Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по развитию речи о временах года в средней группе

Занятие по развитию речи в средней группе "Времена года"
Автор: Мухина Татьяна Егоровна
Задачи:
связанная речь: учить описывать и сравнивать, правильно называть характерные признаки, строить законченные предложения.
словарь и грамматика: активизировать речь, учить использовать в речи прилагательные, пользоваться словами с противоположным значением, закреплять представления о временах года.
Материалы:
картинки разных времен года, использование ИКТ, цветные карандаши и бумага, кукла Маша из современного мультфильма.
Ход занятия:
Слышится шум в раздевалке, громкие голоса: "Я всё равно зайду!".
Воспитатель:
- Ой, ребята, что это за шум у нас в коридоре? Пойду посмотрю. (Воспитатель возвращается с "куклой Машей")
- Ребята, к нам в гости пришла Маша. Давайте с ней поздороваемся.
Дети:
- Здравствуй, Маша! Как у тебя дела?
Маша:
- У меня всё хорошо. Сейчас пойду гулять.
Воспитатель:
- Маша, а ты не замёрзла? Мне кажется ты легко одета.
Маша:
- Да, ведь на улице солнце светит.
Воспитатель:
- Но там же зима. А зимой, как известно, солнышко светит, но не греет.
Маша:
- Правда?
Воспитатель:
- Маша, я смотрю ты ничего не знаешь о временах года, садись с нами на стульчик и послушай.
- Ребята, давайте скажем Маше, какие времена года мы знаем.
Дети:
- Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. А сейчас давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой, второй - весна,
Говорят: "Весна - красна".
Третьим - лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой - осень,
Лес наряд свой сбросил.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вот видишь, Маша, какую пальчиковую гимнастику о временах года мы знаем.
- А теперь послушайте стихотворение и скажите о каком времени года в нём говорится.
Холодно берёзе,
Холодно осине,
Даже белка в шубе
На морозе стынет.
Дети:
- Зима.
Воспитатель:
- Правильно, в этом стихотворении говорится о зиме. А какие ещё признаки зимы вы знаете?
Дети:
- Мороз, идёт снег, лёд...
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, всё правильно.
Стали дождиком метели,
На дворе звонят капели,
На реке растаял лёд,
Воробей из лужи пьёт.
(Дети повторяют слова за воспитателем)
Воспитатель:
- О каком времени года я сейчас рассказала?
Дети:
- О весне.
Воспитатель:
- Правильно. А как вы догадались?
Дети:
- Светит солнышко ярче, тает снег.
Воспитатель:
- Да, ребята, повсюду звенит капель, появляются первые проталины.
- А теперь мы поиграем в игру "Подбери словечко". Маша, будешь нам помогать?
(Подбор прилагательных)
- Давайте сделаем разминку.
Физ.минутка
"Пчела".

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк,
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. Бежите по кругу на носочках и машете воображаемыми крылышками. Встаёте, загибаете по одному пальцу на обеих руках на каждое название насекомых.
Делаете кружки из пальцев и подносите их к глазам. Вновь бежите по кругу.
Медленно опускаетесь на ковёр.
Воспитатель:
- Продолжаем наше занятие, послушайте дальше.
Красным зовётся
Платье в цветах
Ягодой сладкой
Зреет в лесах.
- Дети, какое время года прозвучало сейчас в этом стихотворении?
Дети:
- Лето.
Воспитатель:
- Правильно. Это лето. Назовите мне ещё признаки лета.
Дети:
- В лесу поспевают ягоды. Повсюду летают бабочки, стрекозы. Идут тёплые дожди, громко поют птицы.
Воспитатель:
- Молодцы. А теперь ещё одно четверостишие.
Потемнели ветки
От воды туман
Гонит ветер тучи
Из холодных стран.
- Какое это время года?
Дети:
- Осень.
Воспитатель:
- Правильно. Назовите ещё признаки осени.
Дети:
- Пасмурно, идут дожди, опадают листья.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы всё угадали и назвали мне все признаки времён года. Вот, Маша, какие ребята умные.
- А теперь давайте все вместе поиграем в игру "Подбери картинку".
(Работа с интерактивной доской)
(Зимой холодно, а летом? Осенью сыро, а весной? Весной листва зелёная, а осенью?)
Воспитатель:
- Вы справились и с этим заданием. Молодцы. Нарисуйте на листочках с помощью цветных карандашей ваше любимое время года.
Выставка работ. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Вот, Маша, какие времена года есть в нашем календаре. Теперь ты сможешь одеться по погоде и пойти гулять.
Маша:
- Спасибо Вам, ребята, за интересные знания. До свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Моя малая Родина
Опубликовано: 187 дней назад (1 июня 2016)
Просмотров: 543
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Алла Сергеевна Смирнова # 1 июня 2016 в 16:33 +2
Здравствуйте! Интересный, полезный, нужный, актуальный материал Вы опубликовали. Он, несомненно, будет востребован. Для себя я тоже многое почерпнула. Спасибо за материал. Дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Ирина Павловна Жолобова # 2 июня 2016 в 15:17 0
Татьяна Егоровна, добрый вечер! Познакомилась с вашей работой, задачи соответствуют возрасту, решаются в ходе занятия через интересные игры, игровые упражнения на развитие речи. Согласна с коллегой - материал очень востребован. Не хватает фотоматериалов! Голос!
Мария Борисовна Смирнова # 4 июня 2016 в 17:47 +2
Татьяна Егоровна, благодарю вас за подробный конспект по развитию речи! Дети активизированы, увлечены устным творчеством, присутствуют игровые моменты. Занятие построено с учётом возрастных особенностей, чтобы дети не переутомились. Для большего завлечения детей, считаю, что стоит использовать презентацию с оформлением времен года, или же иллюстрации, показываемые в ходе занятия)