Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока истории в 7 классе. Внешняя политика России во второй половине 16 века

История - 7 класс. Внешняя политика России во второй половине 16 века.
Автор: Учитель истории МБОУ «Горенская ООШ» Серова Т.А.
Данный материал может быть использован учителями истории. При изучении новой темы. Предназначен для учащихся 7 класса.

Цель провести анализ внешней политики России во второй половине 16 века
Задачи урока:
• Проследить основные направления внешней политики России во второй половине 16 века;
• Выяснить основные причины и этапы Ливонской войны;
• Определить роль Молодинского сражения в борьбе Московского царства с крымским ханом;
• Охарактеризовать изменившеюся военно – политическую ситуацию на западном направлении после распада Ливонского ордена;
• Раскрыть причины неудач русского войска на втором этапе Ливонской войны;
• Продолжить формирование основных умений у учащихся работать с текстом учебника, работать с исторической картой, уметь слушать и выделять главное, выступать перед аудиторией.
Оборудование: Т.В. Перевезенцева «История России » книга для учителя.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальный опрос (проводится письменно у доски).
Объясните понятия:
- земщина,
- пожилое,
- «посоха»,
-Юрьев день,
-опричнина,
-юродивый,
-«наряд».
2. «Перепутанная хронологическая цепочка».(Предлагается расставить в хронологической последовательности карточки с записанными событиями)
- высылка Сильвестра и Адашева из Москвы;
-разгром Новгорода;
-введение опричнины;
-отречение Ивана Грозного от престола в пользу Симеона Бикбулатовича;
-низвержение митрополита Филиппа из сана;
-смерть царицы Анастасии Романовны;
-«послания» царя боярам и московским жителям;
-отмена опричнины;
-выезд царя Ивана Грозного с семьей из столицы в Александровскую слободу.
3.Составление схемы «Управление Русским государством в годы опричнины».
II. Новая тема. Война на два фронта.
1.Рассказ учителя об основных направлениях внешней политики России во второй половине 16 века.
Вопросы для беседы.

1) Каковы основные итоги внешней политики Ивана Грозного в середине 16 века?
2) Где проходила Большая засечная черта? От какой опасности призваны были защитить государство засечные черты?
2.Работа с картами исторического атласа и учебника.
Задание:
Изучите карты атласа «Восточная политика России при Иване IV» и «Ливонская война» или карту учебника «Россия в 16 веке». Ответьте на вопрос: каковы основные направления внешней политики Ивана грозного в конце 1550 – 1570 годах?
3.Подведение итогов самостоятельной работы учащихся.
4.Рассказ учителя о причинах Ливонской войны:

1) стремление Ивана IV вернуть земли, издревле принадлежавшие русским князьям;
2) необходимость закрепиться на Балтийском побережье для дальнейшего развития торговли России с европейскими державами.
Повод: невыплата Ливонией традиционной «юрьевской дани»
5. Сообщение ученика по теме: «Ливония «юрьевская дань».
6.Рассказ учителя. Историк Г.В. Вернадский так характеризовал этот исторический период: «Реальная дилемма, с которой столкнулся царь Иван IV, состояла не в выборе между войной с Крымом и походом на Ливонию, а в выборе между войной только с Крымом и войной на два фронта как с Крымом ,так и с Ливонией. Иван IV избрал последнее. Результаты оказались ужасающими».
Каковы итоги внешней политики России во второй половине 16 века? Согласны ли вы с мнением Г.В. Вернадского, что «результаты оказались ужасающими»?
III. Ливонская война.
1.Самостоятельная работа учащихся
Задание к тексту учебника:
Задание выписывается на доске или выдается в распечатанном виде до начала работы учащихся с текстом:
1) Прочитайте разделы параграфа «Начало Ливонской войны», «Продолжение Ливонской войны».
2) Заполните таблицу «Ливонская война», пользуясь тестом учебника и исторической картой «Ливонская война».
3) Проанализируйте данные таблицы и определите этапы Ливонской войны. Обоснуйте свой выбор. Кратко охарактеризуйте каждый этап.
4) Ответьте на вопросы: почему победоносно начатая война обернулась для России поражением и потерей русских территорий? Почему в ходе войны был принят указ о «заповедных летах»?
2.Беседа с классом по вопросам.
IV. Борьба с крымским ханством.
1.Задание:
1) Проанализируйте данные таблицы «Ливонская война».
2) Ответьте на вопросы:
а) Какие события происходили в ходе Ливонской войны с лета 1570 года по ноябрь 1572 года?
б) Предположите: что могло стать причиной заключения трехлетнего перемирия между Иваном Грозным и Речью Посполитой?
2. Вопросы для обсуждения сообщаются до начала рассказа учителя:
1) Предположите: почему Девлет – Гирей решил выступить большим походом на Москву весной 1571 года?
2) Выскажите свое мнение: почему русские рати не смогли оставить крымского хана?
3) Подумайте: как политика опричнины отразилась на боеготовности русского войска?
3.Рассказ учителя о нашествии на Москву крымского хана Девлет- Гирея с использованием русских и зарубежных источников.
4.Сообщение ученика по теме «Молодинская битва 1572года».
5. Беседа с классом по вопросам.
6. Организация активного восприятия ученического сообщения.
Задание:
1) Найдите на карте место битвы. На каком расстоянии от Москвы проходило сражение?
2) Почему русской рати удалось одержать победу над татарами?
3) Объясните слова историка Н.М. Карамзина: «Сей день принадлежит к числу великих дней воинской славы». В чем значение битвы при Молодях?
V Героическая оборона Пскова. Завершение Ливонской войны.
1. Слово учителя. После победы русских войск ханом возобновились военные действия на западном направлении. В 1579 году польский король Стефан Баторий разорвал перемирие и начал «новый крестовый поход» на Россию.
2. Организация практической работы.
Используя данные карты атласа «Ливонская война», дополните фактическим материалом таблицу «Ливонская война»(боевые действия в 1579-1582гг.)
3. Проверка выполнения работы: «Работа в паре». Один из учеников рассказывает, пользуясь данными таблицы, о походах Стефана Батория на русские земли, другой – (синхронно) показывает ход военных действий по карте.
4. Активизация познавательного интереса.
Вопросы к классу:
1) Почему войска Стефана Батория остановили свое наступление осенью-зимой 1581-1582 годов?
2) Почему Стефан Баторий вынужден был начать переговоры с Москвой?
5. Сообщение ученика по теме «Оборона Пскова»
6. Закрепление нового материала, изложенного в ученическом сообщении.
Как вы понимаете слова историка Н.М. Карамзина: «Честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею… »?
7. Организация самостоятельной работы с текстом учебника «Завершение Ливонской войны».
Задание:
1) Прочитайте раздел параграфа «Завершение Ливонской войны».
2) Заполните таблицу «Результаты Ливонской войны».
Подведение итогов самостоятельной работы: покажите на карте северо-западные и западные границы Российского государства после 1583 года.
VI. Подведение итогов урока.
1. Беседа с классом по проблемным вопросам. Каковы итоги внешней политики России во второй половине 16 века? Согласны ли вы с мнением историка Г.В. Вернадского, что «результаты оказались ужасающими»?
2. Обмен мнениями и рассуждениям учащихся- ответы на поставленные вопросы в начале урока.
VII. Домашнее задание §8

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?». Тесты по истории России для 7 класса «История нашей страны древнейшего периода» План конспект урока истории России, 7 класс. Смутное время

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по истории России для 7 класса

Конспект урока истории России в 7 классе

Конспект урока истории в 7 классе. Смутное время в России в XVII веке

Краткосрочное планирование с рефлективным размышлением по истории Казахстана в 7 классе на тему: Великий шелковый путь

Конспекты уроков истории 7 класс

Участник №226 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Исследование ко Дню Победы. Война в жизни моей семьи
Опубликовано: 510 дней назад (12 июля 2015)
Просмотров: 4594
+3
Голосов: 3
Мария Анатольевна Гановичева # 17 июля 2015 в 10:20 +1
Конспект очень интересный, как и сам предмет. Структура урока логична и не похожа на традиционную. Понравилось, что Вы постоянно ориентируете школьников на самостоятельную работу. Возникло сомнение, что в пункте 3 после изучения карт дети смогут ответить на вопрос: каковы основные направления внешней политики Ивана грозного в конце 1550 – 1570 годах? Нужно к тексту учебника было отправить. Слово "провести" в цели явно лишнее. Карты и таблица помогли бы нам лучше оценить Вашу работу, которую я нахожу удачной и голосую за Вас!
Татьяна Александровна Серова # 27 июля 2015 в 13:45 0
Спасибо!
Жасмина Григорьевна Осипова # 20 июля 2015 в 22:00 +1
Татьяна Александрона материал содержательный объемный последовательный с интересной темой ....цели задачи ход урока соответствуют правилам ФГОС...даю голос
Татьяна Александровна Серова # 27 июля 2015 в 13:45 0
Спасибо!