Конкурсы для педагогов и детей

Этическое и эстетическое воспитание младших школьников в условиях группы продленного дня

Об этическом и эстетическом воспитании в условиях группы продленного дня.
Автор: Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: данный материал рассчитан на детей от 6 лет, воспитателей в группе продленного дня, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников и влияние их на общее нравственное развитие личности, воспитание потребности в осмыслении своего бытия, проблемы смысла жизни
Задачи:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
- формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и
создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- задуматься о своей жизни, самом себе, об отношении к другим людям.
- расширение познания учащихся от конкретного (этикет нормы культуры поведения) к абстрактному.
Содержание:
Вряд ли нужно доказывать, что этические и эстетические начала очень близки друг другу. Первое представление об этом дети получают из сказок. Положительный герой там всегда красив и внешне. Злые же персонажи обычно уродливы, в них обязательно есть что-то отталкивающее. Воспитывая детей, нужно учит их видеть и понимать, как тесно связана красота с нравственными критериями. Делать это нужно, безусловно, не прямолинейно, без наставлений, которые не приносят успеха. В повседневной жизни группы продленного дня есть немало возможностей этического и эстетического воспитания на практике. Красота человеческих отношений, человеческого духа, труда – все это в определенной форме проявляется и в детском коллективе.
Например, оформление классной комнаты имеет не только познавательное значение, не только помогает закреплению пройденного материала и расширению знаний. В ней должно быть приятно находиться, и лучше ее украшение – различные коллекции и монтажи, оригинальные работы с использованием природного материала, красочные аппликации, где ребята стараются передать линии и краски живой природы, и т.д. Процесс выполнения детьми каждого изделия можно сделать и предметным уроком эстетического воспитания. Но в этих занятиях развиваются не только понимание красоты, способности и старательность. Здесь хотелось бы привести один пример.
Дети занимались склеиванием домиков. И вдруг у кого-то появилась мысль сделать совместный проект «Улица». Работа сразу стала коллективной – одни склеивали стены, другие красили крыши, чтобы смотрелось красивее. Третьи делали заборы. Дежурного отправили в командировку к учителю труда попросить обрезать для макета доску. Вслед за этим появилась вновь идея и часть ребят стала подбирать из хранившихся у нас веточек «деревья» для будущей улицы. Так продолжалась эта работа несколько дней. И все это сообща, чтобы каждый видел, как нужно выполнять любую операцию по изготовлению макета.
Познавательная ценность этой работы очевидна, но наверное, не в ней было главное. Когда макет был уже закончен, все уселись. Дети долго молчали и смотрели на таинственную улицу и любовались. Потом раздался чей-то голос: «Как на даче у моей бабушке». Радость от красиво выполненного изделия, удовлетворение от завершенного труда были очевидны.
Велико было и значение нравственного воспитания в процессе работы – никто не думал только о себе, старший помогал младшему и каждому было хорошо и интересно. Нравственные принципы складывались постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.
Например, когда нужно кого-то послать с поручением, понятно, что старший успешнее справиться с делом. Но лучше посылать его вместе с младшим, чтобы один мог поучиться у другого. Поэтому и нужно тактически направлять их друг другу на помощь. Это принесет только пользу и тем и другим.
Одна из важнейших задач эстетического воспитания в нашем обществе – подготовка человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а и к деятельности, направленной на его охрану. В этом отношении ничто не может принести пользы, как выращивание комнатного растения или содержание аквариумных рыбок. Во-первых, это по настоящему красиво. Самая чистая и хорошо обставленная классная комната покажется малопривлекательной, какой-то мертвой, если в ней не будет живых цветов. А.С. Макаренко писал: «…Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею… Не только в спальнях, столовых, классах, но и даже на лестницах… Это очень важно».
Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь будет и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в восприятии ребенка трудно переоценить.
Педагогу нужно постоянно помнить о такой существенной стороне эстетического воспитания, как закрепление у школьников навыков культуры поведения, чистоты, аккуратности. Но в этой сфере ему необходимо действовать особенно тонко, быть хорошим психологом. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кто-то почувствовал себя задетым, униженным. Тогда ребенок может потерять доверие к воспитателю, замкнуться в себе. Поэтому лучше заострять внимание на положительных фактах, хотя и здесь следует избегать нажима. И очень важно, чтобы педагог был всегда примером.
И понятно – внешний облик и внутренние установки человека так или иначе связаны между собой. Оптимальный вариант этой взаимосвязи выражен в известной фразе А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса Спортивный час в ГПД. Разработка Клубный час в ГПД по ОБЖ Формы и приёмы работы по организации и проведению самоподготовки в разновозрастной группе продлённог

Похожие статьи:

Как себя вести в группе продлённого дня

Должностная инструкция воспитателя ГПД

Цели и задачи группы продлённого дня

Организация деятельности группы продленного дня

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Как утверждать себя в коллективе | Сценарий праздника на 1 сентября для первоклассников
Опубликовано: 520 дней назад (5 июля 2015)
Просмотров: 1375
Рубрика: Полезное. . .
+3
Голосов: 3
Пахнина Нина # 5 июля 2015 в 16:33 0
Здравствуйте Татьяна Александровна! Ваш материал мне очень понравился! Я занимаюсь песочной терапией, где решаю вопросы такие как восстановление дружеских взаимоотношений, партнёрства и т.д. и ваши советы мне пригодятся. Спасибо! Примите мой голос.
Ольга Константиновна Макарова # 6 июля 2015 в 03:11 0
Татьяна Александровна, доброе утро! Важную тему вы затронули! Хотелось бы увидеть конкретных рекомендаций. Желаю вам творческих успехов и примите голос за ваш труд!
Татьяна Александровна Трубина # 6 июля 2015 в 05:46 0
К сожалению, не получилось добавить другие фото,но эта подборка, отразит нашу работу.
Людмила Федоровна Кокшарова # 11 августа 2015 в 20:27 0
Татьяна все очень понравилось.Желаю успехов. Мой голос.