобщать, анализировать, конкретизировать, и доказывать"? Рассказ читается 3 раза, значит, нужны какие-то разные задания к каждому прочтению. Найти то-то..., обратить внимание на то-то..., как вы думаете, почему... и т.д.