Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль учебника на уроках географии

Из опыта работы учителя географии
О роли учебника на уроках географии.
В настоящее время стремительно развиваются: экономические, политические, социальные, культурные взаимоотношения между странами. В связи с этим велика роль предмета географии, формирующего основы знаний учащихся о природе и экономике стран мира.
На уроках географии, для обеспечения качественной подготовки учащихся, пользуюсь: учебником, иллюстрированным атласом с контурной картой, настенными тематическими картами, глобусом, таблицами и другими наглядными пособиями.
Самое значительное среди них - учебник. Он для ученика не только источник знаний, но и главное средство организации его научно-познавательной деятельности. Поэтому одна из главных задач учителя - научить учащихся систематически работать с учебником.
Основу содержания учебника составляет текст. Он дополнен вопросами и заданиями, а также содержательными приложениями ,таблицами, картами, диаграммами; которые направлены на самостоятельную деятельность учащихся.
Так, в учебнике 5 класса по курсу «Естествознания», даю такие задания для работы с учебником:
-прочитать текст, ответить на вопросы.
-заполнить таблицу. (Тема: «Методы изучения природы. Учёные-естествоиспытатели»
Заполняем таблицу, состоящую из двух колонок.1-имя учёного, годы жизни.
2-достижения, открытия.)
В зависимости от возрастных особенностей, содержания курса - увеличивается объём работы, количество колонок. Для сравнения: в 8классе при изучении темы «Исследование территории Казахстана», добавляю колонки: цель исследования, значение исследования.
Задания могут быть не только по тексту учебника, но и по картам, статистическим данным учебника.
Во всех учебниках, для эффективности восприятия и лучшего запоминания материала основные географические названия, определения и понятия, а также иногда названия растений и животных выделены определённым шрифтом. Методы работы:
-если, это географические названия, то выписываем в тетрадь и находим на карте. В некоторых случаях, сразу отмечаем на контурной карте.
-если, это географические понятия и термины, то выписываем в словарь для заучивания
Потому что, учебник 6 класса содержательно направлен на формирование научных знаний и представлений о природных и основных географических закономерностях, поэтому в тексте очень много терминов и понятий, также в конце учебника даётся краткий словарь, которым мы тоже пользуемся.
Кроме текста, пользуемся приложениями, которые обычно находятся в конце учебника: в виде таблиц, схем, карт, условных знаков, диаграмм, планов характеристики.
Например: в учебнике 6 класса, в приложении даются все условные знаки для дневника погоды, который учащиеся ведут в тетради.
В учебнике 7 класса, составлены планы характеристик, какого-либо географического объекта (океана, природной зоны), географического явления. Следуя этому плану, тексту параграфа, справочных материалов из учебника или другой литературы при помощи атласа, учащиеся выполняют практическую или самостоятельную работу.
Например: Практическая работа в теме «Океаны и моря у берегов Евразии». Задание:
Дать характеристику океана по выбору. (План характеристики с235 учебника, справочные таблицы с 241-242,где можно посмотреть площадь, глубину, название глубоководного желоба; параграф №15,карта океанов в атласе с 34-35.)
Задание для учащихся 10 класса:
-пользуясь статистическими данными, приведёнными в приложении учебника, постройте круговую диаграмму «Торговые связи Казахстана со странами СНГ». По тексту учебника составить кластер.
Выполняем упражнения с учебником не только в тетради, но и на контурной карте.
Задание для учащихся 11 класса:
-пользуясь справочными сведениями о странах мира, в конце учебника, отметить цветом на контурной карте монархии и республики Зарубежной Европы.
Особенно, хотелось отметить учебник для 9 класса. После текста параграфа очень много заданий: проверь себя (ответить на вопросы),найди ошибку(по заданному тексту),ваша точка зрения(высказывают своё мнение),тесты (закрепление знаний), знаете ли вы?(расширение кругозора).А также практические работы, в которых к некоторым заданиям даются не только статистические материалы, но и инструктаж по выполнению задания.(Практическая работа на с 97 «Доля городского и сельского населения в Казахстане» - построение диаграммы.)
Для слабых учащихся, даю такое задание:
-ответить на вопросы теста, при помощи текста учебника.
Работая над своей методической темой «Развитие познавательных способностей на уроках географии», стараюсь прививать навыки самостоятельной познавательной активности не только применяя учебник, но и путём привлечения дополнительных источников знаний, как, научно-популярная литература по предмету, компьютер.
Это написание рефератов, докладов, сообщений. Учащиеся пользуются литературой из школьной библиотеки. Такой, как: Красная книга Казахстана растений и животных, Жемчужина СКО, литературой по экологии.
Таким образом, учебник и дополнительная литература, способствуют углублению и развитию знаний, географических понятий, закономерностей; развитию познавательных способностей учащихся на уроках географии.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс
Опубликовано: 3619 дней назад (2 мая 2014)
Просмотров: 2721
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!