Конкурсы для педагогов и детей

Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Методическая разработка с пособиями по формированию воздушной струи «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука»
Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов

Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий.
Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.

Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей.
2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков.
3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Выделяют основные направления для воздушной струи:
1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц).
2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’).
3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:
• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков)
• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков)
• Рассеянная или направленная воздушная струя
• Слабая или сильная воздушная струя

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:
• Упражнения проводить в проветренном помещении.
• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струи.
• Упражнения не длятся дольше 3 минут.
• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
• Упражнения легче выполняться под счет.
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме.

1. Чашка горячего чая.

Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи.
Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.

2. Бабочка

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.

3. Ёжик собирает грибы


Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы.

Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

Рекомендуем посмотреть:

Разрезные картинки для дошкольников своими руками Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры на уроках изобразительного искусства Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства

Похожие статьи:

Авторам

Развивающее панно для детского сада своими руками

Конспект НОД в старшей группе. Лесная прогулка
Опубликовано: 600 дней назад (15 апреля 2015)
Просмотров: 4857
+5
Голосов: 5
Ольга Владимировна Пранцкетис # 15 апреля 2015 в 18:58 +1
Добрый вечер. Замечательные пособия. Мне понравилась чашка. У меня еще с института осталось пособие с бабочкой))) А вот с чашкой идея оригинальная и при этом еще и на самом деле реалистичная, т.к. мы действительно дуем на горячее.
Татьяна Александровна Пономарева # 17 апреля 2015 в 17:09 0
спасибо большое :)
Лариса Владимировна Литвинова # 17 апреля 2015 в 17:48 +1
Здравствуйте.Интересный материал представлен в вашей работе. Оригинальные пособия для дыхания.Думаю, что многим они понравятся и пригодятся в работе. Голос
Татьяна Александровна Пономарева # 17 апреля 2015 в 17:57 0
спасибо :)
Жанна Галимовна Дубанова # 17 апреля 2015 в 19:29 +1
Оригинальные пособия для дыхания,коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.Спасибо!!!Обязательно возьму себе на заметку.
Татьяна Александровна Пономарева # 17 апреля 2015 в 19:33 0
спасибо!
Эльвира Адольфовна Анашкина # 18 апреля 2015 в 09:16 +2
Татьяна Александровна, посмотрела Ваш материал и он мне очень понравился. Воспользуюсь Вашими методическими пособиями для занятий с внучкой 4 лет. Пособия красочные, интересные. Инструкции к пособиям дают возможность использовать их в домашних условиях. Работа заслуживает положительной оценки. Голос!
Татьяна Александровна Пономарева # 20 апреля 2015 в 22:27 0
спасибо за ваше мнение :)
Елена Николаевна Галенко # 18 апреля 2015 в 15:51 +1
Татьяна Александровна, здравствуйте! Спасибо за приглашение познакомиться с вашим материалом. Думаю, что данная разработка будет интересна не только специалистам, но и родителям, которые смогут самостоятельно изготовить пособия и позаниматься со своими малышами в домашних условиях. Также порекомендую вашу разработку своим знакомым, которые имеют детей с логопедическими проблемами. Спасибо!
Татьяна Александровна Пономарева # 20 апреля 2015 в 22:27 0
спасибо :)
Светлана Романовна Костромитина # 27 апреля 2015 в 08:39 0
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Спасибо за приглашение! С большим интересом познакомилась с методической разработкой и с пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия получились яркие красочные. С помощью них можно вызвать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!! Примите голос!
Ирина # 7 мая 2016 в 09:12 0
УМНИЧКА!!!Супер!!!