Конкурсы для педагогов и детей

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Статья на тему: Фенологические наблюдения с учащимися начальных классов.
Фенологические наблюдения.
Автор: Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Статья может пригодиться воспитателям, учителям начальных классов, вожатым при школьных площадках, воспитателям группы продленного дня. Материал предназначен для детей дошкольного возраста и для учащихся начальных классов.
Цель: развитие у учащихся умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать.
Задачи:
обучающие:
· расширение и углубление знаний о практическом значении фенологических исследований.
· изучение закономерностей сезонных изменений в природе
· овладение учащимися навыками организации и проведения фенологических
наблюдений
развивающие:
· расширение и углубление знаний учащихся о сезонных изменениях в живой природе, обусловленных сменой времен года;
· формирование у учащихся необходимых навыков проведения самостоятельных систематических фенологических наблюдений;
воспитательные:
· воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
· формирование мотивации к природоохранной деятельности;
Содержание:
Естественным продолжением прогулок являются фенологические наблюдения. Они ведутся продуманно, в определенной системе, на строго научной основе, но с учетом возраста и подготовки детей.
При помощи детского микроскопа можно рассмотреть крошечных обитателей луж, кладку яиц бабочки шелкопряда. Можно детально рассмотреть комара, жучка, сочный листочек растения и т.д.
Следует сказать, что вся работа учителя (воспитателя) строится на его собственной заинтересованности во всем и любви к тому, чему он хочет научить детей. Это необходимое условие и главный залог успеха.
Почему желтеют листья, какие растения цветут до поздней осени, появление синиц и снегирей вблизи жилья человека, первый ломкий ледок, иней, форма снежинок – все это повод для вопросов и наблюдений. Важно, однако, не только проследить сезонные изменения в природе, но научиться сопоставлять и видеть необычное в привычном.
По разным признакам можно научить детей определять направление ветра. Например, по движению дыма из труб, по тому, как лег снег – по различным на нем волнам, гребешкам. Только не следует сразу подсказывать ребятам ответ: подумав над заданным вопросом, они способны найти его сами.
Здесь уместно привести слова К.Г. Паустовского о том, что «нужно любить каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, каждый крик петуха или каждое облако плывущее по бледному и высокому небу».
Есть такие счастливо одаренные натуры, которым это дано буквально от рождения, как, скажем, абсолютный музыкальный слух. Если же нет, нужно найти способ пробудить в ребенке чувство прекрасного, без которого жизнь не может быть полноценной.
Гуляя осенью по лесу, не надо торопиться занять детей игрой. Пусть они посмотрят, как золотятся под солнцем верхушки берез, на фоне синего неба увидят разнообразные краски осенних листьев.
Хорошо собирать с ребятами на прогулке природный материал. Например, из сухих трав, напоминающих по форме кроны деревьев, можно сделать макет «Зимний сад», если покрыть их клеем и осыпать крошкой пенопласта.
Рисовать и делать искусственные цветы лучше с натуры, тем более что высаженные в ящичек с землей астры, гвоздики, полевые ромашки могут цвести всю осень.
Красота природы и не блекнет зимой. В своем стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин писал:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Стоит не только выучить с детьми эти строки, но и показать им все, о чем здесь говорится. Если ненавязчиво, но и систематически учить их общению с природой, то ребята и сами увидят, какой она удивительный художник. Будут с восторгом изучать морозные узоры на стекле, пытаться повторить из белой бумаги рисунок снежинок.
Однажды мы поймали личинку стрекозы. Мы ее поместили рядом с аквариумом. Кормили ее тем же кормом, который вылавливали сачком для рыбок.

Наступила весна. Как-то утром дети обнаружили на стебле, высовывающемся из банки с водой, стрекозу. Ниже, на стебле висел ненужный ей теперь кормушок.
Она целый день сидела неподвижно, только изредка ее крылышки, разминая морщинки, легко дрожали. Дети открыли окно и на стрекозу упали солнечные лучи. Согревшись на солнышке, стрекоза вдруг вспорхнула и вылетела в окно.
В яркий солнечный день на поляне ребята будут заглядывать чуть ли не под каждую кочку, в каждую ямку. Все это может служить темой бесед, которые проводятся тут же или по приходе в класс.
Завершая наш разговор о прогулке, различных ее вариантах и моментах, нужно отметить, что содержательно проведенный досуг благотворно влияет и на дисциплину в классе. «Дисциплина… является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных специальных мер», - писал А.С. Макаренко.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы Экологическая игра для 4 класса Экологическая акция для младших школьников Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Участник №227 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Игры для младших школьников на тему: Животные | Как утверждать себя в коллективе
Опубликовано: 526 дней назад (3 июля 2015)
Просмотров: 3196
Рубрика: Полезное. . .
+3
Голосов: 3
Ольга Васильевна Яковлева # 3 июля 2015 в 15:57 +1
Здравствуйте, Татьяна Александровна. Какой прекрасный, познавательный и ценный материал Вы опубликовали! Вами описано все логично и доступно. Как важно научить детей видеть красоту и неповторимость родной природы в любое время года, любить и бережно к ней относиться. Спасибо за материал. Дальнейших творческих успехов и находок! Примите голос № 1
Татьяна Александровна Трубина # 4 июля 2015 в 02:46 +1
спасибо за комментарий.
Наталия Леонидовна Никитенко # 4 июля 2015 в 18:42 0
Татьяна Александровна, доброго времени суток! Начальная школа - это фундамент, на котором будет построено здание. И в этот период так важно повернуть ребенка к природе, её красоте и мудрости. Ваш материал наводит на мысль, что воспитательный момент в образовании необходим в первую очередь, особенно нашим современным деткам, которые не только красоты природы уже не замечают, но разучаются общаться и дружить со сверстниками. Ваше аккуратное, ненавязчивое приглашение к встрече с природой поможет ученикам и в познании окружающего мира, и самих себя. Спасибо за творческий подход к своей профессии.
Татьяна Александровна Трубина # 3 августа 2015 в 05:46 0
спасибо за щедрый комментарий.